Коррупция в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:15, реферат

Краткое описание

В данной статье дается определение понятия коррупции, анализируются уровень коррупции и ее влияние на общественно-политическое, социальное и экономическое развитие Украины. Проводится краткий обзор принятых мер, и предлагаются основные направления борьбы с этим негативным явлением.

Оглавление

Введение.
Определение понятия коррупции.
Масштабы и влияние коррупции в Украине.
Выводы и предложения.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

КОРРУПЦИЯ В УКРАИНЕ.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

План  
 

  1. Введение.
  2. Определение понятия коррупции.
  3. Масштабы и влияние коррупции в Украине.
  4. Выводы и предложения.
  5. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Коррупция - это социальное явление, которое  имеет ярко выраженный политический фон. Исторический опыт свидетельствует, что с помощью коррупции достигались высочайшие вершины власти. Вместе с тем, коррупция нередко становится причиной завершения карьеры политиков и государственных деятелей, правительств, приводит к изменению политических режимов, упадку государств.

     В течение последних десятилетий  коррупция является не только характерной  особенностью современной политики во многих странах мира. Некоторые  аналитики считают, что коррупция  стала основной политической проблемой  начала XXI столетия. Коррупция и власть -вечные антагонисты: коррупция как социальная коррозия "разъедает" государственные структуры; государственная власть, в свою очередь, стремится уничтожить коррупцию.

     В данной статье дается определение понятия  коррупции, анализируются уровень коррупции и ее влияние на общественно-политическое, социальное и экономическое развитие Украины. Проводится краткий обзор принятых мер, и предлагаются основные направления борьбы с этим негативным явлением. 

Определение понятия коррупции

     Как свидетельствуют отдельные энциклопедические  словари, коррупция происходит от латинского слова "corruptio", которое означает порчу, развращение, то есть может пониматься как развращение отдельных должностных  лиц государственного аппарата, как  социальная коррозия, которая разъедает государственную власть и общество в целом. Следует отметить, что среди как украинских ученых-правоведов, так и практиков не существует четкого определения понятия коррупции. Основные подходы к пониманию коррупции можно свести к следующим:

1. коррупция  понимается как подкуп-продажность  государственных служащих;

2. коррупция рассматривается как злоупотребление властью или должностным положением, осуществленное в каких-либо личных интересах;

3. под коррупцией понимается использование должностных полномочий, статуса должности, а также ее авторитета для удовлетворения личного интереса или интересов третьих лиц;

4. коррупция  рассматривается как элемент  (признак) организованной преступности.

     Нормативно-правовые акты Украины также не дают единого определения понятия коррупции. Так, в Законе Украины "О борьбе с коррупцией" приводится следующая формулировка "под коррупцией в этом Законе понимается деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ". Иное определение коррупции дается в "Концепции борьбы с коррупцией на 1998-2005 г.г.: "В правовом отношении коррупция составляет совокупность разных по характеру и степени общественной опасности, но единых по своей сути коррупционных действий, других правонарушений (криминальных, административных, гражданско-правовых, дисциплинарных), а также нарушений этики поведения должностных лиц, связанных с совершением этих действий".

     Анализ  международно-правовых документов также  свидетельствует о наличии разных подходов понимания коррупции. Так, в Резолюции "Практические мероприятия  борьбы с коррупцией", распространенной на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности (Гавана, 1990г.), коррупция определяется как "нарушение этического (морального), дисциплинарного, административного, криминального характера, которое проявилось в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности". Другой документ ООН (Справочный документ о международной борьбе с коррупцией) формулирует понятие коррупции как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

     Таким образом, коррупция - это сложное социальное явление, которое негативно влияет на все аспекты политического и социально-экономического развития общества и государства. Это явление проявляется как в противоправных действиях (бездействии), так и неэтичных (аморальных поступках).

