Массовая оценка недвижимости и сфера ее применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Ряд крупных государственных предприятий и организаций, владеющих большим числом объектов недвижимости, готовится к их приватизации. В то же время уже приватизированные (и не менее масштабные) российские промышленные группы рассматривают различные возможности доступа на рынки капитала с целью расширения деятельности и повышения доходов от имущества. Независимо от выбранной финансовой стратегии, а этот процесс всегда связан с активами компании, оценка может касаться миллионов имущественных единиц. Но даже если речь идет пусть не о миллионах, а о тысячах объектов недвижимости, оценка уже принимает массовый характер.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Основная (теоретическая) часть
Понятие массовой оценки и ее основы…………………………….5
Сходства и различия массовой и индивидуальной оценки………7
Этапы процедуры массовой оценки………………………………..9
Модели массовой оценки………………………………………….16
Сфера применения моделей массовой оценки недвижимости……………………………………………………...18
Основные проблемы массовой оценки территории…………….20
Пример (практическое применение массовой оценки недвижимости)……………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы………………………………………29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.56 Кб (Скачать)
  1. Определение имеющихся кадровых ресурсов для проведения оценки, планирование и распределение специалистов по группам активов: необходима немногочисленная команда опытных аналитиков и оценщиков, которая может всесторонне проанализировать информацию по рынку и объектам оценки в каждой из выделенных по географическому признаку групп. Оценщики, выезжающие на места, должны посетить определенное число выбранных объектов по каждому классу и типу. Они представляют отчеты и данные для аналитических вводных по результатам командировок. Группа из трех-пяти оценщиков, выезжающих в города, а также двух-трех аналитиков, собирающих дополнительные данные и отвечающих за составление отдельных разделов отчета, сможет завершить все командировки в течение первого месяца, а оценочный анализ (построение оценочной модели) и подготовку итогового отчета - за второй и третий месяцы.

Что касается других городов  и регионов, информацию по рынку  можно получить, связавшись по телефону с местными оценочными и брокерскими  фирмами, представителями торговых палат или городской администрации. Эта информация послужит основой  для расчета поправочных коэффициентов  в оценочной модели. Определившись с численностью и составом группы, можно приступать к составлению подробных запросов клиенту для получения от него составленной по определенной форме информации, которую можно было бы ввести в компьютерную модель. Конечным продуктом должен стать перечень всех объектов с указанием значимой информации, позволяющей определить их местоположение, тип здания/строения, площадь, состояние объекта, а также иные характеристики, определяющие его специфику.

После этого планируются  маршруты командировок каждого оценщика, позволяющие охватить максимальное число городов. В заданиях оценщикам  указывается, какую информацию они  должны собрать в каждом пункте командировки и представить ее в стандартной  форме с разбивкой по каждому  методу оценки.

  1. Анализ рынка в массовой оценке имеет целью изучение всех факторов спроса и предложения, оказывающих влияние на формирование и динамику цен.

Первый этап - качественный анализ рынка и выделение характеристик, которые влияют на цены, но количественную меру их влияния определить невозможно. Эти характеристики не войдут в модель оценки, хотя будут задавать внешние  ограничения ее точности. Например - изменение политической ситуации или налоговой политики нельзя учесть в формуле, но они сильно влияют на рынок.

Второй этап - выделение  характеристик, по которым можно  собрать информацию и определить количественное влияние на цену. Качественный анализ проводится по группам факторов и уровням их влияния.

В целом, основные факторы  можно свести в таблицу (перечень примерный и должен дополняться  в зависимости от конкретной ситуации):

Таблица 1. Анализ рынка: примерный  перечень основных факторов

Уровни анализа Факторы спроса и предложения

Национальный

Регион Город

Микрорайон

Участок Дом

1

2

3

4

5

Экономические

ставка процента, темпы инфляции

доходы населения, цены на аналоги, цены аренды, затраты на строительство

статус района (спад, оживление), затраты  на строительство

время и стоимость проезда, затраты  на эксплуатацию

Социальные, демографические, психологические

национальная, возрастная и семейная структура, менталитет

состав семей, структура занятости, социальные и рыночные ожидания

структура соседства, уровни престижности

соответствие стандартам потребления, характеристики потребителя

Правовые и административные

налоги, регистрация прав собственности, политические риски, прозрачность и  стабильность законов и правил

