Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выяснение сущности управления предприятием в условиях кризиса.
Задачами данной курсовой работы являются:
рассмотрение сущности управления предприятием в условиях кризиса,
анализ кризисности Житковичского райпо,
определение механизма оздоровления предприятий АПК.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятий
1.2 Понятие, цели и задачи антикризисного управления
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ Житковичского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Житковичского райпо.
2.2 Анализ финансового состояния и вероятности банкротства Житковичского райпо
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
3.1 Механизм финансового оздоровления предприятий АПК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗРВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией – это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент.
Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, то есть все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса [20, с. 124].
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
к кризисам можно и необходимо готовиться;
кризисы можно смягчать;
управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта;
кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.
Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.
1. функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.
2. нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз.
3. одной из важных характеристик антикризисного управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.
4. для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:
предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
рассчитанного риска;
последовательного вывода из кризиса;
предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования. В тенденциях изменения потенциала и эффективности управления также кроются опасности кризиса.
Житковичское районное потребительское общество добровольное объединение граждан, проживающих (работающих) на территории Житковичского района Гомельской области, создано как союз потребительских обществ в 1921 году по территориальному приказу на основе объединения ее членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и 15 февраля 2000 года в соответствии с решением Собрания уполномоченных преобразовано в Житковичское районное потребительское общество.
Житковичское райпо является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, печать с его полным наименованием, штампы.
Основными целями Житковичского райпо являются наиболее полное удовлетворение материальных . иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения и защита их экономических интересов.
Достижение своей основной цели райпо, осуществляет в соответствии с действующими на территории Республики Беларусь нормативно-правовыми актами (Конституцией, Гражданским кодексом, Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь», Законом «О торговле»), а так же на основании Устава, учетной политики, принятой в райпо.
Согласно принятой в Житковичском райпо учетной политики выручку от реализации продукции (работ, услуг) товаров и признание прибыли, соответствующей полученный выручке производить по отгрузке товарно-материальных ценностей и предъявлению покупателю заказчику расчетных документов. При определении прибыли от реализации товаров торговля осуществляет распределение всех затрат на остаток товаров и на фактически реализованные товары как для целей налогообложения, так и для бухгалтерского учета. Сумма затрат, участвующих при определении прибыли, подлежащей налогообложению, и относящихся к остаткам товаров на конец месяца и на реализованные товары, определяется расчетным путем по среднему проценту на основании расчета расходов на реализованные товары
Для осуществления перечисленных видов деятельности райпо располагает необходимой материально-технической базой. Обслуживание населения осуществляют 132 магазина, торговая площадь которых составляет 11053 м. Из общего количества — 34 - продовольственные, 12 — непродовольственные, 86 - смешанного типа.
Организационное построение Житковичского РайПО в 2008 г относится к третьей модели -РайПО с филиалами. РайПО представляет собой многоотраслевой комплекс, включающий в себя торговлю, общественное питание, промышленную и заготовительную деятельность, транспорт. В состав рассматриваемого общества входят следующие обособленные структурные подразделения: ОСП РайПО «Горкоопзаготторг»; ОСП Житковичсккй коопторг»; ОСП РайПО «Продторг»; ОСП РайПО «Производственно— заготовмтельный комбинат»; ОСП РайПО «Хозторг»; ОСП РайПО «Кооптранс»; Филиал Житковичского РайПО "Туровский коопторг".
Органами управления райпо являются - Собрание уполномоченных потребительского общества (высший орган управления) и правление Житковичского райпо.
Житковичское райпо планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из покупательского спроса на товары народного потребления, на оказываемые услуги, необходимости обеспечения производственного и социального развития.
Житковичское потребительское общество действует в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся между ним и экономическими службами. Совокупность этих отношений и составляет понятие среды. На деятельность данной организации влияют факторы внутренней и внешней среды.
Факторы внутренней среды имеют отношение непосредственно к предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентуры. К этой группе факторов относят поставщиков, конкурентов и потребителей
Внешняя среда предприятия представлена факторами демографического, экономического, природного, научно-технологического, политического и культурного характера, которые оказывают влияние на внутреннюю среду.
Каждая организация испытывает воздействие на ее деятельность демографических факторов. Это обусловлено тем, что, ориентируясь на конкретные потребности, организация должна узнать, как изменяются численность населения, его возраст, доходы, состав семьи и другие подобные показатели.
В Житковичском районе проживает 43662 человека, из них 54,4% женщин, 45,6% мужчин от общего населения района. Численность населения г. Житковичи равна 16599 человек, в том числе дети -3708 человек, пенсионеры - 63 1 8 человек, трудоспособные - 6573 человек.
Численность населения Житковичского района с каждым годом уменьшается. Это в первую очередь, связано с миграцией населения, низкой рождаемостью и высокой смертностью.
Торговую сеть Житковичского района представляют 293 объекта торговли (магазинов, ларьков, палаток, киосков, аптек) различных форм собственности, из них в городе расположены 54,27% (159 единиц). Из всех торговых объектов магазинов насчитывалось 265 единиц из них 132 относятся к системе райпо.
На территория района расположены 12 сельских советов и Туровский городской Совет.
Промышленность района представлена девятью предприятиями. В основном это предприятия работающие на местном сырье. Среди них – ОАО «Житковичлес» и «Туровский леспрмхоз», торфобрикетный завод «Житковичский», мороростроительный хавод и др.
Финансовая устойчивость предприятия определяет долгосрочную (в отличие от ликвидности) стабильность (с точки зрения достаточности и эффективности использования собственного капитала) и характеризуется финансовой независимостью, способностью маневрировать собственными средствами, достаточной финансовой обеспеченностью бесперебойности основных видов деятельности. Оценка финансовой устойчивости позволяет определить финансовые возможности предприятия на длительную перспективу. Анализ финансовой устойчивости следует дополнить анализом показателей, которые представлены в таблице 2.2.1 (Приложение А).
По данным бухгалтерского баланса предприятия рассчитаем данные показатели в таблице 2.2.2 (Приложение А).
Из всех коэффициентов только показатель финансовой независимости в 2006 и 2007 годах соответствует норме, остальные же не вписываются в отведенные рамки. Заметно, что по трем позициям наблюдается снижение показателя (коэффициент финансовой независимости, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент мобильности собственных средств), что обусловлено взаимовлиянием. Коэффициент же обеспеченности собственными оборотными средствами вообще отрицательны изначально из-за того, что величина собственного капитала ниже внеоборотных активов. Коэффициент текущей задолженности увеличивается и можно сказать что он соответствует норме.
Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами погасить свои платежные обязательства.
Оценка платежеспособности предприятия производится на основе характеристики ликвидности текущих активов, т. е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятия ликвидности и платежеспособности очень близки, но ликвидность - более широкое. Слово "ликвидность" означает "легко превращаемый в деньги". Предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализовав текущие активы. От степени ликвидности зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчета, но и перспективу.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
В процессе анализа устанавливаются основные показатели финансового состояния предприятия. Одним из наиболее значимых показателей является платежеспособность.
Информация о работе Механизм финансового оздоровления предприятий АПК