Кривые безразличия. Бюджетная линия. Бюджетные ограничения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:46, контрольная работа

Краткое описание

Кривая безразличия – это геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух видов товаров, что потребителю безразлично какую ему выбрать. Или другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающий одинаковый уровень общей полезности от потребления двух благ . Бюджетная линия дает ответ на вопрос, что может приобрести потребитель, но для окончательного ответа о его поведении на рынке надо учитывать и то, что желает он купить. Желание приобрести товары, входящие в набор, отражает предпочтения потребителя. Их можно исследовать с помощью так называемых кривых безразличия. Построить такую кривую можно путем опроса нашего потребителя, предлагая ему оценить различные сочетания одежды и продуктов питания. При этом нас будут интересовать только такие сочетания, которые приносят потребителю, с его точки зрения, одинаковое удовлетворение его потребностей в одежде и продуктах питания. Это будет означать, что потребителю безразлично, какой именно из этих наборов приобретать. Поэтому кривая, построенная по этим точкам, носит название «кривой безразличия». Предположим, что в результате опроса потребителя нами выявлены следующие равноценные для него сочетания одежды и продуктов питания: 1) 10 единиц одежды и 5 единиц питания, или 2) 7 и 10, или 3) 5 и 20, или 4) 4 и 30, или 5) 3 и 45. Перенесем эти данные на график и получим точки а, b, с, d, e, соответствующие этим равноценным, с точки зрения потребителя, сочетаниям товаров. Соединив точки плавной кривой, получим кривую безразличия. Каждая точка этой кривой, таким образом, показывает все комбинации единиц одежды и питания, дающие «мистеру Х» одинаковое удовлетворение

Оглавление

Введение
1.Кривые безразличия. Бюджетная линия
2.Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Кривые безразличия. Бюджетная линия. Бюджетные ограничения.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Обратите  внимание на точки а, с. Сочетания товаров, представленные этими точками, также доступны потребителю, однако при его доходе принесут ему меньшее удовлетворение потребностей, так как расположены на более низкой кривой безразличия. Точка f, лежащая на кривой безразличия, наиболее удаленной от осей координат, предпочтительнее для потребителя, поскольку отражает более высокую степень полезности по сравнению с точкой d. Но при данном уровне бюджета и цен на товары потребитель не может ее достигнуть. Принципы убывания предельной и общей полезности можно наглядно проиллюстрировать на простом примере (который заодно поможет нам понять, что такое «потребительское равновесие»). Пусть потребителю предстоит сделать выбор всего из двух продуктов при ограниченной сумме денег, выделенных на их покупку. Предположим, что бутерброд стоит 1 долл., а стакан кока-колы — 2 долл., а всего потребитель может истратить 10 долл. В каком соотношении он закажет бутерброды и кока-колу? Конечно, он может съесть 10 бутербродов, не выпив ни одного стакана кока-колы. Но рациональный потребитель так, скорее всего не поступит. Он не станет давиться всухомятку последними бутербродами, а предпочтет съесть 8 бутербродов, запив их стаканом кока-колы, который принесет ему в этом наборе куда больше удовольствия, а следовательно, и полезности, чем 9-й и 10-й бутерброды. Возможно, анализируя свои субъективные ощущения, потребитель придет к выводу, что следует ограничиться б бутербродами и выпить 2 стакана кока-колы. Обратим внимание на то, что при таком поведении потребителя предельная полезность бутербродов будет возрастать, а кока-колы уменьшаться. Рано или поздно наступит момент, когда общая полезность от товаров, входящих в этот набор, станет максимальной, а дальнейшее изменение соотношения между ними приведет лишь к уменьшению этой общей полезности. Другими словами, наш потребитель достигнет точки «потребительского равновесия». Потребительское равновесие — ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше — на покупку другого [2, 107] .

Теория предельной полезности выглядит вполне логичной, хотя, как всякая теория, неизбежно несет на себе печать односторонности и ограниченности. В частности, многих теоретиков смущало то, что категория полезности слишком зыбка, субъективна и не поддается даже приблизительному количественному измерению. А то, что нельзя измерить, трудно использовать в качестве доказательства теоретических положений. Основоположники маржинализма надеялись, что развитие теории и накопление фактов со временем поможет преодолеть эту принципиальную трудность. Однако произошло нечто прямо противоположное. Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848—1923) доказал, что количественно измерить полезность невозможно даже при наличии большого числа фактов. Вывод Парето практически означал отказ от концепции предельной полезности в ее первоначальном виде. Одновременно это подвигло многих экономистов к поиску новых способов объяснения потребительского поведения на основе более реалистических допущений, сближающих теоретическое объяснение с практикой [2, 107-108] .

 

Литература

 

  1. Мамедов О.Ю. Экономическая теория .-Ростов н/Д:Феникс,2003.-416с.
  2. Овчинников В.Т.. Современная экономика.-М.:Феникс,2000.-544с.
  3. Варламова Т.П, Большая экономическая энциклопедия ..-М.: ЭКСМО,2006.-694с.
  4. Кураков Л.П.,  Экономика.-М.:Вуз и школа, 2000.-462с.
  5. Борисов А.Б. Современная экономика.-М.:Книжный мир,2002.-483с.
  6. www.referat.ru

Информация о работе Кривые безразличия. Бюджетная линия. Бюджетные ограничения