налоги и сборы, стабильность правил игры, условия землепользования

ограничения на застройку и использование

ограничения на использование и прописку

Экологические

природно-климатические условия

климат и экологическое состояние

ландшафт, экология соседства

топография, рельеф, близость к очагам влияния

Градостроительные и архитектурно-типологические

градостроительная и жилищная политика

тип и величина поселения, степень  урбанизации, транспортная инфраструктура

доминирующая этажность, развитость социальной инфраструктуры

тип использования, планировочная организация, количественные и качественные характеристики


 

Заполнив подобную таблицу, определив качественные факторы  и характер их влияния (повышение  или понижение цен), оценщик переходит  к количественному анализу данных о ценах купли-продажи, ценах аренды, затратах на строительство и эксплуатацию, износе и т.п.

  1. Сбор данных и его стратегия сильно зависит от поставленной задачи. Независимо от метода для оценки необходимы следующие характеристики объекта: адрес (местоположение), характеристики размеров (участка, дома, квартиры, помещения), характеристики качества (для участков - форма, глубина и т.п., для зданий - тип стен, этажность, возраст, планировка, ориентация окон и т.п.), характеристики сделки: дата, источник информации и т.п. В дополнение данных из рыночных источников, для сбора характеристик объекта используются регистрационные и учетные документы, а также визуальный осмотр.

Массовый сбор данных по всем объектам, подлежащим переоценке, планируется на основе изучения рынка  и источников информации о физических и правовых характеристиках объекта.

  1. Разработка системы (структуры построение и калибровка модели):

Построение модели основывается на анализе собранной информации и теории оценки. Конечным результатом является математическая формула в левой части которой располагается рыночная стоимость объекта на конкретный момент времени, в правой – выражение включающее в себя факторы определяющие эту стоимость. Содержание самой формулы определяется, в большей степени, методом оценки. Отметим, что существует три основных метода используемых в массовой оценке, это метод сравнения продаж, затратный метод и доходный метод (капитализации дохода).

Таким образом, на первом этапе, основываясь на анализе рынка  и объеме и характере информации, выбирается метод оценки и общий  вид модели (аддитивная, мультипликативная или гибридная). Следующим этапом является формирование первичных переменных модели на основе ценообразующих факторов (т.е. производится кодирование в цифровом виде качественных факторов и т.п.). Местоположение кодируется на основе системы координат с выбранной нулевой точкой. Дата сделки и год постройки могут быть преобразованы нелинейной функцией. На основе регрессионного анализа выясняется значимость первичных переменных, вводятся дополнительные комплексные переменные. Наконец, на заключительном этапе, когда определена структура модели - какие факторы и каким образом они в модель входят, производится калибровка коэффициентов модели, определяющая непосредственное влияние конкретных факторов на рыночную стоимость.

  1. Предварительное изучение и тестирование результатов:

Тестирование модели происходит на основе выборки объектов оценки на исследуемых рынках в таком  количестве, чтобы относительные  величины корректировок, учитывающих  влияние отдельных факторов, не привели  к искажению результатов оценки. По каждому из оценочных методов  факторы, указанные в таблице  ниже, могут представлять собой потенциальные  поправочные коэффициенты в оценочной  модели.

  1. Расчет стоимости объектов: модель массовой оценки даст предварительные оценочные результаты. Итоговый анализ результатов применения модели, выполняемый для подтверждения полученных с ее помощью результатов, нужен для проверки индивидуальных значений или относительных величин в пределах той или иной группы.
  2. Контроль качества и уточнение результатов оценки, итоговый анализ оценочных результатов: анализ отдельных объектов, выполняемый на этапах 1-4, обеспечивает массив данных, необходимый для тестирования результатов, полученных с помощью оценочной модели. На основе данных об объектах оценки и соответствующих рынках может быть рассчитана некая опорная величина, с которой можно сопоставить результаты расчета стоимости объектов, полученные с помощью оценочной модели. Оценки, полученные по моделям, сравниваются с реальными ценами продаж данного рынка и производится анализ коэффициентов. Для уточнения модели оценщик проводит анализ с выездом непосредственно на объект.

       Экспертный контроль качества модели состоит из сравнения модельных результатов оценки с экспертными оценками тех же объектов. Наиболее эффективна экспертная экспресс-оценка вызывающих сомнение объектов основной выборки с осмотром их на месте. При этом выясняются причины значимых расхождений, выделяются факторы “недоучитываемые” или “переучитываемые” моделью, вносятся необходимые поправки. Такой контроль может осуществляться в несколько этапов до момента достижения необходимой точности модельной оценки.

