Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 18:04, курс лекций

Краткое описание

Введение в макроэкономику
Макроэкономика – это часть экономической теории, в которой экономические процессы рассматриваются в рамках национальной экономики в целом.
Наряду с национальной экономикой в данном разделе используются и более конкретные уровни анализа.

Файлы: 1 файл

Ekonomika_-_VIII_-_k_zachyotu (1).doc

— 326.50 Кб (Скачать)
  1. Принцип полноты

По каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления.

  1. Принцип реальности

Правдивое отражение доходов и расходов государства.

  1. Принцип гласности

Обязательная информация населения об основных расходах и истинных доходах бюджета.

 

На самом деле государства не всегда соблюдают эти принципы. Отход от принципов полноты и единства выразился в появлении большого количества внебюджетных фондов.

 

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов государства. Если же расходы больше доходов, то налицо бюджетный дефицит. Если же расходы меньше доходов – это бюджетный профицит.

Доходная часть бюджета образуется, в основном, за счёт налогов (на 90%). Оставшаяся часть (10%) – вненалоговые источники (пошлины, сборы, доход от продажи государственной и муниципальной собственности).

 

Государственные расходы делятся на 4 группы:

  1. Расходы на социально-культурные нужды
  2. Расходы на национальную экономику
  3. Военные расходы
  4. Расходы на управление

 

Последние десятилетия в развитых странах происходит постоянный рост государственных расходов. В настоящее время их доля составляет в США – 37% ВНП, Япония – 33%, ФРГ – 47%, Великобритания – 43%, Франция – 50%, Италия – 50%, Швеция – 60%, РФ – 30%.

 

В структуре государственных расходов существует две части (направления):

1. Государственные закупки товаров  или услуг (в том числе госзаказ)

2. Трансфертные платежи

 

Отличительный признак государственных закупок – потребителем является государство.

 

Виды закупок:

  1. Закупки товаров для собственного потребления
  2. Закупки для регулирования рынка (например, зерновая интервенция)

 

Государственные закупки увеличивают ВНП. Трансферты перераспределяют налоговые доходы в пользу определённых слоёв населения → трансфертные платежи не увеличивают ВНП.

 

Функции бюджета:

  1. Регулирующая

экономическое регулирование экономики

  1. Социальная

перераспределение национального дохода с целью осуществления национальных программ

 

Внебюджетные (целевые) фонды являются другой частью финансовой системы государства наряду с бюджетной. Эти фонды по целевому назначению могут быть:

- экономическими;

- социальными;

- политическими.

 

Основные источники образования внебюджетных фондов:

  1. Налоги
  2. Отчисления из бюджета
  3. Специальные взносы

 

Внебюджетные социальные фонды РФ: пенсионный фонд России (ПФР), федерация социального страхования (ФСС), федеральный фонд занятости населения и другие.

 

 

Бюджетный дефицит и источники его покрытия

 

Бюджетный дефицит – сумма, на которую в данном году расходы превысили доходы. С проблемой бюджетного дефицита сталкиваются все государства, при этом качество и характер дефицита может быть различным.

 

  1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики, в частности, вызванных необходимостью осуществления структурных реформ в национальной экономике.
  2. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективные финансово-кредитные расходы государства.

 

Причины возникновения бюджетного дефицита:

  1. Низкая эффективность экономики страны, особенно во время спада и кризиса
  2. Нерациональная структура бюджета расходов (большие военные расходы, изобилие различного рода льгот, транспортные льготы)
  3. Несоблюдение правил денежного обращения (большой объём инфляционных денег, не обеспеченных товарами или услугами)
  4. Большая доля теневого капитала в экономике

 

Способы покрытия дефицита бюджета:

  1. Эмиссия денег
  2. Ужесточение налогообложения
  3. Государственные займы

 

Государственные займы наиболее безопасны, по сравнению с эмиссией, но и они негативно влияют на экономику. Это проявляется в том, что при размещении государственного займа на рынке ссудных капиталов происходит сокращение предложения кредитных ресурсов.

Кроме того, эмиссия государственных ценных бумаг вызывает повышение процентных ставок, что негативно сказывается на инвестиционных возможностях реального сектора экономики, поскольку спрос на денежный капитал уменьшается.

 

Виды и последствия государственного долга

 

Виды государственного долга:

  1. Внутренний государственный долг

Возникает в результате размещения на внутреннем рынке госзаймов.

  1. Внешний государственный долг

Возникает в результате размещения, во-первых, займов за рубежом и, во-вторых, других форм задолженностей иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям (МВФ и Мировой Банк, например)

 

Последствия государственного долга:

  1. Позитивные:

Значение государственных заимствований состоит в том, что они являются неинфляционным источником финансированию дефицита бюджета: совокупный спрос не возрастает, изменяется только его структура – спрос переходит от покупателей ценных бумаг к исполнительным органам государственной власти.

  1. Негативные:
    1. Поиск источников покрытия госдолга приводит к необходимости увеличения налогов;
    2. Отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможность развития экономики;
    3. Возникает проблема снижения уровня жизни;
    4. Происходит перераспределения доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг: высокая доходность этих ценных бумаг (например, ГКО) ведёт к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга;
    5. В конечном счёте, происходит подрыв финансово-кредитной системы государства.

 

 

Налоговая система и регулирование экономики

 

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

 

Функции налогов:

    1. Фискальные – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций
    2. Экономическая (регулирующая) – их использование для воздействия на национальную экономику

 

Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определённую сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязательства налогоплательщиков перед государством, а экономическая – обязательства государства перед налогоплательщиками.

