Лизинг развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:38, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях хозяйствования усиление факторов неопределенности в развитии экономики способствует повышению интереса к различным видам предпринимательства, в том числе и к инвестиционной деятельности. Большинство экономически развитых стран, стремясь выйти из экономического кризиса, активизировали инвестиционную деятельность и решение проблем резкого повышения конкурентоспособности продукции. В связи с этим, использование разнообразных форм экономических отношений, в частности лизинга, представляющего собой форму временного пользования и владения имуществом, приобретает все большую актуальность для создания условий по привлечению капитала в жизненно важные отрасли экономики, рациональному использованию финансовых, материальных и трудовых ресурсов, обеспечению поддержки малого предпринимательства. Предпринимательская деятельность на рынке лизинговых услуг является мощным импульсом изменений форм и методов хозяйствования, технического перевооружения сферы производства и обращения, поиска и внедрения различных видов финансирования инвестиций.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….3
1.Понятие лизинг…………………………………………………………5
2. Мировые тенденции развития лизинга…………………………….8
2.1 Особенности лизинговых операций в развитых странах….9
3. Общие особенности развития лизинга …………………………..18
4. Региональные аспекты развития лизинга по континентам…..23
Заключение………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая работа Лизинг развитых стран.docx

— 372.99 Кб (Скачать)
 

     На  фоне США достижения Канады и Мексики  по объему лизинговых операций выглядят не так впечатляюще. Однако это не мешает им входить в пятнадцать ведущих мировых лизинговых стран на протяжении 1997-2009 годов. Объем лизинговых операций в этих странах составил в 2009 году соответственно 4,63 и 3,2 млрд. долл. США.

     После небольшого спада объема лизинговых операций в Канаде в 2005 году (6%), связанного с падением канадского доллара по отношению к американскому и большим государственным долгом, в 2008 году объем операций вырос на 8.3%, и увеличилась доля лизинга в инвестициях, которая в 2007 году достигла 14%.

     Лизинг  в Мексике был лишен спадов и вырос в 2007 году на 18.6%, а в 2009 году - на 6.7%. Однако на долю лизинга в инвестициях в Мексике приходится только 5%.

     Лизинг  также развивается в странах  Карибского бассейна (Панама, Барбадос, Коста-Рика и др.), но объемы лизинговых операций в них невелики.

     В 2009 году на долю Южной Америки приходилось 3.1% мирового лизинга, что составляет 11.1 млрд. долл. США. Это континент с наиболее стабильно развивающейся лизинговой деятельностью: в 2002 году наблюдался рост на 180%, в 2005 году -47.6%, 2007 году - 49%, 2009-18.9%. Наибольший объем лизингового рынка Южной Америки в 1997 году наблюдался в Бразилии - 73%, которая с объемом 8,1 млрд. долл. США заняла восьмое место в мировой классификации ведущих лизинговых стран.

     В Колумбии в 2009 году наблюдался рост объема лизинговых операций на 28.7%, в Чили - 24.7%, Перу - 91.7%. Только в Венесуэле было отмечено некоторое снижение - на 11.3%.

     В большинстве этих стран на долю лизинга  в инвестициях приходится значительная величина: в Бразилии - 20%, Колумбии - 16%, Чили - 28%.

     Азия. В 2009 году на долю Азии в мировом лизинговом бизнесе приходилось 27.8%,16 что на 1.7% больше, чем в 2007 году. В 2007 году Азия потеснила Европу, заняв второе место по объему лизинговых операций.

     Наибольший  объем лизинговых операций в Азии сосредоточен в Японии, где он в 2009 году достиг 73.67 млрд. долл. США или 81.7% всех сделок. Страна занимает второе место после США по объему лизинга, несмотря на то, что только в 2008 году здесь наметился некоторый подъем лизинговой индустрии (3.1%). Как и США, Япония на своем континенте остается вне конкуренции по объему лизинговых операций.

     Очень динамично лизинг развивался в Гонг-Конге , Индонезии, Тайване, Сингапуре и особенно в Южной Корее, которая вышла на пятое место в мировой классификации. В 2009 году рост объема лизинговых операций в этой стране составил 41.4% по сравнению с 2008 годом и достиг 13.23 млрд. долл. США. Южная Корея обогнала такие развитые страны, как Франция, Италия, Канада, а от Великобритании, которая занимает четвертое место, ее, отделяет совсем немного - менее 200 млн. долл. США (2%).

