Место и роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление основных аспектов взаимодействия и регулирования государства экономики.

Для достижения общей цели исследования были выделены следующие задачи:
проанализировать понятие государственного регулирования;
охарактеризовать социально-экономические функции государственного регулирования экономики;
проанализировать государственное регулирование рынка труда;
охарактеризовать особенности российского рынка и его регулирование;
провести анализ российской денежно-кредитной политики на современном этапе;
дать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования.

Оглавление

Введение 3

1. Роль государства в рыночной экономике 5

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику 5

1.2 Функции государственного регулирования 7

1.3 Задачи государственного регулирования 9

2. Анализ влияния государства на рыночную экономику 10

2.1 Анализ проблем государственного регулирования 10

2.2 Анализ государственного регулирования рынка труда 13

2.3 Анализ бюджета России на 2010 год 15

3. Направления совершенствования государственного регулирования 18

3.1 Совершенствование методов государственного регулирования в области развития науки и технологий 18

3.2 Совершенствование государственного регулирования на рынке ценных бумаг 21

3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию денежно-кредитной политики 23

Заключение 27

Список используемых источников 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 95.91 Кб (Скачать)

     Следует отметить не только влияние государства  на экономику, но и влияние экономики  на государство, что отчетливо видно  из анализа современной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям институциональной структуры.

     Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной  экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что  термины «государственное регулирование  экономики» и «государственная экономическая  политика» в наше время идентичны.

     Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное  регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной  экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.

     Отсутствие  четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и  предсказуемой государственной  экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

     В настоящее время отсутствует  правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать  в качестве приоритетного направления  развития законодательства (в широком  смысле слова), регулирующего отношения  в экономике. Так, например, остро  необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких  средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое  планирование и т. д.

     Только  после того, как будет создана  правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, после того как будет  обобщен опыт их применения на практике, следует вернуться к вопросу  о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого  акта будет выступать Предпринимательский  кодекс России, в котором будет  содержаться раздел, посвященный  государственному регулированию рынка.

     Анализ  отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том  числе и регулирования отношений  в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии  особенностей, специфики предпринимательских  отношений, что проявляется в  их комплексном характере. Предпринимательские  отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения. 

     Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и  претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все  еще не сформирована.

     Наиболее  важными из нерешенных задач являются:

  1. преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности;
  2. оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;
  3. активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;
  4. поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;
  5. перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля за экспортом и возвратом валюты в страну;
  6. создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.

     Таким образом, существующая в настоящее  время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход  реформ уже показал невозможность  эффективного развития экономики в  режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его  недостатки там, где он не срабатывает  или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому  дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

2.2 Анализ государственного регулирования рынка труда

     Существуют  четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

  1. Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.
  2. Программы по подготовки и переподготовки работников.
  3. Программы содействию наймов работников.
  4. Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработицы).

     Ключевое  значение в государственном регулировании  рынка труда имеет программы  по повышению качества трудовых ресурсов совершенствованию их структуры.

     

Рис 1. Взаимосвязь государственной политики на рынке труда 

     Социальная  помощь безработицы осуществляется по трём направлениям:

  1. пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США – 50% заработной платы, во Франции – 40%, в Японии – 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии – 26 недель, в Великобритании – 45, в Канаде – 50 недель;
  2. финансовая помощь безработице;
  3. помощь безработице и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т.д.).

     В системе государственного регулирования  рынка труда имеют место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную  политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничения  государственного вмешательства в  проблемы рынка труда, поскольку  характеризуют безработицу как  естественное и добровольное социально-экономическое  явление.

     В развитых странах с развитой рыночной экономикой широко используется косвенное  регулирование рынка труда, основными  инструментами которого являются денежно-кредитная, налоговая и амортизационная  политика государства.

     Существенную  роль в регулировании рынка труда  играет законодательство в сфере  трудовых отношений и социального  обеспечения граждан.

     Следовательно, государственное регулирование  рынка труда – это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

     Важное  значение в регулировании рынка  имеют биржи труда.

     Биржа труда – одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками  и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи  труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению устройства трудящихся на работу, предпринимателям же помогают организовать наём работников.

     Биржи труда выступают в различных  формах: общества, конторы, бюро и т.д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

     Биржи труда выполняют следующие основные функции:

  1. оказание услуг при трудоустройстве безработных;
  2. оказание содействия в перемене работы;
  3. изучение спроса и предложения рабочей силы;
  4. сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;
  5. профессиональная ориентация молодёжи;
  6. организация переобучения и трудоустройства инвалидов;
  7. выдача пособий безработным (в ряде стран).

     В современных условия в развитых странах большая доля рабочей  силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однако роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации сохраняется достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь безработным, насчитывающим многие миллионы.

     Роль  государства состоит в том, чтобы  обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости [3 с.151].

2.3 Анализ бюджета России на 2010 год

     21 октября стало известно, что Госдума  в первом чтении приняла проект  бюджета на 2010 год. Принятый бюджет  СМИ сразу охарактеризовали как  «ярко социальный», «популистский», «антиэкономический», «бюджет недопущения социальных волнений». Так, ведущие деловые издания пестрят заголовками «Вся власть пенсионерам» «Бюджет-2010: развитие откладывается?» (РИА «Новости»), «Пенсии посадят бюджет» («Ведомости»).

     К сожалению, конкретных данных, кроме  громких слов и мнений, а также  вырванных цифр из отдельных статей документа о бюджете, в подтверждение  суждений в текстах ведущих СМИ  мы не нашли. Однако государственный  бюджет — это подробный финансовый план доходов и расходов, в котором  есть много данных.

     Вообще  говоря, в РФ выделяют 3 уровня бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  РФ и местные бюджеты. Бюджеты  разных уровней не «входят» друг в  друга, и в этой статье речь идет о бюджете самого верхнего уровня — федеральном.

На что  будут потрачены деньги?

     Как видим, второй год кряду бюджет РФ будет с большим дефицитом  финансирования. Куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли  слишком сильно, а какие чересчур урезались — мы предлагаем вам  посмотреть самим. Из пояснительной  записки к документу о государственном  бюджете — 2010 можно «извлечь»  структуру расходов:

     Данные  позволяют охватить взглядом все  расходы федерального бюджета и  сформировать первое впечатление. Также  предлагаем сравнение структуры расходов по статьям.

Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения

     Если  анализировать изменения в бюджете  на 2010 год по сравнению с бюджетом на текущий год (см. таблицу 1), то в  разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались  «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), национальная оборона (+3,4%), национальная безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты3, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд. (или -27%).

     Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие  подстатьи расходов изменились значительнее всего.

Межбюджетные  трансферты

     Интересно, что статья межбюджетных трансфертов  увеличилась на 174 млрд., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

Национальная  экономика

     Статья  «Национальная экономика» оказалась  в самом большом минусе — расходы  по ней снизились более чем  на 500 млрд. Это можно объяснить  снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем  году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

Статья  «Общегосударственные вопросы» увеличивается  на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых  в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и  международное сотрудничество (+34,5 млрд.), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд.), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы»3 (+113 млрд.).

Информация о работе Место и роль государства в рыночной экономике