     Коррупцию можно определить как сложное социальное (а по своей сути, асоциальное, аморальное и противоправное) явление, которое возникает в процессе реализации властных отношений уполномоченными на это лицами, использующими предоставленную им власть для удовлетворения личных интересов (интересов третьих лиц), а также для создания условий для совершения коррупционных действий, их сокрытия или содействия им. 

Масштабы  и влияние коррупции  в Украине

     Коррупция в Украине превратилась в одну из угроз национальной безопасности. По сути, в обществе функционируют две подсистемы - официальная и неофициальная, практически равные по своему влиянию. Общество и государство в целом испытывают негативное влияние коррупции. Она подрывает экономические основы государства, блокирует приход иностранных инвестиций, провоцирует недоверие населения к властным структурам. Коррупция негативно сказывается на международном имидже Украины, приводит к "тенизации" экономики, способствует росту влияния организованных преступных групп.

     Население Украины очень высоко оценивает масштабы распространения коррупции в Украине. Результаты социологических опросов Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова (УЦЭПИ) свидетельствуют, что только 2% респондентов считают, что "почти никто в стране не берет взяток". Большинство придерживается противоположной точки зрения: "берут взятки, используя служебное положение, почти все" - так считают 12% опрошенных; "многие" - 49%; "кое-кто" - 29%.

     Даже  для реализации своих законных прав граждане Украины должны прибегать к коррупционным действиям - давать взятки. По данным социологического опроса УЦЭПИ, 60,5% респондентов знают о случаях, когда давали взятки для принятия законного решения. 47,5% опрошенных знают о случаях взяточничества для принятия незаконного решения.

     В этом подразделе проводится краткий  анализ влияния коррупции на формирование и функционирование государственной  власти, на реализацию государственной  политики в обществе в целом. Показывается, как лозунги борьбы с коррупцией используются в политической борьбе. Также приведены отдельные оценки масштабов коррупции в Украине.

     Коррупция оказывает существенное влияние  на формирование государственной власти в Украине. В исполнительной ветви  власти это происходит преимущественно путем платы за назначение на должность (купля-продажа должностей), назначения на должности не в зависимости от деловых качеств лица, а исходя из его родственных связей или личной преданности (по принципу "не имеет значения, кто ты, важно — чей ты").

     Наиболее опасны проявления коррупции в кадровой политике на высших ступенях исполнительной власти, поскольку руководители высшего уровня могут создать целую пирамиду коррумпированных отношений, пронизывающую все уровни власти. При этом, становится невозможным занять ту или иную должность, исходя лишь из деловых и личных качеств кандидата. Решающим моментом является плата за назначение, родственные (дружеские) отношения с руководителями высшего уровня, другими влиятельными лицами. Нередко кадровые решения непосредственно в структурах власти принимаются лишь формально; фактически, они принимаются вне властных кабинетов - влиятельными бизнесменами, руководителями организованных преступных формирований, которые контролируют тот или другой регион или сферу деятельности. О таких случаях сообщали отечественные и зарубежные СМИ, руководители государства, правоохранительных органов, известные политики Украины.

     Так, обращаясь к руководителям правоохранительных органов, Президент Украины Л. Кучма  констатировал: "К сегодняшнему совещанию мне предоставили такие материалы: на учете в органах внутренних дел находится около двух с половиной тысяч устойчивых преступных группировок! Вы же только вдумайтесь, уважаемые: две с половиной тысячи вооруженных и готовых на все группировок! А вы не перестаете уверять руководство государства и общественность, что знаете о них и сферах их влияния, владеете обстановкой". Говоря о коррумпированности украинской власти, народный депутат Украины О. Мороз указал: "Не официальные структуры осуществляют власть, а олигархи и кланы". По данным Службы безопасности Украины, 60% мафиозных кланов имеют коррумпированные связи в органах государственной власти и управления.

