Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:00, курсовая работа
Цели :
Расширить свои знания в области экономики.
Раскрыть роль центрального и коммерческих банков в кредитно-денежной политике государства.
Выявить признаки, цели, инструменты кредитно-денежной политики и их влияние на процесс инфляции и безработицы.
Определить приоритеты кредитно-денежной политики на будущий год и их влияние на основные макроэкономические показатели.
Введение
1. Центральные банки
2. Цели кредитно-денежной политики
3. Методы проведения КДП.
3.1«Узкая» и «широкая» денежная политика.
3.2.Политика минимальных резервов.
3.3.Политика «дешевых» и «дорогих» денег.
3.4.Политика учетной ставки.
4. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР.
4.1.Обязательные резервы.
4.2.Ставка рефинансирования банков.
4.3.Операции на открытом рынке.
4.4Девизные операции.
5. Кредитно-денежная политика в 2000г.
Заключение
Определяя последовательное
снижение инфляции и обеспечение
главной динамики курса национальной
валюты в качестве первоочередных целей
своей деятельности, банк России считает
необходимым в максимальной степени
поддерживать экономическую политику
Правительства Российской Федерации,
основные параметры кредитно-денежной
политики рассчитываются с учетом прогноза
социально-экономического развития страны,
использованного Правительством Российской
Федерации в расчетах проектов Федерального
бюджета.
Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, воздействует на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.
Чаще
всего денежно-кредитная
Независимость ЦБР как критерий эффективности проведения КДП
Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Разная степень независимости центральных банков означает их различные возможности и методы проведения денежно-кредитной политики.
В мировой практике среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков принято выделять следующие:
Доля собственности государства в капитале центрального банка.
Процедура назначения или выбора руководства банка;
Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
Наличие законодательного ограничения кредитования правительства.
Состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики не оказывает существенного влияния на его независимость.
ЦБР
более зависим от государства.
По существующему Федеральному закону
«О Центральном банке» ЦБР обязан всего
лишь предоставить в Государственную
Думу проект «Основных направлений денежно-кредитной
политики», предварительно представив
его Президенту и правительству РФ. А Госдума
ограничивается его рассмотрением. По
степени независимости Банк России уступает
только центральным банкам Германии и
Швейцарии, в законодательстве которых
отсутствует право государства на вмешательство
в денежную политику центрального банка,
а также Австрии и Дании, где это право
не предусмотрено.
3.1 Различают
«узкую» и «широкую» денежно-кредитную
политику.
Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. | Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. |
3.2. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.
Другая
функция подобного
3.3.Политика «дешевых» и «дорогих» денег
Выделяют два вида денежно-кредитной политики – политику «дешевых» и «дорогих» денег.
Политика
«дешевых» денег
Ее противоположностью является политика «дорогих» денег. Признаками таковой являются повышение нормы обязательного резервирования и учетной ставки, а также скупка центробанком ценных бумаг.
В
Российской Федерации проводится политика
«дорогих» денег, но это не совсем
правильно с учетом ситуации в
настоящее время. Банки, потерявшие
значительную часть своих активов,
не располагают значительными свободными
средствами. И сдерживающая политика не
оказывает положительного влияния на
банковскую систему России.
3.4. Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство. Однако, этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.
Стр. № 1 Приложения № 1
4. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБР.
Инструменты денежно-кредитной политики – это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.
4.1. Обязательные резервы
Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы.
Стр.1 Приложения №2
4.2. Рефинансирование банков
Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Таким образом ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.
Стр.1 Приложения №3
В
настоящее время
Ставки по кредитам «овернайт» и внутридневным кредитам используются Банком России при предоставлении кредитов банкам для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течении дня или для завершения операционного дня. Объемы подобных кредитов в условиях наличия свободной ликвидности не велики, и поэтому эти процентные ставки не оказывают определяющего влияния на изменение ситуации с ликвидностью на межбанковском кредитном рынке. Ставка по ломбардным аукционам при сложившемся уровне ликвидности банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка.
Международные исследования обнаружили, что эффективностью обладают лишь интервенции центральных банков США, Японии и Германии. Большинство же центральных банков в этом преуспело мало. Например, слабое влияние валютных интервенций на курс национальной денежной единицы отмечено в таких развитых странах, как Швеция и Канада.
Проиллюстрировать результаты анализа можно, рассмотрев динамику курса доллара США к российскому рублю, которая подтверждает успешные действия ЦБР по сглаживанию колебаний курса и слабое влияние валютных интервенций на замедление или прекращение падения курса рубля.
Стр.1 Приложения № 4
4.3.Операции на открытом рынке – покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.
4.4. Девизные операции (валютные интервенции) – это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.
Существует три альтернативных критерия определения эффективности валютных интервенций.
«Направление» - если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции, то она эффективна. Иными словами, если центральный банк продает или покупает валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться.
«Сглаживание» - интервенция эффективна, когда усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а если увеличивается – то к торможению роста.
«Разворот» - интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но и в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период. Происходит разворот тренда или центральный банк «гребет против течения».
5. Кредитно-денежная политика в 2000 году.
Главной
задачей денежно-кредитной
Цель на 2005 год – снижение инфляции до 10-11%.
В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики может быть определен прирост денежной массы М2.
Стр. 1, 2,3 Приложения № 5
Денежная
масса – совокупность покупаемых,
платежных и накопленных
Контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля и является основой плавного и предсказуемого изменения валютного курса.
Информация о работе Кредитно – денежная политика Российской Федерации: тенденции и перспективы