Кредитование внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
- рассмотреть вопросы внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики;
- провести анализ законодательства, регулирующего ВЭД
- рассмотреть особенности налогообложения ВЭД;
- выявить проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД;
- наметить перспективы дальнейшего развития налогового законодательства в сфере ВЭД;

Оглавление

Введение ………………………………………..…………………………………3
Гл. 1. Содержание и особенности внешнеэкономической деятельности …...5
1.1. Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика………………………………………..………………………………….5
1.2. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность……………………………………………………………………...10
Гл. 2. Анализ действующего порядка налогообложения внешнеэкономической деятельности в РФ……………………………………13
2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых операций…………………..13
2.2. Особенности налогообложения налогом на прибыль внешнеэкономической деятельности….……………………………………….21
2.3. Особенности налогообложения акцизом внешнеэкономической деятельности ……………….……………………………………………………31
Гл. 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности в РФ ..38
3.1. проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности…………………………………...38
3.2. перспективы развития налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности……………….…………………………40
Заключение ………………..…………………………………………………….44
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.25 Кб (Скачать)

ü  национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся  следующие:

"О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности"; "О  валютном регулировании и валютном  контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях"; "Таможенный кодекс РФ".

Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями  и организациями, зарегистрированными  МВЭС РФ. Зарегистрированные предприятия  вносятся в специальный реестр, который  публикуется в периодической  печати. Отказ в регистрации и  исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РФ, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики РФ.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической  безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической  политики. Под экономической безопасностью  принято понимать такое состояние  экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный  потенциал даже при неблагоприятных  условиях развития внутренних и внешних  процессов. Регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической  безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень  социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

 

2. Анализ действующего  порядка налогообложения ВЭД  в РФ.

2.1. НДС при осуществлении  внешнеторговых операций.

Экспорт и импорт услуг всегда были одними из наиболее спорных операций при исчислении НДС. Это связано  с тем, что в отличии от реализации товаров на экспорт и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно. Правильное определение  места оказания услуги важно как  для иностранной, так и для  российской компании. Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана  услуга (на территории РФ или за ее пределами), зависит, будет ли эта услуга облагается НДС. Экспорт и импорт услуг достаточно часто используют международные  группы компаний в своей хозяйственной  деятельности. Это может быть необходимо как для реальной деятельности, так  и для взаимного финансирования или внутрихолдингового налогового планирования. Чаще всего оказание услуг иностранной организации  используется в качестве одного из способов перемещения дохода российской компании за границу.[17]

Экспорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов

 

2007

всего

Государства-участники СНГ

Страны Дальнего зарубежья

январь

21456

3064

18392

февраль

23561

3501

20060

январь-февраль

45017

6565

38452

март

26434

4028

22406

январь-март

71451

10594

60857

апрель

27277

4148

23129

январь-апрель

98728

14741

83987

май

29794

4426

25368

январь-май

128522

19167

109355

июнь

26969

4082

22887

январь-июнь

155492

23249

132242

июль

29845

4566

25279

январь-июль

185337

27815

157521

август

30866

4700

26166

январь-август

216203

32515

183687

сентябрь

26641

4403

22239

январь-сентябрь

242844

36918

205926

Импорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов

 
 

2007

 

всего

Государства-участники СНГ

Страны Дальнего зарубежья

 

январь

9847

1818

8029

 

февраль

12376

2032

10344

 

январь-февраль

22224

3850

18373

 

март

15141

2304

12837

 

январь-март

37365

6155

31210

 

апрель

14983

2369

12613

 

январь-апрель

52347

8524

43823

 

май

15723

2486

13237

 

январь-май

68071

11010

57061

 

июнь

16765

2595

14170

 

январь-июнь

84836

13605

71231

 

июль

17373

2543

14830

 

январь-июль

102209

16149

86061

 

август

17975

2742

15233

 

январь-август

120184

18891

101294

 

сентябрь

16601

2514

14087

 

январь-сентябрь

136785

21405

115380

 
             

Естественно, что при экспорте услуги выгоднее перенести место ее оказания за пределы России. Зачастую это  выгодно и при импорте услуг, чтобы у российской стороны не возникли обязанности налогового агента. Однако при импорте услуг нужно  предварительно рассчитать, что будет  выгоднее: не выполнять функции налогового агента и не получить при этом вычет  НДС или перечислить налог  в бюджет и поставить его сумму  к вычету.

Понятие “место реализации” в  налоговом законодательстве используется только применительно к НДС. И  если с местом реализации товаров, как  правило, ошибок не возникает, поскольку  статья 147 НКРФ дает однозначную трактовку  рассматриваемого понятия, то реализация работ и услуг по договорам с иностранным контрагентами зачастую ставит перед налогоплательщиками множество вопросов.

Налоговый кодекс предписывает определять место реализации услуг в соответствии со следующими категориями:

ü    Местонахождение имущества, с которым связаны работы, услуги;

ü    Место фактического оказания услуг;

ü    Место деятельности покупателя услуг;

ü    Место деятельности исполнителя работ, услуг.

