Макроэкономические пропорции и сбалансированность в устойчивом развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется сущность макроэкономических пропорций Республики Беларусь, анализ их динамики, изучение экономического состояния Республики Беларусь.
Раскрыта роль макроэкономических пропорций в устойчивом развитии национальной экономики, основные проблемы сбалансированности, перспективы развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ………………...…….5
1.1 Понятие макроэкономических пропорций ………………….......5
1.2 Важнейшие виды макроэкономических пропорций…………….7
1.3 Макроэкономические пропорции статики и динамики……........8
2 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ..10
2.1 Основные проблемы сбалансированности национальной экономики Республики Беларусь………………………………………………..………….12
3 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЁ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ: ДИНАМИКА, ДОСТИЖЕНИЯ…. .………………………………........15
4 ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..34

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 661.50 Кб (Скачать)

     Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2009 г. увеличился на 23,9%, по сравнению с августом 2010 г. уменьшился на 1,6%.

     Ситуация  на потребительском рынке республики характеризуется следующими показателями.

     Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,2% по сравнению с уровнем аналогичного периода 2009 года, при прогнозе роста на 2010 год на 14-15%. Начиная с апреля т.г. обеспечивается выполнение годового прогноза.

     Темп  роста реализации платных услуг населению через все каналы реализации в январе-августе 2010 года обеспечен на уровне 108,5% к январю-августу 2009 года при прогнозе на 2010 год 113-114%.

     Индекс  потребительских цен за январь–сентябрь 2010 года составил 106,8% (при прогнозе на 2010 год 108-110%) и не превысил расчетного показателя, предусмотренного на этот период.

     Финансовое состояние организаций реального сектора экономики характеризуется следующими показателями. В целом по народному хозяйству рентабельность реализованной продукции, работ, услуг за январь-август 2010 года составила 10,1% против 10,6% за январь-август 2009 года, рентабельность продаж соответственно – 6,3% против 6,5%. За январь-июль т.г. рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 10,1%, за август – 10,2%.

     Рентабельность  реализованной продукции, работ, услуг  промышленных предприятий за январь-август 2010 года составила 9,9%, что соответствует  уровню января-августа 2009 года, рентабельность продаж – 7,6% (за январь-август 2009 года – 7,4%). За январь-июль текущего года рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленности составила 10,1%, за август – 9,1%.

     Валовой внешний долг остается на умеренном  уровне, или 45% к ВВП. При этом доля долгосрочного долга в структуре  валового внешнего долга снизилась с 70% в 2007 году до 43% в 2010-м. [8]

     В январе-июне 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 22,1 трлн. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-июне 2009 года (в реальном выражении, скорректированные  на индекс потребительских цен, – на 1,5%), рис 3.5. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в январе-июне 2009 года до 31,8% в январе-июне текущего года.

     

     Рисунок 3.5 - Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

     Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 18,1%, налога на прибыль – на 17,7%, акцизов – на 15,5% в реальном выражении.

     Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2010 года профинансированы в сумме 24,3 трлн. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 3,6%. Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За шесть месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-июне 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 1,4 процентных пункта, рис. 3.6.

     

     Рисунок 3.6 - Динамика структуры расходов консолидированного бюджета

     В расходах консолидированного бюджета  за январь-июнь 2010 года в разрезе  экономической классификации преобладали  текущие расходы – 76% в общих  расходах, в том числе расходы  на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 27,1%, субсидии и текущие трансферты – 28,6%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 21,6%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 13,7% всех бюджетных расходов.

     Удельный  вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-июне текущего года составил 18,9%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за шесть месяцев 2010 года возрос в 1,3 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 129,8 тыс. квадратных метров, или 4% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-июне 2009 года – 3,3%).

     В январе-июне 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,2 трлн. рублей, или 3,2% к ВВП (в январе-июне 2009 года дефицит составлял 1,6 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП).

     Расходы консолидированного бюджета в январе-июне текущего года сложились на 46,6% из расходов республиканского бюджета и 53,4% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,2%. В январе-июне 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 1,7 трлн. рублей, или 2,1% ВВП.        

       Доходы республиканского  бюджета составили 13,8 трлн. руб., или 99,2% (в реальном выражении) к уровню января-июня 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 15,5 трлн. руб., что на 8,1% больше, чем в январе-июне 2009 года. 

     О золотовалютных резервах Беларуси

     По  предварительным данным, за три квартала нынешнего года в Беларуси объем  международных резервных активов  в национальном определении увеличился на 506,7 миллиона долларов США, или на 8,5 процента, и достиг в эквиваленте 6 485,2 миллиона долларов США.

     В определении специального стандарта  распространения данных он возрос на 332,3 миллиона долларов США, или на 5,9 процента, и составил в эквиваленте 5 984,8 миллиона долларов США.

     Основными источниками увеличения международных резервных активов стали средства, поступившие от Международного валютного фонда, продажи пакета акций ОАО "Белтрансгаз", размещения Республикой Беларусь еврооблигаций на международном рынке, а также от операций Национального банка на внутреннем рынке.

     Текущий размер золотовалютных резервов нашей  страны позволяет Национальному  банку обеспечивать стабильность динамики курса национальной валюты в пределах, установленных Основными направлениями  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.[13] 
 
 
 

     На достижение вышеперечисленных показателей повлияла макроэкономическая политика государства в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь 2006-2010гг., направленная на достижение сбалансированности и пропорциональности важнейших макроэкономических пропорций и показателей.

     Программа базируется на принципах преемственности, селективности (выбор приоритетов), научной обоснованности и системности  экономических решений, а также на важнейшем принципе пропорциональности  и  сбалансированности.  Он  означает,  что   прогнозы  должны  быть   сбалансированы  по всем ресурсам   и   возможностям   экономики и должны отражать  сложившиеся пропорции и ориентировать   экономику на  формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике.

