Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление основных аспектов взаимодействия и регулирования государства экономики.
Для достижения общей цели исследования были выделены следующие задачи:
проанализировать понятие государственного регулирования;
охарактеризовать социально-экономические функции государственного регулирования экономики;
проанализировать государственное регулирование рынка труда;
охарактеризовать особенности российского рынка и его регулирование;
провести анализ российской денежно-кредитной политики на современном этапе;
дать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования.
Введение 3
1. Роль государства в рыночной экономике 5
1.1 Причины государственного вмешательства в экономику 5
1.2 Функции государственного регулирования 7
1.3 Задачи государственного регулирования 9
2. Анализ влияния государства на рыночную экономику 10
2.1 Анализ проблем государственного регулирования 10
2.2 Анализ государственного регулирования рынка труда 13
2.3 Анализ бюджета России на 2010 год 15
3. Направления совершенствования государственного регулирования 18
3.1 Совершенствование методов государственного регулирования в области развития науки и технологий 18
3.2 Совершенствование государственного регулирования на рынке ценных бумаг 21
3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию денежно-кредитной политики 23
Заключение 27
Список используемых источников 29
Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям институциональной структуры.
Государственное
регулирование экономики
Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.
Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.
В
настоящее время отсутствует
правовая база, обеспечивающая применение
средств, инструментов государственного
регулирования экономики, создание
которой следует рассматривать
в качестве приоритетного направления
развития законодательства (в широком
смысле слова), регулирующего отношения
в экономике. Так, например, остро
необходимо создание нормативной основы
для эффективного применения таких
средств как ценообразование, планирование,
в том числе программно-
Только
после того, как будет создана
правовая основа для эффективного применения
отдельных средств
Анализ
отношений, возникающих в рамках
исследования проблемы государственного
регулирования экономики, в том
числе и регулирования
Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.
Наиболее важными из нерешенных задач являются:
Таким
образом, существующая в настоящее
время система государственного
регулирования носит переходный
и незавершенный характер. Ход
реформ уже показал невозможность
эффективного развития экономики в
режиме автоматического
Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
Ключевое
значение в государственном
Рис 1. Взаимосвязь
государственной политики на рынке труда
Социальная помощь безработицы осуществляется по трём направлениям:
В системе государственного регулирования рынка труда имеют место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничения государственного вмешательства в проблемы рынка труда, поскольку характеризуют безработицу как естественное и добровольное социально-экономическое явление.
В развитых странах с развитой рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого являются денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.
Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.
Следовательно, государственное регулирование рынка труда – это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.
Важное значение в регулировании рынка имеют биржи труда.
Биржа
труда – одна из структур рыночной
экономики, организация, осуществляющая
посредничество между работниками
и предпринимателями при
Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро и т.д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.
Биржи
труда выполняют следующие
В современных условия в развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однако роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации сохраняется достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь безработным, насчитывающим многие миллионы.
Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости [3 с.151].
21
октября стало известно, что Госдума
в первом чтении приняла
К сожалению, конкретных данных, кроме громких слов и мнений, а также вырванных цифр из отдельных статей документа о бюджете, в подтверждение суждений в текстах ведущих СМИ мы не нашли. Однако государственный бюджет — это подробный финансовый план доходов и расходов, в котором есть много данных.
Вообще говоря, в РФ выделяют 3 уровня бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Бюджеты разных уровней не «входят» друг в друга, и в этой статье речь идет о бюджете самого верхнего уровня — федеральном.
На что будут потрачены деньги?
Как
видим, второй год кряду бюджет РФ
будет с большим дефицитом
финансирования. Куда будут направлены
расходы, какие статьи расходов выросли
слишком сильно, а какие чересчур
урезались — мы предлагаем вам
посмотреть самим. Из пояснительной
записки к документу о
Данные позволяют охватить взглядом все расходы федерального бюджета и сформировать первое впечатление. Также предлагаем сравнение структуры расходов по статьям.
Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения
Если
анализировать изменения в
Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие подстатьи расходов изменились значительнее всего.
Межбюджетные трансферты
Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.
Национальная экономика
Статья
«Национальная экономика» оказалась
в самом большом минусе — расходы
по ней снизились более чем
на 500 млрд. Это можно объяснить
снижением объемов
Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд.), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд.), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы»3 (+113 млрд.).
Информация о работе Место и роль государства в рыночной экономике