     Тринадцатое место занимает Гонг-Конг, семнадцатое - Индонезия, двадцать пятое - Китай с объемом лизинговых операций 3,66; 2,71 и 1,02 млрд.д олл. США соответственно.

     Австралия и Новая Зеландия. После спада в австралийской лизинговой индустрии в 2008 году объем лизинговых операций вырос на 16.2%, а в 2009 году - на 26.3% по сравнению с предыдущим годом. Это позволило Австралии подняться в 2009 году на девятое место в мировой классификации ведущих лизинговых стран с объемом 5.56 млрд. долл. США.

     Лизинговая  индустрия играет важную роль в новых  инвестициях, на долю которой в 2009 году приходилось 20%. Успешное развитие лизинга в Австралии во многом связано с его государственной поддержкой.

     Напротив, в Новой Зеландии существует неблагоприятный  налоговый климат в отношении средне- и долгосрочного лизинга машин и оборудования. Поэтому в основном в Новой Зеландии используется оперативный лизинг (главным образом лизинг автотранспортных средств). За 2009 год Австралия и Новая Зеландия завоевали дополнительно 0.1% мирового лизингового рынка.

     Африка. Африканский лизинговый рынок в основном представлен одной страной - Южной Африкой, на долю которой в 2009 году приходилось более 95%. Южноафриканский лизинговый бизнес активно развивался и переживал устойчивый рост. Известные политические события позволили открыть южноафриканскую экономику, как для внутренних инвестиций, так и для внешних. Финансовые южноафриканские компании расширяют лизинговые операции у себя в стране, а также начинают приобретать или открывать лизинговые компании за рубежом.

     Другая  африканская страна - Марокко - в 2008 году занимала 44-е место среди 50 ведущих лизинговых стран мира с объемом лизинговых операций в 210 млн. долл. США, а замыкает этот список Мали.

     Европа. Лизинговый бизнес в Европе был подвержен сильным колебаниям. Достигнув своего пика в 1991 году, когда объем лизинговых операций составлял более 120 млрд. долл. США или 80.9 млрд. экю, в следующие года в лизинговом бизнесе произошел существенный спад.

     Лизинговый  кризис охватил почти все ведущие  страны Западной Европы. Особенно сильно в 2006 году объем лизинговых операций уменьшился во Франции - на 21.4%, Италии - 22.4%, Испании - 43.8%, Нидерландах -13.2%, Швейцарии - 28.1%. Однако на этом негативном фоне были страны, в которых объем лизинговых операций вырос, а в некоторых странах и существенно: в Швеции - на 54.7%, Ирландии -22.2%, Норвегии - 22.1%.

     Виды  имущества, привлекательные для лизинга в Европе Наиболее привлекательным видом имущества, используемым в лизинговых операциях являются легковые автомобили (38.7%), а вместе с грузовиками на автомобильный парк приходится более 50% лизингового инвестирования.

     Второе  место по объему финансирования лизинга  занимает машиностроительное и технологическое оборудование - 24.4%. После кризиса доля этого имущества в общем объеме лизинговых операций незначительно уменьшилась - на 0.7%. На третьем месте по привлекательности находятся компьютеры и офисное оборудование - 13.9%, объем операций также уменьшился. На долю крупных контрактов по лизингу воздушных, морских, речных судов и железнодорожного подвижного состава приходится незначительная величина - 4.2%.

     Следует отметить, что основной объем лизинговых операций приходится на финансирование малых и средних предприятий. В Таблице 3 приведены данные о видах имущества, финансируемых посредством лизинга, в разрезе европейских стран. Анализ этих данных позволяет выявить страны, специализирующиеся на лизинге того или иного имущества.

     Таблица 3

     Виды  оборудования, используемые в лизинговых операциях в 2008 году

     

     Лизинг  машиностроительного и технологического оборудования наиболее распространен  в Италии как по объему операций 4303 млн. евро, так и по его доле в общем объеме лизинга - 63.2%, Испании - 1059 млн. евро или 38.6%, Франции - 2896 млн. евро или 32.46% соответственно. Лидером по абсолютному объему лизинга этого имущества является Великобритания -4790 млн. евро или 25.4% от общего объема. В Германии лизинг машиностроительного и технологического оборудования не распространен.

