Место и роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление основных аспектов взаимодействия и регулирования государства экономики.

Для достижения общей цели исследования были выделены следующие задачи:
проанализировать понятие государственного регулирования;
охарактеризовать социально-экономические функции государственного регулирования экономики;
проанализировать государственное регулирование рынка труда;
охарактеризовать особенности российского рынка и его регулирование;
провести анализ российской денежно-кредитной политики на современном этапе;
дать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования.

Оглавление

Введение 3

1. Роль государства в рыночной экономике 5

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику 5

1.2 Функции государственного регулирования 7

1.3 Задачи государственного регулирования 9

2. Анализ влияния государства на рыночную экономику 10

2.1 Анализ проблем государственного регулирования 10

2.2 Анализ государственного регулирования рынка труда 13

2.3 Анализ бюджета России на 2010 год 15

3. Направления совершенствования государственного регулирования 18

3.1 Совершенствование методов государственного регулирования в области развития науки и технологий 18

3.2 Совершенствование государственного регулирования на рынке ценных бумаг 21

3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию денежно-кредитной политики 23

Заключение 27

Список используемых источников 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 95.91 Кб (Скачать)

Выводы

     Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и  межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд., или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

 

3. Направления совершенствования  государственного регулирования

3.1 Совершенствование методов государственного регулирования в области развития науки и технологий

     Методы  государственного регулирования деятельности научно-технической сферы должны учитывать специфику этой сферы, заключающуюся в том, что она  одновременно является сферой производства и социальной сферой. Входящие в  состав научного комплекса организации  могут производить товарную продукцию, способную найти покупателей  на рынках, и могут производить  знания, не поддающиеся коммерциализации. Кроме того, уже само развитие научно-технического комплекса представляет для общества ценность. Государство должно строить  отношения с организациями научно-технического комплекса с учетом указанных  особенностей. Это означает необходимость  сочетания рыночных и административных методов регулирования в данной сфере:

  1. создание и поддержание конкурентной среды и предупреждение образования монополий ведущих организаций;
  2. целенаправленное формирование рынка научных услуг и рынка наукоемкой продукции, содействие образованию недостающих элементов рынка;
  3. поддержание устойчивого спроса на услуги научных организаций со стороны государства, поддержание стабильного бюджетного финансирования научных учреждений некоммерческого типа;
  4. привлечение научных организаций региона и представителей научной общественности к решению задач государственного регулирования (разработка научно-технических программ, программ социального и экономического развития, выработка приоритетных для региона направлений научно-технической деятельности, формирование и реализация государственной научно-технической политики, выполнение заказов администрации).

     Научно-техническая  деятельность имеет особенности, в  силу которых она слабее поддается  рыночному регулированию и нуждается  в государственной поддержке. Эти  особенности:

  1. отдаленность и неопределенность результатов реализации конкретных проектов;
  2. трудность сохранения исключительных прав собственности на получаемые научные результаты;
  3. неотделимость во многих случаях научного результата от его создателей, необходимость сопровождения инновационных проектов.

     Эти особенности снижают инвестиционную привлекательность научно-технической  сферы и вынуждают государство  дополнять рыночные механизмы государственными. В то же время в долгосрочной перспективе  именно вложения в научно-техническую  сферу определяют устойчивость и  темпы развития. Наиболее полное предвидение  ожидаемых результатов может  быть обеспечено при разработке долгосрочной политики в области научно-технической  деятельности, образования и инновационной  деятельности при участии представителей государства, научной общественности и предпринимательских кругов.

     Необходимо  предусматривать финансирование из бюджета субъекта федерации региональных научно-технических программ, включающих исследования фундаментального и прикладного  характера, инновационную деятельность на предконкурентной стадии, использовать косвенные методы поддержки научно-технической  и инновационной деятельности. За счет бюджетных средств федерации  и субъектов федерации своевременно финансировать содержание уникального  научного оборудования, стимулируя в  то же время его коммерческое использование.

     Важнейшим механизмом реализации региональной научно-технической  политики является государственный  заказ, реализуемый в виде:

  1. региональных научно-технических целевых программ;
  2. важнейших инновационных проектов регионального значения;
  3. регионального заказа на прикладные исследования и научно-техническую продукцию;
  4. создания объектов инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.

