Коррупция в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:15, реферат

Краткое описание

В данной статье дается определение понятия коррупции, анализируются уровень коррупции и ее влияние на общественно-политическое, социальное и экономическое развитие Украины. Проводится краткий обзор принятых мер, и предлагаются основные направления борьбы с этим негативным явлением.

Оглавление

Введение.
Определение понятия коррупции.
Масштабы и влияние коррупции в Украине.
Выводы и предложения.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

КОРРУПЦИЯ В УКРАИНЕ.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     Политическое  давление со стороны других государств, обусловленное их обеспокоенностью уровнем коррупции, может приобретать  различные формы, в т.ч. дипломатические. В качестве примера, можно привести высказывания членов правительства и дипломатов США по поводу коррупции в Украине накануне визита Президента Л. Кучмы в эту страну осенью 1999г. Так, заместитель государственного секретаря США С. Тэлботт, характеризуя состояние коррупции в Украине, указал: "Коррупция стала одним из наибольших препятствий достижения экономического процветания и демократии в Украине... Если Украина хочет возобновить доверие инвесторов, которое служит основой экономического процветания, то успех в борьбе с коррупцией является жизненно важным". Посол США в Украине С. Пайфер высказался по этому поводу еще более конкретно. Он заявил, что высшее руководство Украины "должно разорвать свои связи с лицами, втянутыми в коррупционную деятельность или имеющими отношение к криминальным группировкам".

     По  сообщениям СМИ, во время пребывания Президента Л. Кучмы в США, одним из основных вопросов переговоров с руководством США был вопрос о необходимости реальной борьбы с коррупцией в Украине. Более того, поступали сообщения о том, что во время встречи Президента Украины с вице-президентом США речь шла о конкретных украинских политиках и бизнесменах, имеющих отношение к коррупции. По данным еженедельника "Зеркало недели", в апреле 2000 г. Президент Б. Клинтон прислал письмо Президенту Л. Кучме, в котором была дана рекомендация поставить на место те силы, "которые являются тормозом на пути рыночных реформ и преследуют в парламенте личные интересы".

     Очевидно, что одним из условий плодотворного  сотрудничества между Соединенными Штатами и Украиной, включая предоставление последней кредитов США и МВФ, является необходимость осуществления Правительством Украины решительных антиккорупционных мер, в том числе против конкретных лиц из украинского политического Олимпа. А это, в свою очередь, может повлечь за собой изменения в правовой политике Украины и кадровые изменения в высших органах власти нашей страны.

     Коррупция является одним из основных факторов раскола общества. Условно говоря, общество делится на официальное  и неофициальное (частично криминальное). Вследствие этого, в его рамках параллельно сосуществуют две социальных подсистемы: одна из них ориентируется на правовые и моральные нормы, другая - на использование противоправных средств. Что касается коррупции, то такими средствами выступают подкуп, злоупотребление должностным положением, неправомерное предоставление (получение) льгот и преимуществ, использование власти для незаконного овладения имуществом и т.п. Субъекты коррупции функционируют в неофициальной среде, в которой властвует своя система ценностей, свои цели и средства их достижения, где жизнь строится не по законам, а (что стало популярным) "по понятиям". В силу противоправности своей деятельности, они не могут "засветить" обществу свои коррумпированные отношения, поскольку в таком случае последует (по меньшей мере, по логике гражданского общества и правового государства) реакция на их действия со стороны закона.

     Вместе  с тем, субъекты коррупции не могут  существовать без официальной подсистемы. Последняя является для них обязательной предпосылкой установления коррумпированных отношений: для того, чтобы злоупотреблять властью, ею нужно обладать - быть назначенным на соответствующую должность в органах государственной власти (местного самоуправления), иметь определенные полномочия, возможность их официально использовать. Кроме того, официальная подсистема является прикрытием неофициальной. Во-первых, субъекты коррупции для достижения своих противоправных целей используют предоставленные законом полномочия. Во-вторых, официальный статус используется ими для уклонения от предусмотренной законом ответственности.

