Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:52, реферат
Свою историю крупные интегрированные структуры ведут с 70 годов ХIХ века. Вплоть до начала 50-х годов нашего столетия в развитых странах господствовала тенденция укрупнения производства, базой которой выступала концентрация и централизации капитала. Результатом явилось появление множества разнообразных форм организации хозяйственной деятельности, сопровождавшееся процессами интеграции, Интегрирование шло по пути вертикальной и горизонтальной консолидации капиталов, различные сочетания которых давали множество вариантов построения ИКС.
Включение предприятий региона в состав корпоративной структуры влечет за собой необходимость регулярных контактов между руководством корпорации и местной администрацией и при организации этих отношений приходится учитывать: социально значимые или градообразующие предприятия, реорганизация которых может привести к снижению жизненного уровня населения; заинтересованность администрации в сохранении контроля над предприятиями; готовность финансово-кредитных организаций корпоративной структуры осуществлять инвестиции на данной территории и оказывать финансовую поддержку местным органам власти; степень влияния последних на размер налоговых льгот (которые могут быть весьма значительными).
При определенных условиях включение регионально значимых объектов промышленности в состав корпоративных структур - достаточно эффективный способ решить социально-экономические проблемы региона. Поэтому с позиций региональных органов управления включение местных промышленных предприятий в состав корпораций целесообразно, если увеличивает возможности решения социальных проблем на региональном уровне (включая проблему сохранения и создания рабочих мест), способствует формированию политики социально-экономического развития региона, увеличивает производство социально значимой продукции, необходимой для решения проблем населения и развития экономики, увеличивает доходы региональных и муниципальных бюджетов, привлекает в регион дополнительные финансовые ресурсы, в том числе иностранные инвестиции.
Для банков и иных финансово-кредитных учреждений, действующих в регионе, вхождение в состав корпоративной структуры имеет смысл для расширения круга постоянно обслуживаемых клиентов, участия в разработке стратегии развития обслуживаемых предприятий - участников корпорации, выбора приоритетных направлений вложения финансовых ресурсов и для повышения своего имиджа.
Местные органы власти играют особую роль в деятельности таких структур, если владеют крупным пакетом акций их центральных компаний.
Получение максимального эффекта от деятельности региональных корпоративных структур зависит, естественно, и от создания эффективной системы управления в самой корпоративной структуре.
Более сложными являются отношения региональных властей и межрегиональных корпоративных структур, поскольку на них влияет сам процесс межрегиональной интеграции промышленного и банковского капиталов, при котором из-за ограниченности финансовых ресурсов региональных банков растет влияние центральных (межрегиональных) банков. В связи с этим местные власти могут отрицательно реагировать на формирование в регионе межрегиональных корпоративных структур, несмотря на их положительное влияние на использование имеющихся производственных мощностей и на уровень безработицы в регионе.
Дополнительные проблемы создает незавершенность в регионах России процесса приватизации, в результате чего деятельность межрегиональных корпоративных структур вступает в противоречие с интересами местных претендентов на собственность.
Интересы межрегиональных корпоративных структур и регионов могут быть в какой-то мере согласованы путем включения представителей региональных органов власти в состав совета директоров центральной компании корпоративной структуры, их непосредственного участия в деятельности этих структур.
Компании, входящие в состав корпоративных структур, существуют практически во всех регионах России. В то же время имеет место тенденция к регистрации их центральных (головных) компаний в Москве, в Центральном регионе РФ, где зарегистрировано более 48,5 % от общего числа ФПГ (в том числе в Москве - около 37,5 %). Для сравнения: в Уральском регионе - около 11 %, в Северо-Западном - 7 % (в том числе в Санкт-Петербурге - 4%). [2].
Для корпоративных структур важное значение имеют территориальная близость региона к финансовым и производственным центрам страны (отсутствие даже удобной связи с центральными ее районами может ставить данный регион в разряд неперспективных); наличие в регионе перспективных природных ресурсов; характер отраслевой специализации региона, состояние местной законодательной базы, особенно в отношении льгот для предпринимательской деятельности; административные экономические риски; уровень образования и профессиональной подготовки населения в регионе, степень заинтересованности местных органов власти в создании корпоративных структур, наличие в регионе серьезных конкурентов.
Определенно сдерживает развитие корпоративных структур дефицит финансовых ресурсов в регионах, отсутствие в них стратегии развития, неразвитость менеджмента в корпоративных структурах, недостаточная прозрачность деятельности корпораций, низкий уровень эффективности деятельности центральной компании.
