Механизм финансового оздоровления предприятий АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выяснение сущности управления предприятием в условиях кризиса.
Задачами данной курсовой работы являются:
 рассмотрение сущности управления предприятием в условиях кризиса,
 анализ кризисности Житковичского райпо,
 определение механизма оздоровления предприятий АПК.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятий
1.2 Понятие, цели и задачи антикризисного управления
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ Житковичского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Житковичского райпо.
2.2 Анализ финансового состояния и вероятности банкротства Житковичского райпо
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
3.1 Механизм финансового оздоровления предприятий АПК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗРВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Наиболее ликвидный актив - наличные денежные средства, отражаемые на сальдо банковского счета. Следующим по степени ликвидности активом являются краткосрочные инвестиции (ценные бумаги), поскольку в случае необходимости они могут быть быстро реализованы за деньги. Дебиторская задолженность также достаточно ликвидный актив, поскольку ожидается, что дебиторы оплатят свои счета в ближайшем будущем. Наименее ликвидным текущим активом являются запасы, потому что для превращения в деньги их сначала нужно продать на целевом товарном рынке, чаще всего с отсрочкой платежа, а затем ожидать платежа покупателя. Основные средства в большинстве случаев не могут служить источником погашения текущей задолженности предприятия и ликвидным активом, во-первых, вследствие их особой функциональной роли в процессе производства, во-вторых, из-за возможных затруднений их срочной реализации.

На основании данных бухгалтерского баланса для оценки и управления финансовым состоянием на Житковичском райпо рассчитывается целый ряд коэффициентов, характеризующих ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость. Такого рода информация содержится в Пояснительной записке к годовому бухгалтерскому балансу.

Для определения платежеспособности предприятия необходимо сравнить коэффициенты ликвидности (платежеспособности) с их нормативным значением   (таблица 2.2.3) (Приложение Б).

Следует отметить, что при расчете коэффициента текущей ликвидности из общей величин оборотных активов вычитается сумма расходов будущих периодов, из суммы краткосрочных обязательств исключаются суммы доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей.

Оборотный капитал, понимаемый как разность текущих расходов и краткосрочных обязательств, отражает уровень эффективности использования финансовых ресурсов. Предприятие имеет оборотный капитал до тех пор, пока текущие активы превышают краткосрочные обязательства. При изучении состава оборотного капитала отражается порядок формирования текущих активов (за счет собственных или заемных средств).

Постановлением Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27.04.2000г. №47/76/1850/20 утверждено «Правило по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности».

Таким образом, установив удовлетворительность показателей структуры  бухгалтерского баланса, целесообразно провести детальный анализ документов бухгалтерской отчетности этого предприятия. Это даст возможность, оценить динамику изменения отдельных показателей финансовой деятельности, проследить основные направления изменения структуры бухгалтерского баланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные с аналогичными показателями других предприятий отрасли.

Вероятность банкротства: коэффициенты, характеризующие анализ банкротства названы по именам их авторов: Z-счет Альтмана, Коэффициент Фулмера, Коэффициент Чессера, Вероятность банкротства по Биверу. Наиболее широкую известность получила модель Z-счет Альтмана.

На анализируемом предприятии величина Z-счета по модели Альтмана составляет:

 

Таблица 2.2.4 - Вероятность банкротства предприятия

Z-счет

Вероятность банкротства

1,8 и меньше

от 1,81 до 2,7

от 2,8 до 2,9

3 и выше

очень высокая

высокая

возможно

очень низкая

 

Исходя из данных таблицы 2.2.4, можно сделать заключение, что на данном предприятии вероятность банкротства является очень высокой. Следовательно предприятию необходимо искать пути для выхода из кризиса и использовать для этого все резервы.

Таким образом, проанализировав финансовое состояние Житковичское райпо можно сделать вывод о том, что не смотря на возросшие объемы производства и реализации предприятие не располагает, в значительной мере, денежными средствами а степень вероятности банкротства находится на очень высоком уровне, следовательно, необходимо проводить меры по его финансовому оздоровлению.


ГЛАВА 3 ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

 

3.1 Механизм финансового оздоровления предприятий АПК

 

Реформирование убыточных сельскохозяйственных организаций представляет собой комплекс сложных организационно-экономических мер и состоит из нескольких этапов:

            реорганизация юридического лица в установленных законодательных формах;

            реорганизация предприятия как имущественного комплекса убыточной организации (то есть передача ресурсов реорганизуемого юридического лица новому собственнику);

            реструктуризации в рамках организации-инвестора трудовых отношений, управления, организации производства, финансовых обязательств;

            реконструкции.[4, с. 34]

Названые действия следует рассматривать не как обособленные методы реформирования убыточных организаций, а как этапы единого процесса преобразований.

В сельском хозяйстве по состоянию на 1 января 2005 г. количество убыточных организаций составляло 1510 или 67,7% от общей численности субъектов хозяйствования. Из них 1253 находились в сложном финансовом положении. Анализ финансового состояния убыточных предприятий на момент реорганизации и диагностика риска банкротства показали, что в процесс реорганизации было втянуто 30% хозяйств, которые следовало отнести к группе полной экономической несостоятельности, 60% предприятий с риском банкротства и 10% хозяйств, у которых риск банкротства отсутствовал.[4, с 35]

Из общей численности реорганизованных убыточных хозяйств 16% предприятий продано юридическим лицам-инвесторам как имущественные комплексы и 84% присоединено. В форме присоединения передано в собственность инвесторам 420 объектов. Следует отметить, среди  инвесторов, приобретших имущественные что комплексы убыточных организаций, 52% составили сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, 14% - агросервисные и иные организации АПК.