     К основным достижениям развития национальной экономики можно отнести:

     1. По прогнозам Международного Валютного Фонда Беларусь в 2010 году займет второе место среди стран СНГ после России по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности относительно доллара США. Хотелось бы отметить, что данный показатель в современной статистике является наиболее качественным инструментом, позволяющим сравнивать результаты экономической деятельности разных стран, так как учитывает разницу цен и позволяет точнее сравнить реальные размеры экономик – объемы рынка, структуру экономики и покупательную способность денег. МВФ предполагает, что в нашей стране в 2010 г. он составит 13 134,7 долларов США на человека. Для сравнения, в России – 15 737,7 (на 19% больше), в Украине — 6650,6 (на 50% меньше). Из всех республик бывшего СССР нас еще опережают только прибалтийские государства Литва, Латвия, Эстония, где значение данного показателя выше, соответственно, на 25%, 5% и 39%.

     Таким образом, можно отметить, что существующая экономическая модель на текущий момент хоть и отстает от России и Прибалтики, в целом выглядит конкурентоспособной.

     2. Наиболее динамично развивающимся сектором национальной экономики в последние пять лет было сельское хозяйство. Даже в период спада вызванного мировым финансовым кризисом, когда промышленность находилась в рецессии, сельхозпредприятия обеспечивали постоянный рост выпускаемой продукции, лишь частично замедлившись в 3-м и 4-м квартале 2009 года, когда прирост упал до +2,4% и +1,3%, соответственно. Для сравнения, за аналогичный период темпы роста в промышленности составили -4,5% и -2,8%.

     По  данным национального статистического  комитета, просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций на 1 июля 2010 г. составила 2 трлн. рублей. На просроченную кредиторскую задолженность приходилось 18,2% от общего объема кредиторской задолженности. На долю сельскохозяйственных организаций приходилось 32,6% всей просроченной кредиторской задолженности в республике. Она также превысила просроченную дебиторскую задолженность в 4,8 раза.

     3. За период с 2006—2010 гг. в республике был принят целый ряд мер по улучшению инвестиционной привлекательности страны. Была предпринята попытка реанимировать фондовый рынок страны, отменена «золотая акция», ряд предприятий был предложен для приватизации иностранным инвесторам, уменьшена ставка налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, получен кредитный рейтинг, реформируется система налогообложения в сторону ее значительного упрощения.

     Летом 2010 произошло первое успешное размещение евробондов на сумму в 1 млрд. долларов США. При условии успешного обслуживания этих займов Беларусь способна значительно  укрепить свои позиции, как благонадежного заемщика, на мировых финансовых рынках и повысить инвестиционную привлекательность.

     4. Начиная с июня 2007 года, правительство Беларуси привлекло иностранные кредитные ресурсы на сумму 8010,5 млн. долл.

     По  данным Национального банка Беларуси, на 1 апреля 2010 г. отношение валового внешнего долга Беларуси к объему ВВП составило 44,7%.

     По  международным стандартам, Беларусь находится в безопасной области, поскольку предельным значением  является планка внешнего долга в 55-60% от ВВП.[10] 
 
 
 
 
 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ   НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ
 

        Республика Беларусь в своей социально–экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

             Вместе с тем для динамичного  развития требуется более активное  совершенствование и модернизация  действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

            Основные перспективы устойчивого развития национальной экономики Республики Беларусь можно выделить в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь  на 2011-2015 годы.

             В соответствии с данной программой:

  1. Главным результатом реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики;
  2. Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала;
  3. В стране изменится технологическая и отраслевая структура экономики — она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств;
  4. Инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию более трети существующих и создание около одного миллиона новых рабочих мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места позволят всем трудоспособным гражданам раскрыться в профессиональном плане, с максимальной отдачей применить свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное вознаграждение за достойный труд;
  5. Все это повысит долю производств с высокой добавленной стоимостью, увеличит производительность труда;
  6.   В предстоящей пятилетке предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62 — 68 процентов, индекса промышленного производства — на 54 — 60 процентов, продукции сельского хозяйства — на 39 — 45 процентов, производства услуг — в 1,96 — 2 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9 — 1,97 раза;
  7.    Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 — 27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого — с 26,2 тыс. до 49 — 51 тыс. долларов США;
  8. Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной;
  9. Национальная социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития «собственного дела»;
  10. Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций;
  11. Будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля и сохранность частных вкладов;
  12. Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Это значит, что, как бы ни было трудно, государство всегда будет стоять на защите интересов людей, гарантируя поддержку тем, кто не может без нее справиться;
  13. Намеченные меры приблизят качество жизни населения к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза;
  14. Уровень обеспеченности жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27 — 28 кв. метров в 2015 году, цены на услуги жилищно–коммунального хозяйства будут расти в жесткой увязке с ростом доходов населения;
  15. В демографической сфере главным приоритетом государства останется повышение уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, снижении материнской и детской смертности;
  16. Образовательная и кадровая политика будут нацелены на выдвижение молодежи на ключевые позиции в политике, экономике и общественной жизни, создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения в Беларуси;
  17. Доступность услуг здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта обеспечат возможности для всестороннего развития человека — физически здорового, духовно богатого, грамотного, восприимчивого к научно–техническим нововведениям — независимо от места его жительства. Привлекательность жизни населения в любом уголке страны также повысится за счет выравнивания жилищных условий, качества и скорости транспортных путей сообщения, обеспеченности услугами современной связи;
  18. Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от того, где проживает человек;

Информация о работе Макроэкономические пропорции и сбалансированность в устойчивом развитии национальной экономики