     Среди стран с общим объемом лизинговых операций до 2000 млн. евро лизинг машиностроительного и технологического оборудования превалирует в Ирландии - 39%, Финляндии - 36.8%, Греции - 45.3%, Венгрии - 30.1%.

     Наибольший  удельный вес лизинга компьютеров  и офисного оборудования приходится на Финляндию - 35.6%, Бельгию - 33.7%, Нидерланды -26.2%. При этом следует иметь ввиду, что абсолютные значения объемов лизинга в этих странах меньше, чем в странах большой четверки (Германия, Великобритания, Франция, Италия), в которых на лизинг данного вида имущества приходится 10-15%.

     Лизинг  грузовиков широко распространен в  Болгарии - 71.4%, Испании - 32.1%, Франции - 26.2%, которая находится на первом месте  по абсолютным объемным показателям - 2324 млн. евро.

     В большинстве стран за небольшим  исключением (Италия, Нидерланды, Испания, Дания) на первом месте стоит лизинг легковых автомобилей. Бесспорным лидером в лизинге этого вида имущества является Германия -11326 млн. евро или 58.9% от общего объема лизинговых операций в стране. Далее следует отметить страны, у которых достаточно существенны абсолютные и относительные показатели. Это Швейцария - 1150 млн. евро или 65.6%, Великобритания - 7838 млн. евро или 41.6%, Швеция - 979 млн. евро или 54%, Чешская Республика - 466 млн. евро или 57%.

     Лизинг  судов, самолетов и подвижного железнодорожного состава практикуется ограниченным числом стран и нашел наибольшее распространение в Нидерландах (19.7%) и Дании (21.7%), причем, в этих странах лизинг данного вида имущества имеет наибольший процент.

     Наиболее  распространенным сроком лизингового  контракта в большинстве стран является срок от 2 до 5 лет - 75.6% от общего количества новых контрактов.   

 

     

     Заключение 

     Следует отметить, что лизинг - это сложная  внешнеэкономическая операция. Для ее осуществления нужно располагать средствами для предоставления кредитов, а также техническими базами для хранения машин и оборудования6.

     В настоящее время можно выделить две сложившиеся системы, определяющие особенности и классификацию лизинговых операций. Англосаксонская система характерна для таких стран, как Великобритания, США, Бельгия, Германия и базируется на понятии экономической собственности, при этом в каждой конкретной сделке превалирует принцип преимущества содержания над формой. С этой точки зрения содержание контракта имеет большее значение, чем форма, в которой он был заключен. В странах же с континентальной системой право преимущества имеет форма контракта, и основой при определении прав и обязанностей сторон является понятие юридического собственника. Подробно рассмотрены эти особенности лизинга, сложившиеся в США, Великобритании и Франции. Однако существует достаточно интересная особенность, которая состоит в том, что лизинговый бизнес на каждом рынке проходит 6 этапов развития: аренда; простой финансовый лизинг; гибкий/креативный финансовый лизинг; оперативный лизинг; инновационный лизинг (новые финансовые инструменты); насыщенный (зрелый) лизинговый рынок. 

 

     

     Список  литературы 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 1996. - 368 с.
  2. Бюллетень «Промышленный маркетинг», №3(3) сентябрь, 2003 г.
  3. Веричев Д. Банковская реформа: перспективы и прогнозы //«Финмаркет», 2002 г.
  4. Горемыкин В. А. Лизинг // уч. «Дашков и К», Москва 2003 г. 
  5. Красева Т. А. Основы лизинга // Ростов на Дону, «Феникс», 2003 г.
  6. Комаров В. В. Инвестиции и лизинг в СНГ/ «Финансы и статистика», 2001г.
  7. Лещенко М. И. Основы лизинга // уч. пособие, Москва, «Финансы и статистика», 2002г.
  8. Макеева В. Г. Лизинг // уч. пособие, Москва, «Инфра-М», 2003 г.
  9. Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Семенов К.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 544 с.
  10. Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
  11. Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.

Мировая экономика: Учебное пособие для  вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.

  1. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
  2. Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2003. - 528 с.
  3. Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // МЭИМО, 2004, №10. - С.15-25.
  4. Экономика и жизнь // «Юрист» №17, 2003 г.
  5. www.centr-capital.ru
  6. http://www.raexpert.ru
  7. http://economi.info

Информация о работе Лизинг развитых стран