Кредит. Его структура и система. Банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:25, реферат

Краткое описание

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеют государственный кредит.
Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.

Оглавление

1. Содержание, функции и формы государственного кредита……………………………….4
1.1 Сущность и значение государственного кредита………………………………………….4
1.2. Функции государственного кредита……………………………………………………….5
1.3. Формы государственного кредита………………………………..………………………..7
2. Структура современной кредитной системы………………………………………………..9
3. Коммерческие банки и их роль в регулировании денежного обращения. Денежно-кредитный мультипликатор. Прибыльность и ликвидность. ………………………….……10
3.1. Коммерческие банки и их роль в регулировании денежного обращения. …………….10
3.2. Денежно-кредитный мультипликатор. …………………………………………………..11
3.3. Прибыльность и ликвидность. ……………………………………………………………11
4. Центральный банк и его функции. Основные операции по регулированию денежного обращения страны. Содержание и структура финансовой системы. Роль и функции государственного бюджета…………………………………………………………………….12
4.1. Центральный банк и его функции………………………………………………………...12
4.2. Основные операции по регулированию денежного обращения страны…………….....13
4.3. Содержание и структура финансовой системы……………………………………….....14
4.4. Роль и функции государственного бюджета…………………………………………..…17
5. Структура налоговой системы…………………………………………………………..…..19
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Кредит. Его структура и система. Банки.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

денег при бумажно-кредитном  обращении, когда знаки стоимости  оторвались  от

металлической  основы,  Центральный  банк  должен   создавать   определенные

ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

       Используя  денежно-кредитную   политику  как  средство   регулирования

экономики,  Центральный  банк  привлекает  следующие  основные  инструменты:

изменение учетной  ставки, норма обязательных резервов и  операции  на  рынке

ценных бумаг. 

4.3. Содержание и структура финансовой системы.

Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием  и конкретизацией понятия финансы. В каждом государстве имеется  несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои особенности, которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, но имеющим определенные отличия. Однако эти отличия находятся внутри единого целого, где все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единое целое.

В научной и  учебно-методической литературе нет  единой точки зрения на определение  понятия «финансовая система» и  ее структуру. Например, американский экономист Дж. Ван Xopн предлагает рассматривать финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам; его коллеги Боди и Р. Мертон придерживаются мнения, что «финансовая система - это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками». Финансово-кредитный энциклопедический словарь под редакцией А.Г. Грязновой дает следующее определение: «Финансовая система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению». Однако известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в таком направлении, которое государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др.

Следовательно, можно сделать вывод, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Сбалансированная  финансовая система должна обеспечивать оптимальное распределение и  перераспределение финансовых ресурсов между своими субъектами, причем эта  цель должна достигаться с минимальными потерями, что зависит от ее составляющих.

Сложность финансовых отношений обусловливает необходимость  классификации их по сферам функционирования, а последние — по звеньям. Финансовые отношения можно разделить на две крупные сферы (Рис ):

финансы субъектов  хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);

государственные или общегосударственные (централизованные) финансы;

Определяющим  признаком для вычленения отдельных  сфер и звеньев является наличие  в стране конкретных субъектов финансовых отношений; Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

Финансы субъектов  хозяйствования представляют собой  систему денежных отношений, связанных  с формированием и использованием денежных фондов предприятий.

Рис.  Схема финансовой системы. 

Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это

главным образцом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Внутри сферы  «финансы субъектов хозяйствования»  выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального  дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Некоммерческими организациями признаются те, которые  не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие  организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых  они созданы, и соответствуют этим целям.

Они могут быть созданы в форме потребительских  кооперативов, общественных или религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и 

К субъектам  хозяйствования относятся также  и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств.

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется  одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.

Сфера централизованных финансов представляет собой общегосударственные  финансы и имеет своим функциональным назначением распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода в масштабах всего народного хозяйства.

Материальным  воплощением общегосударственных  финансов являются централизованные фонды  денежных средств, которые используются для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Выделяют четыре основные составляющие централизованных финансов:

государственный бюджет,

внебюджетные  фонды,

государственный кредит,

фонды государственного страхования,

Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной  части государственного бюджета  указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны.

По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении  основной части населения.

Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Первоначально эти фонды предназначались для финансирования отдельных целевых мероприятий, впоследствии же приобрели значение резерва, к которому прибегают правительства в случае финансовых трудностей.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного  обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством.

Порядок формирования и использования внебюджетных и  целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

В соответствии с действующим порядком государственные  целевые и внебюджетные фонды  имеют целевое назначение, что  гарантирует использование средств  в полном объеме.

Следующим звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Основные формы  государственного кредита:

-продажа на  фондовом рынке облигаций и  казначейских обязательств;

-денежная или  кредитная эмиссия.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный  кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.

Еще одним звеном финансовой системы являются фонды  государственного страхования. Под  государственным страхованием понимают отношения, связанные с созданием  резервных фондов для защиты субъектов хозяйствования, организаций и граждан от различного вида рисков.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компенсацией.

Особенность финансового  аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.

Состав финансовой системы страны во многом зависит  от того, является государство федеральным  или унитарным.

Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в следующем: финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными (централизованными) финансами — при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п.

Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы  заключается и в том, что все  они в совокупности оказывают  серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня. 

4.4. Роль и функции государственного бюджета.

Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению  часть

национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов  и  расходов

за  отчетный  период.  Ведущую  роль  во  всех  странах   играет,   конечно,

общенациональный  или  федеральный  бюджет,  наряду  с  которым   существуют

областные и  местные бюджеты.

       Ряд статей государственных бюджетов  имеет общепринятый характер и их

Информация о работе Кредит. Его структура и система. Банки