Влияние корпоративных структур на экономическое и социальное развитие России уже чрезвычайно велико, поскольку оно выражается в повышении надежности финансового состояния предприятий, входящих в корпорацию, обеспечении доступа на финансовые рынки, росте инвестиционных возможностей и возможностей НИОКР, росте объемов производства и производительности труда, наращивании производства новой и высококачественной продукции.
Но существуют и серьезные проблемы, связанные с деятельностью корпоративных структур. И нерешенность этих проблем может привести к необратимым отрицательным последствиям. К основным проблемами, связанным с деятельность корпоративных структур в России, относятся: угроза дальнейшей монополизации экономики, чрезмерное влияние крупных корпоративных структур на органы власти, ведущее и к срастанию власти и капитала, вымывание капитала из регионов страны и его концентрация в центре РФ - центре сосредоточения государственной власти и капитала.
Обладающая монопольным положением корпорация, используя трансфертные цены, имеет возможность значительно снижать налоговые отчисления в бюджет, что, безусловно, препятствует социально-экономическому развитию страны. При этом одной из особенностей российской практики борьбы с монополиями является трудность в определении доли рынка, контролируемого той или иной корпорацией, так как структуры корпораций искусственно размыты и завуалированы, а законодательная база, на основании которой можно было бы определить корпоративную структуру и контролировать ее деятельность, в настоящее время отсутствует.
Вхождение руководителей крупнейших корпораций России в органы власти различных уровней, лоббирование корпоративных интересов через их представителей, избранных в органы власти, финансирование корпорациями политических партий и их лидеров приводит к тому, что и предвыборная борьба из борьбы конкурентов и их идей превращается в борьбу корпораций, при которой мнение избирателей играет второстепенную роль, органы и законодательной и исполнительной власти оказываются сформированными из представителей корпораций или лиц, в той или иной мере зависящих от корпораций.
Срастание власти и капитала может вести и к формированию в интересах представителей власти новых корпоративных структур, и даже к организации ими межкорпоративной борьбы и смене собственников отдельных предприятий и корпораций. Опасность такого срастания и его последствий для экономики страны в настоящее время значительно возросла.
Что касается проблемы концентрации капитала в Центральном районе страны, то такая ситуация характерна для России на всем протяжении ее истории. Некоторое ослабление финансовой власти центра имело место в конце 19 - начале 20 века, но этот период был непродолжительным и завершился еще большей концентрацией власти в центре, что напрямую обнаружилось и при формировании корпоративных структур. Их сырьевые, заготовительные и производственные подразделения находятся на территориях в разных субъектах Федерации, а головные (управляющие) и финансовые компании - в центре. Это характерно, прежде всего, для ФПГ. Более половины зарегистрированных ФПГ размещают свои головные организации в Москве.
В результате это влияет не только на распределение управленческих функций, но и на распределение капитала. Региональные структуры корпораций подчас не могут распоряжаться ни произведенной продукцией, ни имеющимися ресурсами. Соответственно бюджеты территорий недополучают значительные средства, их возможности по повышению жизненного уровня населения снижаются. Концентрация капитала в крупных центрах позволяет активно развивать только социальную инфраструктуру этих территорий. Неравномерность как экономического, так и социального развития в стране растет. И последствия ее трудно прогнозируемы.
Для успешного развития экономики страны (а также и для сохранения целостности РФ) необходим настойчивый поиск вариантов действий, позволяющих решать такие проблемы или хотя бы уменьшать их негативное воздействие на это развитие.
Библиографический список
1. Храброва, И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика: - М.: Издательский Дом "АЛЬПИНА", 2000.-198 с.
2. Басалай, С. И. Механизмы управления финансовыми ресурсами корпорации: Монография - М.: "ТДДС Столица-8", 2001.
3. Ильин, М.Н., Тихонов А.С. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. - М.: Альпина Паблишер, 2002.
4. Интегрированные финансово-промышленные структуры. Производственные объединения, холдинги, финансово-промышленные группы /А.А.Турчак, Л.С.Барютин, Т.Н.Берщадская, Л.Г.Головач, Е.Э.Чернышов; Под ред. А.А.Турчака. - СПб.: Наука, 1996.
5. Масленченков, Ю.С., Тронин, Ю.Н. Финансово- промышленные корпорации России: организации, инвестиции, лизинг. - М.: Издательско-консалтинговая компания "ДеКа". 1999.
6. Пашин, С.Т. Транснациональные компании в России. - Уфа: Изд-во Фонда содействия развитию научных исследований, 2000.