     Довольно  широким является набор коррупционных  средств, которые могут быть применены  при формировании судебной ветви власти. Прежде всего, это подкуп чиновников государственных органов, которые осуществляют подбор кандидатов на должности судей, готовят материалы на их назначение (избрание), решают вопросы о назначении судей на административные должности в судах (квалификационные комиссии судей, органы юстиции, Высший совет юстиции). Среди других средств — подделка документов, утаивание компрометирующих материалов о кандидатах на должности судей и т.п.

     При формировании представительских органов власти также трудно избежать влияния коррупции. В этом случае речь может идти о нарушении фундаментальных принципов организации и проведения выборов: подкуп кандидатов, представителей власти и членов избирательных комиссий; нелегальное финансирование избирательных компаний; должностные злоупотребления при проведении агитации; фальсификация результатов выборов, создание препятствий для реализации избирательных прав граждан и т.п.

     Следует отметить, что многие украинские политики, международные организации, иностранные наблюдатели считают, что последние избирательные кампании в Украине проводились с использованием недемократических методов, коррумпированных действий. По результатам социологических исследований, проведенных накануне последних выборов Президента Украины (1999 г.), каждый второй избиратель Украины еще к началу избирательной кампании сомневался в честности проведения выборов и их результатов. Население считало, что проведению честной избирательной кампании не способствуют Центральная избирательная комиссия (16% опрошенных), мафия и организованная преступность (12%), члены участковых избирательных комиссий (6%), Президент Украины, политические партии, представители бизнеса (5%).

     По  данным правоохранительных органов  Украины, в представительские органы власти на выборах 1998 г. было избрано значительное число лиц, которые или являются организаторами (активными участниками) организованных преступных группировок, или к моменту их избрания совершили преступления коррупционного характера. Так, по информации Центра общественных связей Главного управления МВД Украины в Крыму, депутатами Керченского городского совета являются девять организаторов (активных членов) организованных преступных группировок.[9] В 1999 г. за совершение преступлений были арестованы четыре депутата Евпаторийского городского совета.

     При формировании властных структур коррупция  приводит к тому, что, во-первых, власть получают лица, которые на самом  деле не делегированы избирателями, или  которые не должны занимать государственные  должности по своим деловым и личным качествам. По сути, речь идет о незаконном присвоении власти. Во-вторых, к власти приходят представители криминальной среды, в том числе лидеры преступных группировок. В-третьих, сформированная таким образом власть является незаконной и будет использоваться ее представителями с преступной целью: для незаконного обогащения, уклонения от ответственности, преследования оппонентов и т.п.

     Коррупция влияет и на функционирование государственной  власти. Коррупция предусматривает  эксплуатацию публичной власти в частных интересах. Государство фактически лишается той части власти, которой воспользовался коррупционер в собственных корыстных интересах. Как отмечал Гегель, "та часть государственной власти, которую приобрел для себя отдельный индивидуум, утрачена для власти общего".

     О неправомерном использовании власти государственными деятелями (политиками) высшего уровня в последнее время  сказано немало. Так, в результате публикации информации о причастности отдельных народных депутатов к  совершению коррупционных действий, в обществе сложилось устойчивое мнение о распространенности коррупции в стенах Верховной Рады.

     Особенно  интенсивно информация о коррупции  среди парламентариев распространялась летом 1998 г. во время избрания Председателя Верховной Рады Украины. Неоднократно сообщалось (в том числе в публичных выступлениях на пленарных заседаниях парламента, в СМИ) о том, что тот или иной кандидат на этот пост (структуры, которые его поддерживают) прибегают к подкупу отдельных депутатов. О подкупе депутатов говорилось также в связи с формированием депутатских групп и фракций, переходом депутатов из одной фракции в другую. Дошло до того, что 25 июня 1998 г. Верховная Рада Украины приняла специальное постановление "О заявлениях народных депутатов Украины о взяточничестве во время голосования за кандидатов на пост Председателя Верховной Рады Украины". Была создана Временная следственная комиссия для проверки заявлений депутатов о фактах взяточничества во время голосования; к проверке была привлечена Генеральная прокуратура Украины.

Информация о работе Коррупция в Украине