     В распоряжении администрации региона  возможность воздействовать на планы  исследований бюджетных научных  организаций.

     Резервирование  доли регионального заказа для малого предпринимательства способствует формированию субконтрактных отношений  в научно-технической и инновационной  сферах.

     Финансирование  важнейших инновационных проектов регионального значения должно осуществляться на конкурсной основе с обязательным проведением экспертной оценки. Основными  критериями отбора таких проектов должны быть предполагаемые бюджетная и  научно-техническая эффективности.

     Бюджетная эффективность определяется прежде всего как соотношение бюджетных затрат на финансирование проекта и бюджетных (налоговых) поступлений от его реализации.

     Научно-техническая  эффективность определяется новизной научных и технических решений, а также возможностью введения их в хозяйственный оборот (коммерциализации) и подтверждается заключениями экспертизы.

     Для проектов социального характера  важен критерий общественной эффективности, который может быть обобщенно  выражен как показатель приращения "человеческого капитала".

     При оценке проектов необходимо учитывать  также предполагаемые коммерческие показатели организации-исполнителя  проекта (по итогам выполнения проекта), социальные и экологические показатели.

     Недостаточная привлекательность инновационных  проектов для инвесторов может быть компенсирована с помощью специализированных финансовых организаций. Стимулирование спроса на научно-технические услуги предполагает участие государства в их оплате соответственно ожидаемой эффективности этих услуг в перспективе.

     Формы, в которых может быть реализована  политика поддержки научно-технической  и инновационной деятельности, определяются регионом в рамках законодательства и с учетом региональных особенностей. Эффективность бюджетных расходов на цели поддержки научно-технической  и инновационной деятельности может  быть повышена при правильной оценке ожидаемых в перспективе позитивных результатов, и рыночных рисков в  этой сфере деятельности.

     С другой стороны, то обстоятельство, что  научно-техническая деятельность является ценной компонентой социальной жизни  в регионе, должно учитываться при  планировании государственной научно-технической  политики. В связи с этим в некоторых  случаях меры поддержки научно-технического комплекса должны быть отражены как  социальные (расходные) мероприятия  в региональных программах развития и в принимаемых годовых бюджетах.

3.2 Совершенствование государственного  регулирования на рынке ценных бумаг

     В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а  также достигнутый уровень его  развития позволяют сделать вывод  о наличии возможностей качественного  повышения конкурентоспособности  российского рынка ценных бумаг  и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

     Опорными  элементами конкурентоспособности  финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение  инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации  инвестиционных рисков; высокая степень  управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменения; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.

     В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового  рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых  нацелено на долгосрочное развитие российского  финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

  1. консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;
  2. формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;
  3. снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  4. создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;
  5. расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;
  6. внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
  7. развитие коллективных инвестиций;
  8. обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  9. развитие и совершенствование корпоративного управления;
  10. предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;
  11. совершенствование регулирования на финансовом рынке;
  12. формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.

    Рис 1. Ценные бумаги

     Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных  на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер, перечень которых  содержится в предлагаемом докладе. Доклад подготовлен в соответствии с планом заседаний Правительства  Российской Федерации на первое полугодие 2008 года и содержит предложения по реализации приоритетных направлений  развития финансового рынка, предусмотренных  проектом Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию  денежно-кредитной политики

     В 2010—2012 годах деятельность Банка  России в соответствии с Федеральным  законом “О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)”  будет направлена на поддержание  стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского  регулирования и банковского  надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков. Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет проводиться в русле выполнения принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений “Группы 20”.

     На  основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы  к контрциклическому регулированию  на предмет возможного внедрения  его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического  регулирования будет рассмотрена  возможность формирования кредитными организациями динамических резервов. Создание данных резервов будет осуществляться банками в период фазы экономического роста, что позволит в благоприятный период их деятельности обеспечить определенный “запас прочности” банковской системы и снизить волатильность финансовых результатов деятельности кредитных организаций на различных стадиях экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций.

     Также будет проведена работа по определению  на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в  кредитных организациях, включая  определение перечня вопросов, относимых  с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного  совета (совета директоров) кредитных  организаций, требований к составу  совета директоров (наблюдательного  совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом  директоров (наблюдательным советом).

Информация о работе Место и роль государства в рыночной экономике