Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:49, курсовая работа
Цель работы:
- рассмотреть вопросы внешнеэкономической  деятельности и внешнеэкономической  политики;
- провести анализ законодательства, регулирующего ВЭД
- рассмотреть особенности налогообложения  ВЭД;
- выявить проблемы, связанные с  применением налогового законодательства  в сфере ВЭД;
- наметить перспективы дальнейшего  развития налогового законодательства  в сфере ВЭД;
Введение ………………………………………..…………………………………3
Гл. 1. Содержание и особенности  внешнеэкономической деятельности …...5
1.1.  Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика………………………………………..………………………………….5
1.2.     Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность……………………………………………………………………...10
Гл. 2. Анализ действующего порядка  налогообложения внешнеэкономической  деятельности в РФ……………………………………13
2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых  операций…………………..13
2.2. Особенности налогообложения  налогом на прибыль внешнеэкономической  деятельности….……………………………………….21
2.3. Особенности налогообложения  акцизом внешнеэкономической деятельности  ……………….……………………………………………………31
Гл. 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере внешнеэкономической  деятельности в РФ ..38
3.1. проблемы, связанные с применением  налогового законодательства в  сфере внешнеэкономической деятельности…………………………………...38
3.2. перспективы развития налогового  законодательства в сфере внешнеэкономической  деятельности……………….…………………………40
Заключение ………………..…………………………………………………….44
Список использованной литературы 47
ü национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.
К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие:
"О государственном 
Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РФ, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики РФ.
Регулирование ВЭД государством означает 
не только поддержку и стимулирование, 
но и контроль за соблюдением национальных 
интересов, обеспечение экономической 
безопасности. Поддержание необходимого 
уровня экономической безопасности 
становится одной из стратегических 
задач российской внешнеэкономической 
политики. Под экономической 
 
2. Анализ действующего порядка налогообложения ВЭД в РФ.
2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых операций.
Экспорт и импорт услуг всегда были одними из наиболее спорных операций при исчислении НДС. Это связано с тем, что в отличии от реализации товаров на экспорт и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно. Правильное определение места оказания услуги важно как для иностранной, так и для российской компании. Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана услуга (на территории РФ или за ее пределами), зависит, будет ли эта услуга облагается НДС. Экспорт и импорт услуг достаточно часто используют международные группы компаний в своей хозяйственной деятельности. Это может быть необходимо как для реальной деятельности, так и для взаимного финансирования или внутрихолдингового налогового планирования. Чаще всего оказание услуг иностранной организации используется в качестве одного из способов перемещения дохода российской компании за границу.[17]
Экспорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов  | ||||||
2007  | ||||||
всего  | 
  Государства-участники СНГ  | 
  Страны Дальнего зарубежья  | ||||
январь  | 
  21456  | 
  3064  | 
  18392  | |||
февраль  | 
  23561  | 
  3501  | 
  20060  | |||
январь-февраль  | 
  45017  | 
  6565  | 
  38452  | |||
март  | 
  26434  | 
  4028  | 
  22406  | |||
январь-март  | 
  71451  | 
  10594  | 
  60857  | |||
апрель  | 
  27277  | 
  4148  | 
  23129  | |||
январь-апрель  | 
  98728  | 
  14741  | 
  83987  | |||
май  | 
  29794  | 
  4426  | 
  25368  | |||
январь-май  | 
  128522  | 
  19167  | 
  109355  | |||
июнь  | 
  26969  | 
  4082  | 
  22887  | |||
январь-июнь  | 
  155492  | 
  23249  | 
  132242  | |||
июль  | 
  29845  | 
  4566  | 
  25279  | |||
январь-июль  | 
  185337  | 
  27815  | 
  157521  | |||
август  | 
  30866  | 
  4700  | 
  26166  | |||
январь-август  | 
  216203  | 
  32515  | 
  183687  | |||
сентябрь  | 
  26641  | 
  4403  | 
  22239  | |||
январь-сентябрь  | 
  242844  | 
  36918  | 
  205926  | |||
Импорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов  | 
  ||||||
2007  | 
  ||||||
всего  | 
  Государства-участники СНГ  | 
  Страны Дальнего зарубежья  | 
  ||||
январь  | 
  9847  | 
  1818  | 
  8029  | 
  |||
февраль  | 
  12376  | 
  2032  | 
  10344  | 
  |||
январь-февраль  | 
  22224  | 
  3850  | 
  18373  | 
  |||
март  | 
  15141  | 
  2304  | 
  12837  | 
  |||
январь-март  | 
  37365  | 
  6155  | 
  31210  | 
  |||
апрель  | 
  14983  | 
  2369  | 
  12613  | 
  |||
январь-апрель  | 
  52347  | 
  8524  | 
  43823  | 
  |||
май  | 
  15723  | 
  2486  | 
  13237  | 
  |||
январь-май  | 
  68071  | 
  11010  | 
  57061  | 
  |||
июнь  | 
  16765  | 
  2595  | 
  14170  | 
  |||
январь-июнь  | 
  84836  | 
  13605  | 
  71231  | 
  |||
июль  | 
  17373  | 
  2543  | 
  14830  | 
  |||
январь-июль  | 
  102209  | 
  16149  | 
  86061  | 
  |||
август  | 
  17975  | 
  2742  | 
  15233  | 
  |||
январь-август  | 
  120184  | 
  18891  | 
  101294  | 
  |||
сентябрь  | 
  16601  | 
  2514  | 
  14087  | 
  |||
январь-сентябрь  | 
  136785  | 
  21405  | 
  115380  | 
  |||
Естественно, что при экспорте услуги выгоднее перенести место ее оказания за пределы России. Зачастую это выгодно и при импорте услуг, чтобы у российской стороны не возникли обязанности налогового агента. Однако при импорте услуг нужно предварительно рассчитать, что будет выгоднее: не выполнять функции налогового агента и не получить при этом вычет НДС или перечислить налог в бюджет и поставить его сумму к вычету.