     Полностью ликвидировать систему неофициальных, в том числе коррумпированных, отношений, наверное, не удастся ни в одном обществе и государстве. Заявления о полном искоренении  коррупции, взяточничества и преступности, по крайней мере, наивны. Социально-политический климат в обществе зависит от того, какое место и какая роль в нем отведена любой из названных подсистем и какая из них является ведущей. Противодействие коррупции - это локализация противоправных отношений, свертывание влияния неофициальной подсистемы па функционирование общества.

     Если  оценивать состояние дел в  Украине, исходя из этой позиции, то следует  отметить, что соотношение официальной  и неофициальной подсистем свидетельствует  о чрезвычайно опасной сложившейся ситуации. Криминализация всех сфер экономической и политической жизни, массовая коррумпированность (в т.ч. высших эшелонов государственной власти, которая ставит под угрозу будущее Украины) - это факт, констатированный законодательным органом государства. В соответствии с официальными заявлениями руководства государства, часть теневой экономики в Украине фактически сравнялась с официальной и составляет 45-60%. В теневом секторе экономики работают миллионы граждан Украины. По данным Фонда "Интеллектуальная перспектива" и Центра социальных экспертиз Института социологии Национальной академии наук Украины, которые провели опрос граждан Украины по теме теневой занятости населения, 45% опрошенных работают в "тени". По подсчетам специалистов, совокупный теневой капитал украинских граждан составляет приблизительно $40 млрд. Вне банковского оборота находится около половины денежной массы. По оценкам экспертов, нелегальный внутренний валютный оборот в Украине достигает около $12 млрд. Минимальная сумма свободно конвертируемой валюты, незаконно вывезенной за границы страны и положенной на счета в иностранных банках, оценивается в $20 млрд.

     Такая ситуация обусловлена, с одной стороны, чрезмерным налоговым прессом на отечественных производителей, а  с другой - культивацией коррумпированных отношений в украинском обществе. Такое развитие событий было обусловлено деятельностью тех руководителей (политиков), которые не сдерживали (или даже стимулировали) преобразование коррупции из социальной аномалии в социальную норму. 

Выводы  и предложения

     Эффективность противодействия коррупции зависит, прежде всего, от отношения к этой проблеме первых лиц государства, их моральной и правовой чистоты. Решающим фактором противодействия коррупции  является политическая воля. Проявление политической воли означает, что при наличии законных оснований закон может применяться к любому лицу, независимо от занимаемой им должности, политических взглядов, степени приближенности к руководству государства и других субъективных моментов. Из-за отсутствия политической воли, даже наиболее совершенное антикоррупционное законодательство обречено на декларативное существование, а деятельность правоохранительных структур — лишь на имитацию борьбы с коррупцией. По оценкам зарубежных исследователей, "в Украине не сделано ни одного серьезного шага в борьбе с коррупцией. Сделаны лишь некоторые показательные жесты для того, чтобы успокоить западных критиков, как, например, создание государственной программы "Чистые руки". Единственные, кто, по мнению иностранных исследователей, взялся серьезно бороться с преступностью и коррупцией в Украине, - это правоохранительные органы Соединенных Штатов, Швейцарии и Бельгии. При всей радикальности такого заявления, данная точка зрения не лишена оснований.

     Коррупция угрожает национальной безопасности и общественному строю Украины, влияет на формирование и деятельность властных институтов, подрывает доверие граждан к власти, усложняет отношения Украины с иностранными партнерами. Поэтому борьба с ней является первоочередной задачей и связана с достижением следующих основных целей:

- уменьшение  числа так называемых "взяткоемких"  функций государственного управления (выдача разрешений, лицензий, справок  и т.п.);

- четкое  законодательное определение процедур  принятия управленческих решений;

- обеспечение  прозрачности принятия решений  с помощью конкурсов, тендеров  и т.п.;

- повышение  уголовной ответственности за  коррупционную деятельность.