Чтобы в каждом конкретном случае определить, каким образом российской компании выгоднее всего оформить свои отношения с иностранной, рассмотрим несколько типичных ситуаций подробнее.

Место реализации работ (услуг), связанных  с движимым имуществом, зависит от местонахождения этого имущества. Таким образом, если имущество находится  в России, то и связанные с ним  работы (услуги) следует считать  произведенными на территории России вне зависимости от того, зарегистрирована на территории РФ компания, их выполняющая. И наоборот, если российская компания, являющаяся плательщиком НДС, будет  осуществлять работы (услуги) с движимым имуществом, находящимся на территории иностранного государства, платить  НДС по такому договору не нужно.

Прежде всего это касается организаций, которые являются заказчиками или  исполнителями по договорам с  иностранными контрагентами на монтаж, сборку, переработку, ремонт и техническое  обслуживание движимого имущества. Зачастую, приобретая импортное оборудование, российский покупатель заказывает у  иностранного поставщика его сборку и монтаж на месте (на территории РФ), что в результате приводит к необходимости  платить НДС.

Компаниям, занимающимся импортом или  экспортом услуг в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, следует  внимательно изучить предмет  договора, прежде чем его подписывать. Указанные виды деятельности также  следует рассматривать для целей  исчисления НДС с точки зрения места их фактического оказания: на территории РФ или за пределами территории РФ. Таким образом, если компания не заинтересована в уплате НДС по данным видам услуг, ей нужно доказать, что  услуги фактически оказываются за пределами  России. Если же компании выгодней заплатить  НДС и применить вычеты, надо доказать, что договор оказания услуг был  заключен и исполнялся на территории РФ.

Все рассмотренные выше примеры  касались ситуаций, когда определение  места реализации зависело непосредственно  от места оказания услуг. В то же время в некоторых случаях  место реализации услуг определяется по местонахождению покупателя. Это  значит, что экспорт подобных услуг  не облагается НДС, поэтому их чаще всего и используют в налоговом  планировании.

Это такие услуги, как:

ü   Передача, переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, причем этот порядок касается передачи прав как исключительных, так и неисключительных;

ü   Оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР. Причем по мнению Минфина, сюда также можно отнести аудиторские услуги и услуги, сопутствующие аудиту, оказываемые российскими плательщиками иностранным компаниям. [10]

ü   Предоставление персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя данной услуги. Следует обратить внимание, определение места оказания услуг по месту деятельности покупателя в данном случае не относится к оказанию агентских услуг по подбору персонала, например, кадровыми агентствами сторонним организациям.

Чтобы без риска споров квалифицировать  услуги в качестве маркетинговых, можно  руководствоваться письмом ФНС  России от 20.02.06 № ММ-6-03/183, в котором  дан довольно большой перечень процедур по исследованию рынка. Относительно консультационных услуг такого перечня налоговики не издали, поэтому зачастую налогоплательщикам приходится доказывать принадлежность конкретных консультационных услуг  в суде. 

Во избежание споров целесообразно  оформлять подробные документы, подтверждающие факт оказания услуг  и их суть. Причем желательно, чтобы  эти документы были составлены в  соответствии с ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ “о бухгалтерском учете”. Перечень документов такой: договоры, задание заказчика  на конкретные услуги, акты выполненных  работ, отчеты исполнителя, счета-фактуры, платежные поручения.

Перемещение товаров (работ, услуг) через  таможенную границу РФ является объектом обложения НДС. Экспортные поставки облагаются НДС по налоговой ставке О %, что предполагает не только освобождение от обложения НДС реализации продукции на экспорт, но и возмещение НДС, уплаченного поставщикам. [1; ст. 143, 164]

Освобождение НДС по ставке 0% производится при реализации: [1; ст. 164]

ü   Товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов;

ü   Работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;

ü   Работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

ü   Припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. При этом под припасами подразумевают топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания;

ü   выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;

ü    построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов.

Для подтверждения факта реализации товаров (работ, услуг) зарубежному  контрагенту российский экспортер  должен представить в налоговый  орган пакет документов, подтверждающих экспорт. [1; ст. 165].

В общем случае в пакет включаются:

ü   Контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;

ü   выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

ü   таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.        

B случаях перевозки российскими  перевозчиками на железнодорожном  транспорте товаров за рубеж для подтверждения экспорта услуг таможенная декларация представляться не должна. [1; ст. 165]. Вместо нее для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы должны быть представлены:

ü   реестр выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы на счет российского налогоплательщика в российском банке;

ü   реестр перевозочных документов, оформляемых при перевозках товаров в международном сообщении, с указанием в нем наименований или кодов входных и выходных пограничных и припортовых железнодорожных станций, стоимости работ (услуг), дат отметок таможенных органов на перевозочных документах, свидетельствующих о помещении товаров под таможенный режим экспорта или таможенный режим международного таможенного транзита либо свидетельствующих о помещении вывозимых с таможенной территории РФ продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита;

Информация о работе Кредитование внешнеэкономической деятельности