Понятие “место реализации” в налоговом законодательстве используется только применительно к НДС. И если с местом реализации товаров, как правило, ошибок не возникает, поскольку статья 147 НКРФ дает однозначную трактовку рассматриваемого понятия, то реализация работ и услуг по договорам с иностранным контрагентами зачастую ставит перед налогоплательщиками множество вопросов.
Налоговый кодекс предписывает определять место реализации услуг в соответствии со следующими категориями:
ü Местонахождение имущества, с которым связаны работы, услуги;
ü Место фактического оказания услуг;
ü Место деятельности покупателя услуг;
ü Место деятельности исполнителя работ, услуг.
Чтобы в каждом конкретном случае определить, каким образом российской компании выгоднее всего оформить свои отношения с иностранной, рассмотрим несколько типичных ситуаций подробнее.
Место реализации работ (услуг), связанных 
с движимым имуществом, зависит от 
местонахождения этого 
Прежде всего это касается организаций, которые являются заказчиками или исполнителями по договорам с иностранными контрагентами на монтаж, сборку, переработку, ремонт и техническое обслуживание движимого имущества. Зачастую, приобретая импортное оборудование, российский покупатель заказывает у иностранного поставщика его сборку и монтаж на месте (на территории РФ), что в результате приводит к необходимости платить НДС.
Компаниям, занимающимся импортом или 
экспортом услуг в сфере 
Все рассмотренные выше примеры касались ситуаций, когда определение места реализации зависело непосредственно от места оказания услуг. В то же время в некоторых случаях место реализации услуг определяется по местонахождению покупателя. Это значит, что экспорт подобных услуг не облагается НДС, поэтому их чаще всего и используют в налоговом планировании.
Это такие услуги, как:
ü Передача, переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, причем этот порядок касается передачи прав как исключительных, так и неисключительных;
ü Оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР. Причем по мнению Минфина, сюда также можно отнести аудиторские услуги и услуги, сопутствующие аудиту, оказываемые российскими плательщиками иностранным компаниям. [10]
ü Предоставление персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя данной услуги. Следует обратить внимание, определение места оказания услуг по месту деятельности покупателя в данном случае не относится к оказанию агентских услуг по подбору персонала, например, кадровыми агентствами сторонним организациям.
Чтобы без риска споров квалифицировать услуги в качестве маркетинговых, можно руководствоваться письмом ФНС России от 20.02.06 № ММ-6-03/183, в котором дан довольно большой перечень процедур по исследованию рынка. Относительно консультационных услуг такого перечня налоговики не издали, поэтому зачастую налогоплательщикам приходится доказывать принадлежность конкретных консультационных услуг в суде.
Во избежание споров целесообразно оформлять подробные документы, подтверждающие факт оказания услуг и их суть. Причем желательно, чтобы эти документы были составлены в соответствии с ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ “о бухгалтерском учете”. Перечень документов такой: договоры, задание заказчика на конкретные услуги, акты выполненных работ, отчеты исполнителя, счета-фактуры, платежные поручения.
Перемещение товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ является объектом обложения НДС. Экспортные поставки облагаются НДС по налоговой ставке О %, что предполагает не только освобождение от обложения НДС реализации продукции на экспорт, но и возмещение НДС, уплаченного поставщикам. [1; ст. 143, 164]
Освобождение НДС по ставке 0% производится при реализации: [1; ст. 164]
ü Товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов;
ü Работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;
ü Работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
ü Припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. При этом под припасами подразумевают топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания;
ü выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
ü построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов.
Для подтверждения факта реализации товаров (работ, услуг) зарубежному контрагенту российский экспортер должен представить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих экспорт. [1; ст. 165].
В общем случае в пакет включаются:
ü Контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;
ü выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
ü таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
 B случаях перевозки российскими 
перевозчиками на 
ü реестр выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы на счет российского налогоплательщика в российском банке;
ü реестр перевозочных документов, оформляемых при перевозках товаров в международном сообщении, с указанием в нем наименований или кодов входных и выходных пограничных и припортовых железнодорожных станций, стоимости работ (услуг), дат отметок таможенных органов на перевозочных документах, свидетельствующих о помещении товаров под таможенный режим экспорта или таможенный режим международного таможенного транзита либо свидетельствующих о помещении вывозимых с таможенной территории РФ продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита;
Информация о работе Кредитование внешнеэкономической деятельности