     Для достижения этих целей целесообразно  предпринять следующие меры. На законодательном  уровне надо принять Кодекс поведения государственного служащего, в котором определить систему принципов и ценностей государственной службы, модели поведения государственного служащего в определенных ситуациях. Кодекс может содержать, в частности, рекомендации о правильных действиях чиновника в случае возникновения материальной заинтересованности, попытки дать ему взятку и т.п. В государственных органах следует назначить ответственное должностное лицо по вопросам этики государственных служащих.

     Необходимо  определить законодательно и сделать прозрачной процедуру предоставления кредитов под гарантии государственных органов, а также использование бюджетных средств, добиться выполнение уже принятых законов.

      Правительственные гарантии под иностранные кредиты, получаемые предприятиями (учреждениями, организациями), предоставлять как исключение и лишь с согласия Парламента. Целесообразно ввести обязательные публичные отчеты главы Правительства об эффективности использования таких кредитов (в т.ч. с парламентской трибуны) с распространением детальной информации в СМИ.

     Необходимо  упростить систему регистрации  предприятий. Регистрация субъектов  хозяйствования должна начинаться и  завершаться "в одном кабинете" на протяжении максимум двух недель. Кроме  того, стоит унифицировать и стабилизировать налоговое законодательство - принять единый, всем понятный Налоговый кодекс, в котором определить простую процедуру уплаты налогов. А предполагаемые изменения публиковать заранее в СМИ.

     Следует окончательно отказаться от практики, когда государственные органы получают финансирование за счет штрафов, которые они накладывают. Фискальные органы должны финансироваться лишь за счет бюджета. Нужно предусмотреть уголовную ответственность чиновников (в т.ч. работников Государственной налоговой администрации) за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, установить имущественные санкции за причиненные предпринимателям убытки.

     Законодательно  четко определить условия и ограничения  выделения средств из резервного фонда Кабинета Министров, ввести регулярные отчеты об использовании этих средств.

     По  отношению к руководителям, виновным в нецелевом использовании бюджетных  средств, надо (кроме прочего) применять  штрафные санкции, например, в размере 5 -10% от суммы расходов из бюджета, использованных не по назначению.

      Нужно ввести обязательное декларирование подарков (стоимостью, например, свыше $10) - это  ограничит возможности незаконного  обогащения государственных служащих. Необходимо предавать гласности  списки чиновников, осужденных за коррупционную деятельность, злоупотребление властью, казнокрадство, превышение служебных полномочий и т.п. Целесообразно пожизненно запрещать таким лицам занимать должности на государственной службе.

     Параллельно с этим необходимо повышать престиж  государственной службы. По данным социологического опроса УЦЭПИ, желательный размер среднемесячного дохода сегодня составляет примерно 800 грн. На такую базовую зарплату для государственных служащих среднего звена, очевидно, и стоит ориентироваться. Если не будем достойно платить, чиновники все равно "доберут" свое. Стоит рассмотреть предложение относительно установления зарплаты министрам на уровне $1000-2000 с учетом высокого уровня их загруженности и персональной ответственности.

     Параллельно с повышением зарплаты необходимо повышать ответственность за выполненную работу. Например, критериями оценки работы руководителей местных государственных администраций должны стать: количество созданных новых рабочих мест; объемы привлеченных на развитие региона внутренних и внешних инвестиций; рост реальных доходов населения; уровень рождаемости и смертности, динамика миграции населения и тому подобное.

     Целесообразно создать единую прозрачную и конкурсную национальную систему привлечения  на государственную службу и параллельно разработать отдельную программу обучения кадров за границей. Главные условия - гласность и конкурсный отбор кандидатов. Начинать обучение надлежит с низовых звеньев: районных государственных администраций, органов местного самоуправления. С лицами, которые будут учиться за границей, надо заключать контракт, в котором предусмотреть обязательность пребывания на государственной службе на протяжении 5—7 лет после завершения обучения за границей, а также механизм возмещения затрат в случае невыполнения указанного условия.

     Еще раз подчеркнем, что политическая воля высшего государственного руководства, обеспечение открытости власти являются обязательными и основными условиями  противодействия коррупции; их отсутствие сводит такое противодействие на "нет".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коррупция в Украине