Примечательно, что 35% от общей численности присоединенных к сельскохозяйственным предприятиям убыточных организаций приходится на Витебскую область.

По состоянию на 1 января 2007 года, организациям–инвесторам передано в пользование 1,9 млн. га сельскохозяйственных земель, что составляет 25% общей численности угодий, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций страны.[5]

С момента реорганизации убыточных сельскохозяйственных предприятий инвесторами по различным программам вложено в аграрное производство более 7400 млрд. руб. В этой сумме собственные средства инвесторов составили 65%.

Сравнительный анализ производственно-финансовой деятельности инвесторов свидетельствует о том, что реструктуризация долгов и привлечение инвестиций оказали положительное влияние на производственно-экономические показатели указанных инвесторов с момента реорганизации убыточных сельскохозяйственных предприятий. Так прирост производства валовой продукции в стоимостном выражении в целом по реорганизованным хозяйствам составил 40,3%.

С момента реорганизации среднемесячная заработная плата работников возросла в 2,4 раза. Доход от реализации продукции увеличился в среднем на 88%.

Проблемами реорганизации убыточных сельскохозяйственных предприятий являются:

1. не отрегулированная система расчетов за проданное имущество сельскохозяйственных производственных кооперативов и направлений использования финансовых ресурсов. Необоснованные попытки органов юстиции рекомендовать направить денежные средства от реализации имущественных комплексов в бюджеты различных уровней. Расчеты могут производиться применительно к конкретным условиям по следующим вариантам:

      по СПК, созданным на базе государственных  предприятий в начале 90-х гг. решениями областных исполнительных комитетов путем безвозмездной передачи государственного имущества – с членами СПК в размере паевых взносов в уставный капитал и поступлением остальных средств в местные бюджеты;

      по СПК, где были сформированы и удостоверены долевые фонды в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 года № 49 – часть средств может быт направлена на компенсацию вкладов в долевой фонд;

      поскольку инвестиционные вложения значительно повышают стоимость имущественного комплекса на момент приобретения, средства от продажи по решению собственников следует направить на инвестирования производства, а так же на содержание либо строительство объектов социальной инфраструктуры.[4, с. 39]

2. основной проблемой схемы присоединения убыточных предприятий к сельскохозяйственным организациям является выбор инвесторов. Присоединение убыточных сельскохозяйственных организаций к платежеспособным структурам следует рассматривать как аннексию предприятий, ведущую к концентрации ресурсов в рамках одного неплатежеспособного юридического лица, усложнению системы управления и организации производства. Присоединение убыточных хозяйств эффективно только к организациям, имеющим устойчивое финансовое положение.

Исследования показывают, что эффективность процесса организации и привлечения инвестиций обеспечит соблюдение следующих правил:

1.      выбор потенциального инвестора должен осуществляться не только административным методом, но и при помощи таких механизмов, как аукционы и конкурсы, либо публичного предложения. Следует максимально использовать конкурентные преимущества убыточных хозяйств, которые могут заинтересовать определенную группу инвесторов. Такими инвестиционными преимуществами могут быть, например, выгодное месторасположение, привлекательный ландшафт, возможность развития туризма.

2.      эффективность процесса реорганизации зависит от внутриструктурных преобразований в филиалах и дочерних предприятиях организаций-инвесторов и определяется множеством взаимосвязанных между собой технологических, организационных, экономических и социальных факторов.

3.      перспективной формой реорганизации является передача в пользование  имущественных комплексов убыточных организаций потенциальным инвесторам частной формы собственности на принципах доверительного управления либо концессии.

Сегодня концессионные контракты широко практикуются за рубежом. Одной из самых распространенных разновидностей концессий в области инфраструктуры является механизм ВОТ (Build, Operate, Transfer), который предполагает создание инфраструктурного объекта за счет концессионера, получающего право эксплуатации данного объекта в течении срока, достаточного для того, чтобы окупить произведенные инвестиции. По истечении данного срока концессионер безвозмездно передает объект в собственность концедента.

Широко используется и схема ROT (Rehabilitate, Own, Transfer), заключающаяся в передаче объекта инфраструктуры, находящегося в государственной собственности, в частные руки на условиях осуществления модернизации данного объекта с последующей его эксплуатацией при принятии концессионером определенных обязательств.

Также одним из направлений финансового оздоровления предприятий АПК выступает стратегическое управление, которое призвано обеспечить достижение стоящих перед сельскохозяйственными предприятиями, обеспечивая их высокую конкурентоспособность[3, с. 22].

Таким образом, на сегодняшний день существует ряд путей, которые способствуют финансовому оздоровлению предприятий АПК. Так же нельзя не отметить большую роль работы государства в этом направлении, свидетельством которой стал Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г «О государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы» с изменениями и дополнениями 2007 года.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно сказать, что антикризисное управление это важная составляющая менеджмента в любом предприятии. В условиях рыночной нестабильности хорошо налаженное антикризисное управление позволяет достичь стабильного положения предприятия на рынке.

Первая глава раскрывает теоретические основы управления предприятием в условиях кризиса. Также в ней рассматривается сущность кризиса на предприятии, понятие, функции, этапы и методы антикризисного управления предприятием.

Вторая глава дает организационно-экономическую характеристику исследуемому предприятию - Житковичскому райпо, а также включает в себя анализ его финансового состояния и вероятности банкротства.

Информация о работе Механизм финансового оздоровления предприятий АПК