 

Налоговый механизм – совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.

 

Черты налоговой системы в странах с развитой рыночной экономикой:

  1. Прогрессивный характер налогообложения (более высокая ставка налогообложения применяется только к определённой части налогооблагаемой суммы)
  2. Периодичность изменения ставок налогообложения в зависимости от экономической ситуации в стране
  3. Наличие разнообразных льгот и скидок
  4. Определение начальных сумм, не облагаемых налогом

 

В системе налоговых отношений выделяются:

1. Субъект налога:

Физические или юридические лица, на которые возложена обязанность  
платить налог (налогоплательщики);

2. Носитель налога:

Лицо, которое фактически уплачивает налог;

3. Объект налога:

Доход или имущество, на которое начисляется налог (например, прибыль);

4. Источник налога:

Доход, за счёт которого уплачивается налог.

 

Виды налогов

 

По способу изъятия и объекту налогообложения все налоги делятся на:

- прямые;

- косвенные.

 

Прямые налоги – платежи, взимаемые прямо и непосредственно с субъекта налогообложения (подоходный налог, налог на имущество, ресурсные платежи).

 

Косвенные налоги – надбавка к ценам и тарифам на товары и услуги (налог на вредные привычки или роскошь – акцизы, таможенные пошлины, НДС). Формальным плательщиков налога является продавец (субъект налога), хотя реальным субъектом налогообложения является покупатель (носитель налога).

 

Главная цель косвенных налогов – стабильное и гарантированное формирование бюджета.

 

Виды налоговых ставок

А) по характеру начисления на объекты налогообложения:

  1. Пропорциональные

индифферентность налоговой ставки к величине дохода налогоплательщика, например, налог на имущество

  1. Прогрессивные

повышение или понижение налоговой ставки по мере повышения или понижения доходов налогоплательщика

  1. Регрессивные

обратная зависимость между налоговой ставкой и размером налогообложения (используется в сфере косвенного налогообложения)

 

Б) по уровню налогообложения:

1.   Государственные

2.   Местные

 

По налоговому кодексу РФ существует федеральные, региональные и местные (муниципальные) налоги. Закреплено 28 видов: 16 федеральных, 7 региональных, 5 местных.

 

Федеральные налоги: НДС, акцизы не отдельные товары, НП организаций, подоходный налог с юридических лиц (ПН), взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, налог на пользование недрами (для нефтяников – налог на добычу полезных ископаемых; НДПИ); лесной, водный, экологический налоги и т.д.

 

Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.

 

Местные налоги: земельный, на имущество физических лиц, на рекламу, на пользование/дарение, местные лицензионные сборы.

 

 

 

Структура налоговых поступлений (налоговая нагрузка на экономику, в % от ВНП)

 

Виды налогов

США

Великобритания

Франция

ФРГ

Швеция

Япония

Общая сумма, в том числе:

29

39

45

39

52

27

Подоходный налог

10

10

6

11

19

7

НП

2

4

2

2

2

6

Отчисления на социальное страхование

8

7

19

13

13

7

Косвенные налоги

9

18

18

13

18

7


 

РФ: Сумма федеральных и региональных налогов в ВВП приблизительно 30%

 

Инструменты воздействия налоговой системы на экономику:

- налоговые льготы (до нескольких  десятков: около 100 в США, 80 – Франция)

 

Льготы обычно носят региональный или выборочный характер.

 

Виды льгот:

    1. Понижение ставки налогов для предприятий, связанных с НТР
    2. Налоговые кредиты – вычеты из величины начальных налогов (например, она налога освобождается определённая доля прироста затрат на развитие той или иной сферы НИОКР)
    3. Отсрочка от уплаты налога; полное освобождение от налогов
    4. Политика ускоренной амортизации

 

Система ускоренной амортизации, увеличивающая нормы амортизации, даёт возможность фирмам вернуть стоимость основного капитала до его морального износа, а амортизационные отчисления использовать для накопления капитала, то есть для расширения производства (суммарных частных инвестиций) и модернизации оборудования. Кроме того, при ускоренной амортизации в амортизационный фонд попадает значительная часть прибыли, которая освобождается от налогов, поэтому эта мера в налоговой практике используется избирательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №6. Социальная политика государства, безработица и инфляция

 

  1. Безработица и государственное регулирование занятости

 

    1. Безработица и её основные характеристики

Безработица – отсутствие возможности для работников, способных и желающих работать, иметь рабочее место, дающее право на получение дохода.

Формула уровня безработицы (УБ, в процентах):

ЭАН – экономически активное население

 

    1. Типы и формы безработицы:

- естественная безработица:

- фрикционная:

время перехода с одного места работы на другое

- институциональная:

Провоцирующие факторы: высокое пособие по безработице, высокая минимальная зарплата, несовершенство налоговой системы, несовершенство информации о свободных местах (биржи труда)

 

- вынужденная безработица:

- технологическая

- структурная

- циклическая

- региональная

- сезонная

- скрытая

 

    1. Государственная система социальной помощи безработным

Источниками помощи безработным являются фонды социального страхования (ФСС). В их формировании используется долевое участие фирм, государства и работников. ИХ этих фондов оплачивается лечение в стационаре, пособие по временной нетрудоспособности (больничный), пособие по безработице.

Информация о работе Лекции по "Экономике"