Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 10:27, курсовая работа
В курсовой работе исследуется сущность макроэкономических пропорций Республики Беларусь, анализ их динамики, изучение экономического состояния Республики Беларусь.
Раскрыта роль макроэкономических пропорций в устойчивом развитии национальной экономики, основные проблемы сбалансированности, перспективы развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ………………...…….5
1.1 Понятие макроэкономических пропорций ………………….......5
1.2 Важнейшие виды макроэкономических пропорций…………….7
1.3 Макроэкономические пропорции статики и динамики……........8
2 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ..10
2.1 Основные проблемы сбалансированности национальной экономики Республики Беларусь………………………………………………..………….12
3 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЁ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ: ДИНАМИКА, ДОСТИЖЕНИЯ…. .………………………………........15
4 ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..34
Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2009 г. увеличился на 23,9%, по сравнению с августом 2010 г. уменьшился на 1,6%.
Ситуация
на потребительском рынке
Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,2% по сравнению с уровнем аналогичного периода 2009 года, при прогнозе роста на 2010 год на 14-15%. Начиная с апреля т.г. обеспечивается выполнение годового прогноза.
Темп роста реализации платных услуг населению через все каналы реализации в январе-августе 2010 года обеспечен на уровне 108,5% к январю-августу 2009 года при прогнозе на 2010 год 113-114%.
Индекс потребительских цен за январь–сентябрь 2010 года составил 106,8% (при прогнозе на 2010 год 108-110%) и не превысил расчетного показателя, предусмотренного на этот период.
Финансовое состояние организаций реального сектора экономики характеризуется следующими показателями. В целом по народному хозяйству рентабельность реализованной продукции, работ, услуг за январь-август 2010 года составила 10,1% против 10,6% за январь-август 2009 года, рентабельность продаж соответственно – 6,3% против 6,5%. За январь-июль т.г. рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 10,1%, за август – 10,2%.
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за январь-август 2010 года составила 9,9%, что соответствует уровню января-августа 2009 года, рентабельность продаж – 7,6% (за январь-август 2009 года – 7,4%). За январь-июль текущего года рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленности составила 10,1%, за август – 9,1%.
Валовой
внешний долг остается на умеренном
уровне, или 45% к ВВП. При этом доля
долгосрочного долга в
В январе-июне 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 22,1 трлн. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-июне 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, – на 1,5%), рис 3.5. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в январе-июне 2009 года до 31,8% в январе-июне текущего года.
Рисунок 3.5 - Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 18,1%, налога на прибыль – на 17,7%, акцизов – на 15,5% в реальном выражении.
Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2010 года профинансированы в сумме 24,3 трлн. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 3,6%. Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За шесть месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-июне 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 1,4 процентных пункта, рис. 3.6.
Рисунок 3.6 - Динамика структуры расходов консолидированного бюджета
В
расходах консолидированного бюджета
за январь-июнь 2010 года в разрезе
экономической классификации
Удельный
вес средств консолидированного
бюджета в финансировании инвестиций
в основной капитал в январе-июне
текущего года составил 18,9%. Опережающими
темпами финансировалось
В январе-июне 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,2 трлн. рублей, или 3,2% к ВВП (в январе-июне 2009 года дефицит составлял 1,6 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в январе-июне текущего года сложились на 46,6% из расходов республиканского бюджета и 53,4% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,2%. В январе-июне 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 1,7 трлн. рублей, или 2,1% ВВП.
Доходы республиканского бюджета составили 13,8 трлн. руб., или 99,2% (в реальном выражении) к уровню января-июня 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 15,5 трлн. руб., что на 8,1% больше, чем в январе-июне 2009 года.
О золотовалютных резервах Беларуси
По
предварительным данным, за три квартала
нынешнего года в Беларуси объем
международных резервных
В определении специального стандарта распространения данных он возрос на 332,3 миллиона долларов США, или на 5,9 процента, и составил в эквиваленте 5 984,8 миллиона долларов США.
Основными источниками увеличения международных резервных активов стали средства, поступившие от Международного валютного фонда, продажи пакета акций ОАО "Белтрансгаз", размещения Республикой Беларусь еврооблигаций на международном рынке, а также от операций Национального банка на внутреннем рынке.
Текущий
размер золотовалютных резервов нашей
страны позволяет Национальному
банку обеспечивать стабильность динамики
курса национальной валюты в пределах,
установленных Основными
На достижение вышеперечисленных показателей повлияла макроэкономическая политика государства в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь 2006-2010гг., направленная на достижение сбалансированности и пропорциональности важнейших макроэкономических пропорций и показателей.
Программа базируется на принципах преемственности, селективности (выбор приоритетов), научной обоснованности и системности экономических решений, а также на важнейшем принципе пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны быть сбалансированы по всем ресурсам и возможностям экономики и должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать экономику на формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике.
К основным достижениям развития национальной экономики можно отнести:
1. По прогнозам Международного Валютного Фонда Беларусь в 2010 году займет второе место среди стран СНГ после России по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности относительно доллара США. Хотелось бы отметить, что данный показатель в современной статистике является наиболее качественным инструментом, позволяющим сравнивать результаты экономической деятельности разных стран, так как учитывает разницу цен и позволяет точнее сравнить реальные размеры экономик – объемы рынка, структуру экономики и покупательную способность денег. МВФ предполагает, что в нашей стране в 2010 г. он составит 13 134,7 долларов США на человека. Для сравнения, в России – 15 737,7 (на 19% больше), в Украине — 6650,6 (на 50% меньше). Из всех республик бывшего СССР нас еще опережают только прибалтийские государства Литва, Латвия, Эстония, где значение данного показателя выше, соответственно, на 25%, 5% и 39%.
Таким образом, можно отметить, что существующая экономическая модель на текущий момент хоть и отстает от России и Прибалтики, в целом выглядит конкурентоспособной.
2. Наиболее динамично развивающимся сектором национальной экономики в последние пять лет было сельское хозяйство. Даже в период спада вызванного мировым финансовым кризисом, когда промышленность находилась в рецессии, сельхозпредприятия обеспечивали постоянный рост выпускаемой продукции, лишь частично замедлившись в 3-м и 4-м квартале 2009 года, когда прирост упал до +2,4% и +1,3%, соответственно. Для сравнения, за аналогичный период темпы роста в промышленности составили -4,5% и -2,8%.
По
данным национального статистического
комитета, просроченная кредиторская
задолженность
3. За период с 2006—2010 гг. в республике был принят целый ряд мер по улучшению инвестиционной привлекательности страны. Была предпринята попытка реанимировать фондовый рынок страны, отменена «золотая акция», ряд предприятий был предложен для приватизации иностранным инвесторам, уменьшена ставка налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, получен кредитный рейтинг, реформируется система налогообложения в сторону ее значительного упрощения.
Летом
2010 произошло первое успешное размещение
евробондов на сумму в 1 млрд. долларов
США. При условии успешного
4. Начиная с июня 2007 года, правительство Беларуси привлекло иностранные кредитные ресурсы на сумму 8010,5 млн. долл.
По данным Национального банка Беларуси, на 1 апреля 2010 г. отношение валового внешнего долга Беларуси к объему ВВП составило 44,7%.
По
международным стандартам, Беларусь
находится в безопасной области,
поскольку предельным значением
является планка внешнего долга в 55-60%
от ВВП.[10]
Республика Беларусь в своей социально–экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.
Вместе с тем для динамичного
развития требуется более
Основные перспективы устойчивого развития национальной экономики Республики Беларусь можно выделить в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
В соответствии с данной