Кредит. Его структура и система. Банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:25, реферат

Краткое описание

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеют государственный кредит.
Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.

Оглавление

1. Содержание, функции и формы государственного кредита……………………………….4
1.1 Сущность и значение государственного кредита………………………………………….4
1.2. Функции государственного кредита……………………………………………………….5
1.3. Формы государственного кредита………………………………..………………………..7
2. Структура современной кредитной системы………………………………………………..9
3. Коммерческие банки и их роль в регулировании денежного обращения. Денежно-кредитный мультипликатор. Прибыльность и ликвидность. ………………………….……10
3.1. Коммерческие банки и их роль в регулировании денежного обращения. …………….10
3.2. Денежно-кредитный мультипликатор. …………………………………………………..11
3.3. Прибыльность и ликвидность. ……………………………………………………………11
4. Центральный банк и его функции. Основные операции по регулированию денежного обращения страны. Содержание и структура финансовой системы. Роль и функции государственного бюджета…………………………………………………………………….12
4.1. Центральный банк и его функции………………………………………………………...12
4.2. Основные операции по регулированию денежного обращения страны…………….....13
4.3. Содержание и структура финансовой системы……………………………………….....14
4.4. Роль и функции государственного бюджета…………………………………………..…17
5. Структура налоговой системы…………………………………………………………..…..19
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Кредит. Его структура и система. Банки.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

можно встретить  практически повсеместно. К ним  относятся в  расходной  части

- социальная  поддержка  и  национальная  безопасность,  субсидии  отдельным

отраслям, регионам, расходы по управлению  и  обслуживанию  государственного

долга. В доходной  части  непременно  присутствуют  налоги  на  население  и

корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные  займы.

       Дефицит бюджета и величина  государственного  долга  -  это   важнейшие

показатели  состояния  экономики,  поэтому   данной   проблеме   традиционно

уделяется большое  внимание. Дефицит бюджета - это та  сумма,  на  которую  в

данном году расходы бюджета  превосходят  его  доходы.  В  теории  различают

активный и  пассивный дефициты.  Первый  возникает  в  результате  превышения

бюджетных расходов, второй  -  в  связи  со  снижением  налоговых  и  прочих

поступлений (из-за замедления экономического роста или  иных причин).

       Причин бюджетного дефицита может  быть много:

       . спад общественного производства;

       . рост предельных издержек общественного  производства;

       . массовый выпуск “пустых” денег;

       . неоправданно “раздутые” социальные  программы;

       . возросшие затраты на финансирование  ВПК;

       . крупномасштабный оборот “теневого” капитала;

       . огромные непроизводительные  расходы,  приписки,  хищения,  потери

         произведенной продукции  и   многое  другое,  пока  не  поддающееся

         общественному учету.

            В экономических системах с   фиксированным  количеством  денег  в

обращении правительство  располагает двумя традиционными  способами  покрытия

дефицита бюджета - это государственные займы и  ужесточение налогообложения.

            Бюджетный  дефицит  относится   к  так  называемым  отрицательным

экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы,  банкротства,

которые, однако, являются неотъемлемыми  элементами  экономической  системы.

Более  того,  без  них  экономическая  система  утрачивает   способность   к

самодвижению  и поступательному развитию.

             Существует  несколько  концепций   бюджетной  политики.   Первая

концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно  сбалансирован.

До  недавнего  времени  ежегодно  сбалансированный  бюджет  считался   целью

финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой  проблемы

становится  очевидно,  что  такое  состояние   бюджета   исключает   или   в

значительной   степени   уменьшает   эффективность    фискальной    политики

государства, имеющей  антициклическую, стабилизирующую направленность.

            Вторая концепция базируется  на  том,  что  бюджет  должен  быть

сбалансирован в ходе экономического  цикла,  а  не  за  каждый  год.  Данная

концепция  предполагает,  что  правительство  осуществляет   антициклическое

воздействие  и  одновременно  стремится  сбалансировать  бюджет.  Логическое

обоснование  этой   концепции   бюджетной   политики   просто,   разумно   и

привлекательно. Для того, чтобы противостоять  спаду,  правительство  снижает

налоги и увеличивает  расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит  бюджета.  В

ходе последующего инфляционного  подъема  правительство  повышает  налоги  и

снижает правительственные  расходы. Возникающее положительное  сальдо  бюджета

может быть использовано на покрытие дефицита,  возникшего  в  период  спада.

Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику  и

одновременно  балансирует бюджет, но не обязательно  ежегодно, а, возможно  за

период в несколько  лет.

            Третья концепция связана с  идеей так  называемых  функциональных

финансов. В соответствии с этой концепцией  целью  государственных  финансов

является обеспечение  сбалансированности экономики, а не  бюджета,  при  этом

достижение  макроэкономической   стабильности   может   сопровождаться   как

устойчивым положительным  сальдо,  так  и  устойчивым  бюджетным  дефицитом.

Таким  образом,  сбалансированность  бюджета  в  данной  концепции  является

второстепенной  проблемой.

            Вторая и третья концепции  лежат в  основе  финансовой  политики,

ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся  на  потенциал  денежного

хозяйства страны.  Такая  политика  предполагает  наличие  четкой  программы

финансовых мероприятий  в рамках денежного  потенциала  страны,  контроль  за

развитием бюджетного дефицита и поиск источников  его покрытия,  выделение

бюджетных средств  на мероприятия, дающие значительный экономический  эффект.

            Однако при всей привлекательности  политики  бюджетного  дефицита

крупные дефициты приводят к  значительным  отрицательным  последствиям  даже

для “богатых”  в экономическом отношении стран. В конечном  счете  нарастание

бюджетного   дефицита   приводит   в   экономике   к   появлению   и   росту

государственного  долга.

            Государственный долг - это сумма   накопленного  за  определенный

период времени  бюджетных  дефицитов  за  вычетом  имевшихся  за  это  время

положительных сальдо  бюджета.  Бюджетный  дефицит  и  государственный  долг

тесно  связаны,  так  как,  во  первых,  государственный  займ  -  важнейший

источник покрытия  бюджетного  дефицита,  во-вторых,  определить,  насколько

опасен  тот  или  иной  размер  дефицита  бюджета,  невозможно  без  анализа

величины   государственного   долга.   С   другой   стороны,   для    оценки

государственного  долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

            Рост государственного долга  влечет за собой реальные  негативные

экономические последствия. Во-первых, выплата процентов  по  государственному

долгу  увеличивает  неравенство  в  доходах,  поскольку  значительная  часть

государственных  обязательств  сконцентрирована  у  наиболее   состоятельной

части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как  средство  выплаты

государственного  долга  или  его  уменьшения)  может   подорвать   действие

экономических  стимулов  развития   производства,   снизить   инвестиции   в

производство, а  также усилить  социальную  напряженность.  В-третьих,  когда

правительство берет займ на рынке капиталов  для рефинансирования  долга  или

уплаты процентов  по государственному долгу, это неизбежно  влечет  за  собой

сокращение частных  капиталовложений. 

5. Структура налоговой  системы. 

Структура налоговой  системы может рассматриваться  с точки зрения:

соотношения прямых и косвенных налогов;

распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;

роли отдельных  налогов в формировании общей  величины доходов бюджетной системы;

распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).

С точки зрения проблем макроэкономического регулирования  роль прямых и косвенных налогов  различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и, таким образом, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.

Кроме того, косвенные  налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции — поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивное или пропорциональное налогообложение).

Следует также  отметить, что доминирование тех или иных типов налогообложения (в первую очередь это относится к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности того или иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля над государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.

В рамках российской налоговой системы в целом хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее их роль очень велика. Причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой, объективно понижает уровень контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.

Таким образом, в рамках российской налоговой системы активно задействуются как основные известные мировой практике косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и группа прямых налогов (на прибыль, подоходный налог с физиче ских лиц, налоги на имущество). При этом основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов — прямые. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

Финансы: Учебник  для вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. - М.: Издательство "Менеджер", 2006.

Деменцев В.В. "Внешний долг России в системе международной задолженности". ж. "Финансы" №12 - 2008г.

Карташов A. B. Обзор  международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в XXI веке" (совместно с О.Н. Горбуновой, Н.М. Артемовым, Е.М. Ашмариной) // Государство и право. 2007. №4.1,6печ. л.

Информация о работе Кредит. Его структура и система. Банки