Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:55, курсовая работа
Ряд крупных государственных предприятий и организаций, владеющих большим числом объектов недвижимости, готовится к их приватизации. В то же время уже приватизированные (и не менее масштабные) российские промышленные группы рассматривают различные возможности доступа на рынки капитала с целью расширения деятельности и повышения доходов от имущества. Независимо от выбранной финансовой стратегии, а этот процесс всегда связан с активами компании, оценка может касаться миллионов имущественных единиц. Но даже если речь идет пусть не о миллионах, а о тысячах объектов недвижимости, оценка уже принимает массовый характер.
Введение…………………………………………………………………….3
Основная (теоретическая) часть
Понятие массовой оценки и ее основы…………………………….5
Сходства и различия массовой и индивидуальной оценки………7
Этапы процедуры массовой оценки………………………………..9
Модели массовой оценки………………………………………….16
Сфера применения моделей массовой оценки недвижимости……………………………………………………...18
Основные проблемы массовой оценки территории…………….20
Пример (практическое применение массовой оценки недвижимости)……………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы………………………………………29
Что касается других городов
и регионов, информацию по рынку
можно получить, связавшись по телефону
с местными оценочными и брокерскими
фирмами, представителями торговых
палат или городской
После этого планируются маршруты командировок каждого оценщика, позволяющие охватить максимальное число городов. В заданиях оценщикам указывается, какую информацию они должны собрать в каждом пункте командировки и представить ее в стандартной форме с разбивкой по каждому методу оценки.
Первый этап - качественный
анализ рынка и выделение
Второй этап - выделение характеристик, по которым можно собрать информацию и определить количественное влияние на цену. Качественный анализ проводится по группам факторов и уровням их влияния.
В целом, основные факторы можно свести в таблицу (перечень примерный и должен дополняться в зависимости от конкретной ситуации):
Таблица 1. Анализ рынка: примерный перечень основных факторов
Уровни анализа Факторы спроса и предложения |
Национальный |
Регион Город |
Микрорайон |
Участок Дом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Экономические |
ставка процента, темпы инфляции |
доходы населения, цены на аналоги, цены аренды, затраты на строительство |
статус района (спад, оживление), затраты на строительство |
время и стоимость проезда, затраты на эксплуатацию |
Социальные, демографические, психологические |
национальная, возрастная и семейная структура, менталитет |
состав семей, структура занятости, социальные и рыночные ожидания |
структура соседства, уровни престижности |
соответствие стандартам потребления, характеристики потребителя |
Правовые и административные |
налоги, регистрация прав собственности, политические риски, прозрачность и стабильность законов и правил |
налоги и сборы, стабильность правил игры, условия землепользования |
ограничения на застройку и использование |
ограничения на использование и прописку |
Экологические |
природно-климатические условия |
климат и экологическое |
ландшафт, экология соседства |
топография, рельеф, близость к очагам влияния |
Градостроительные и архитектурно-типологические |
градостроительная и жилищная политика |
тип и величина поселения, степень урбанизации, транспортная инфраструктура |
доминирующая этажность, развитость социальной инфраструктуры |
тип использования, планировочная организация, количественные и качественные характеристики |
Заполнив подобную таблицу,
определив качественные факторы
и характер их влияния (повышение
или понижение цен), оценщик переходит
к количественному анализу
Массовый сбор данных по всем объектам, подлежащим переоценке, планируется на основе изучения рынка и источников информации о физических и правовых характеристиках объекта.
Построение модели основывается на анализе собранной информации и теории оценки. Конечным результатом является математическая формула в левой части которой располагается рыночная стоимость объекта на конкретный момент времени, в правой – выражение включающее в себя факторы определяющие эту стоимость. Содержание самой формулы определяется, в большей степени, методом оценки. Отметим, что существует три основных метода используемых в массовой оценке, это метод сравнения продаж, затратный метод и доходный метод (капитализации дохода).