        Кроме того, формируется контрольная выборка из объектов, ранее не использованных при калибровке моделей, на основе которой проводится статистический анализ результатов оценки. В этом случае каждая версия проходит тестирование с использованием в качестве критериев Стандарта анализа относительных показателей оценки стоимости. При необходимости модель уточняется и калибруется вновь. Главный критерий - соответствие модельных результатов реалиям рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Модели массовой оценки

 

Выделяют три основных вида моделей массовой оценки, каждый из которых имеет свою специфику.

  1. Аддитивная модель имеет следующий вид:

V = A0 + A1X1 +... + AnXn,                                      

где   V – стоимость  объекта недвижимости;

(Х1... Хn) – характеристики объекта недвижимости;

Ai – численные коэффициенты при переменных характеристиках объекта, показывающие вклад соответствующих характеристик в стоимость.

Математическая регрессия  позволяет точно рассчитать оптимальные  Ai для конкретной базы данных, однако заложенное допущение о линейности вклада каждой характеристики обычно не соответствует реалиям рынка. Аддитивная модель не учитывает взаимосвязи факторов друг с другом, неудовлетворительно описывает пограничные ситуации (например, объект с очень большой площадью). Тем не менее, на основе этой модели можно сделать выводы о значимости тех или иных переменных и погрешностях информации. Аддитивная модель обычно используется для предварительного анализа.

  1. Мультипликативная модель имеет вид

V = B0 · Y1B1 · ... · YnBn,                                          

где   (Y1... Yn) – характеристики объекта недвижимости;

Bi – веса переменных характеристик объекта.

Простая мультипликативная  модель сводится к аддитивному виду путем логарифмирования и обладает сходными недостатками. Однако она  позволяет более гибко отразить зависимость (в том числе и  нелинейную) стоимости от значений характеристики.

  1. Гибридная модель является комбинацией двух вышеперечисленных видов, например:

 

V = Z1B1 · ... · ZnBn · (A0 + A1Z n+1 +... + Am Zm),                      

где   (Z1... Zn) – характеристики объекта недвижимости;

A-Bi – веса и коэффициенты при переменных характеристиках объекта.

Такой вид модели позволяет  достаточно адекватно отображать основные тенденции рынка. Отсутствие строгой  детерминации дает возможность принимать  решение о способе включения (аддитивный или мультипликативный) в модель любой характеристики объекта, подбирая оптимальный с точки зрения точности прогноза. Однако такой вид модели значительно затрудняет калибровку коэффициентов. Обычно здесь используются итеративные методы.

Выбор того или другого  вида модели определяется с точки  зрения наиболее адекватного отражения  реального рынка. Простые модели – аддитивная и мультипликативная  – могут применяться для описания слаборазвитого рынка, где нет каких-либо нелинейных тенденций. Они достаточно логичны по своей структуре и  устойчивы в том смысле, что  отсутствуют сильные выбросы  в оценке для нестандартных объектов. Гибридная модель оптимальна для  рынка с устоявшимися нелинейными  тенденциями и сложными видами зависимости  стоимости от факторов. К сожалению, анализировать конечную гибридную  модель не так просто, как две  предыдущие, особенно если задействованы  сложные переменные, отражающие взаимовлияние  характеристик. Другой проблемой гибридной  модели является сильная зависимость  конечного результата в процессе итеративной калибровки от начальных  значений коэффициентов.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сфера применения моделей массовой оценки недвижимости

 

Любая модель – это лишь упрощенное представление реального  рынка, которое не претендует на стопроцентное  соответствие рыночным ценам. Существует два основных источника погрешности  оценки. Это – качество информации, которая может включать как нерыночные, так и не полностью описанные  сделки (может быть утрачена или откинута часть важной информации). Поэтому модель, хорошо работающая на исходной базе данных, может давать выбросы при оценке реальных объектов. Второй источник ошибок – неверные предположения, заложенные в структуру модели. Подобные недостатки можно выявить при анализе коэффициентов отношений прогнозных значений к реальным ценам сделок из базы данных, но это возможно лишь при наличии объектов с такими параметрами в контрольной выборке.

Информация о работе Массовая оценка недвижимости и сфера ее применения