Таким образом, на первом этапе, основываясь на анализе рынка и объеме и характере информации, выбирается метод оценки и общий вид модели (аддитивная, мультипликативная или гибридная). Следующим этапом является формирование первичных переменных модели на основе ценообразующих факторов (т.е. производится кодирование в цифровом виде качественных факторов и т.п.). Местоположение кодируется на основе системы координат с выбранной нулевой точкой. Дата сделки и год постройки могут быть преобразованы нелинейной функцией. На основе регрессионного анализа выясняется значимость первичных переменных, вводятся дополнительные комплексные переменные. Наконец, на заключительном этапе, когда определена структура модели - какие факторы и каким образом они в модель входят, производится калибровка коэффициентов модели, определяющая непосредственное влияние конкретных факторов на рыночную стоимость.
Тестирование модели происходит
на основе выборки объектов оценки
на исследуемых рынках в таком
количестве, чтобы относительные
величины корректировок, учитывающих
влияние отдельных факторов, не привели
к искажению результатов
Экспертный контроль качества модели состоит из сравнения модельных результатов оценки с экспертными оценками тех же объектов. Наиболее эффективна экспертная экспресс-оценка вызывающих сомнение объектов основной выборки с осмотром их на месте. При этом выясняются причины значимых расхождений, выделяются факторы “недоучитываемые” или “переучитываемые” моделью, вносятся необходимые поправки. Такой контроль может осуществляться в несколько этапов до момента достижения необходимой точности модельной оценки.
Кроме того, формируется контрольная выборка из объектов, ранее не использованных при калибровке моделей, на основе которой проводится статистический анализ результатов оценки. В этом случае каждая версия проходит тестирование с использованием в качестве критериев Стандарта анализа относительных показателей оценки стоимости. При необходимости модель уточняется и калибруется вновь. Главный критерий - соответствие модельных результатов реалиям рынка.
Выделяют три основных вида моделей массовой оценки, каждый из которых имеет свою специфику.
V = A0 + A1X1 +... + AnXn,
где V – стоимость объекта недвижимости;
(Х1... Хn) – характеристики объекта недвижимости;
Ai – численные коэффициенты при переменных характеристиках объекта, показывающие вклад соответствующих характеристик в стоимость.
Математическая регрессия позволяет точно рассчитать оптимальные Ai для конкретной базы данных, однако заложенное допущение о линейности вклада каждой характеристики обычно не соответствует реалиям рынка. Аддитивная модель не учитывает взаимосвязи факторов друг с другом, неудовлетворительно описывает пограничные ситуации (например, объект с очень большой площадью). Тем не менее, на основе этой модели можно сделать выводы о значимости тех или иных переменных и погрешностях информации. Аддитивная модель обычно используется для предварительного анализа.
V = B0 · Y1B1 · ... · YnBn,
где (Y1... Yn) – характеристики объекта недвижимости;
Bi – веса переменных характеристик объекта.
Простая мультипликативная модель сводится к аддитивному виду путем логарифмирования и обладает сходными недостатками. Однако она позволяет более гибко отразить зависимость (в том числе и нелинейную) стоимости от значений характеристики.
V = Z1B1 · ... · ZnBn · (A0 + A1Z n+1 +... + Am Zm),
где (Z1... Zn) – характеристики объекта недвижимости;
A-Bi – веса и коэффициенты при переменных характеристиках объекта.
Такой вид модели позволяет достаточно адекватно отображать основные тенденции рынка. Отсутствие строгой детерминации дает возможность принимать решение о способе включения (аддитивный или мультипликативный) в модель любой характеристики объекта, подбирая оптимальный с точки зрения точности прогноза. Однако такой вид модели значительно затрудняет калибровку коэффициентов. Обычно здесь используются итеративные методы.
Выбор того или другого
вида модели определяется с точки
зрения наиболее адекватного отражения
реального рынка. Простые модели
– аддитивная и мультипликативная
– могут применяться для
Любая модель – это лишь упрощенное представление реального рынка, которое не претендует на стопроцентное соответствие рыночным ценам. Существует два основных источника погрешности оценки. Это – качество информации, которая может включать как нерыночные, так и не полностью описанные сделки (может быть утрачена или откинута часть важной информации). Поэтому модель, хорошо работающая на исходной базе данных, может давать выбросы при оценке реальных объектов. Второй источник ошибок – неверные предположения, заложенные в структуру модели. Подобные недостатки можно выявить при анализе коэффициентов отношений прогнозных значений к реальным ценам сделок из базы данных, но это возможно лишь при наличии объектов с такими параметрами в контрольной выборке.
Информация о работе Массовая оценка недвижимости и сфера ее применения