Корпоративные структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:52, реферат

Краткое описание

Свою историю крупные интегрированные структуры ведут с 70 годов ХIХ века. Вплоть до начала 50-х годов нашего столетия в развитых странах господствовала тенденция укрупнения производства, базой которой выступала концентрация и централизации капитала. Результатом явилось появление множества разнообразных форм организации хозяйственной деятельности, сопровождавшееся процессами интеграции, Интегрирование шло по пути вертикальной и горизонтальной консолидации капиталов, различные сочетания которых давали множество вариантов построения ИКС.

Файлы: 1 файл

Корпоративные структуры.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

 

              Использование этого эффекта позволяет корпоративной структуре с участием финансово-кредитных учреждений (ведущую роль в процессе играет банк), концентрировать возможность управления капиталом без формального права владения им.

              Российским законодательством определена пока только одна организационно-правовая форма корпоративных структур - финансово-промышленная группа (ФПГ). В соответствии с Федеральным Законом РФ от 30 ноября 1995 года N 190-ФЗ финансово-промышленная группа характеризуется как "совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест".               Упорядочить огромное разнообразие структур, объединенных понятием ФПГ, можно посредством их классификации по наиболее важным отличительным признакам.

              Во-первых, по характеру интеграции выделяются горизонтально интегрированные, вертикально интегрированные ФПГ и группы конгломератного типа.

              ФПГ первого типа объединяют промышленные предприятия, производителей однородной и взаимозаменяемой продукции. В состав вертикально интегрированных ФПГ входят предприятия, связанные технологией некоторого производства, реализующих технологическую цепочку через увязку производителей с поставщиками или потребителями.

              Конгломератные ФПГ характеризуются сочетанием разнопрофильных предприятий, эффективность таких групп определяется высокой степенью диверсификации. Имеют место конгломератные объединения как с расширением продуктовой линии, так и с расширением рынка.

              Отметим, что среди созданных ФПГ практически нет групп, интегрирующих хозяйствующие субъекты по родственному признаку (так называемые родовые слияния), то есть производящих комплиментную (взаимосвязанную, взаимодополняемую) продукцию. Это в некоторой степени можно считать свидетельством того, что ФПГ как форма интеграции в большинстве случаев рассматривается ее участниками в качестве механизма временного сотрудничества без его увязки в собственные стратегические планы.

              Во-вторых, по территориальному охвату целесообразно различить региональные, национальные и транснациональные финансово - промышленные группы.

              Если основная часть участников региональной ФПГ является субъектами рынка некоторого региона, то национальные группы по местонахождению участников охватывают всю страну, а характер и назначение производимой продукции затрагивает общенациональные интересы. Существующие транснациональные ФПГ включают иностранных участников, как правило, из стран бывшего СССР, с целью возобновления утраченных кооперационных связей и расширения рынка сбыта производимой продукции. События последнего времени однозначно указывают на экспансию мирового транснационального капитала. В отношении же отечественных ФПГ наблюдается тенденция образования международных альянсов с участием ведущих мировых производителей.

              В-третьих, возможно классифицировать ФПГ по доминированию интересов участников. На этом основании выделяются промышленно-кооперированные, банковские и государственные ФПГ.

              Промышленно кооперированные ФПГ — это инициативные группы, объединяющие промышленные предприятия, как правило, обладающие высоким производственным потенциалом, с целью реализации совместных инвестиционных проектов, закрепления кооперационных связей и реализации программы их взаимодействия с финансовыми структурами. Банковские ФПГ созданы финансовыми структурами, владеющими крупными пакетами акций промышленных предприятий (в основном приобретенными в процессе приватизации) и планирующими заложить долгосрочную основу своей деятельности в сфере производства. Государственные (как правило, межгосударственные — созданные на основе межправительственных соглашений) обеспечены государственной поддержкой и действуют в стратегических отраслях промышленности. Вместе с тем директивный характер их образования, зачастую без учета критерия эффективности, часто при водит к их недолговременному существованию.

              В-четвертых, ФПГ подразделяются по степени легализации. К ним относятся не зарегистрированные в установленном порядке ФПГ (большинство эффективно функционирующих групп, которые и представляют собой "классические" финансово-промышленные группы), которые не ставят целью получение прилагаемых к официальному статусу государственных льгот, достигая эффективности экономическими рычагами, либо пользуясь положением естественных монополистов, и легализованные, то есть внесенные в Реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации.

              Необходимо отметить, что данная группировка, как и всякая типологическая разбивка, достаточно условна и выделяет группы, в процессе функционирования которых некоторые факторы играют доминирующую роль и требуют более тщательного изучения при выработке управленческой стратегии.

              Как уже отмечалось, ФПГ, в соответствии с действующим законодательством, представляет собой некую совокупность хозяйствующих субъектов, объединенных для реализации общих целей, без образования юридического лица. Принципиальная схема построения ФПГ с точки зрения состава участников, как справедливо отмечено большинством исследователей данной проблемы, укрупненно включает три блока (см. рис. 3).

              Промышленный блок создает группа предприятий, осуществляющих производственную деятельность в одной или нескольких областях общественного производства. Различные варианты таких объединений и определяют принадлежность ФПГ к тому или иному типу по классификационному признаку *характер интеграции

              В финансовый блок входят различные финансово-кредитные организации, как то: коммерческие банки, инвестиционные, лизинговые, страховые, финансовые, трастовые, пенсионные фонды и компании, которые выполняют в группе функции финансового обслуживания членов ФГIГ, привлечения и аккумулирования финансовых средств, оптимизации управления финансовыми ресурсами, разработки и осуществления инвестиционной политики группы. Анализ функционирования действующих ФПГ показывает, что основная роль в осуществлении данных функций принадлежит (или, по крайней мере, принадлежала) банкам. Это объясняется тем, что основная масса ведущих ФПГ образована в результате проводимой банком политики экспансии, в частности распространения интересов банка на сферу промышленного производства. Возможность коммерческого банка сосредоточить сравнительно меньшими усилиями в своих руках пакеты акций промышленных предприятий позволяет ему играть интегрирующую роль.

              Сервисный блок в зависимости от стратегии группы может включать торгово-посреднические организации, аудиторско-консалтинговые фирмы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, институты, предприятия транспортного обслуживания и т.д.

              Приведенная схема построения ФПГ конкретизируется в зависимости от целей и стратегии участников группы, характера проявления факторов внешней среды, субъективных условий функционирования группы.

             

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Принципиальная схема построения ФПГ

 

              В составе финансово-промышленной группы кроме промышленных организаций обязательно наличие главной (центральной) кампании и банка. ФПГ обязаны проходить государственную экспертизу организационного проекта и государственную регистрацию.

Наибольшее количество ФПГ в России было зарегистрировано в 1995-1997 гг. В 1993 году в России была всего одна ФПГ, в 1994 их стало 6, в 1995 - 21, в 1996 - 46, в 1997 году - 75. Они объединили 1121 юридическое лицо, включая 154 банка. Из 18 млн. человек, занятых в индустрии, около 4 млн. работали в ФПГ. Августовский кризис 1998 года замедлил, но не остановил развитие финансово-промышленных групп. На 1 июня 2003 года в России насчитывалось уже 100 зарегистрированных ФПГ, включая 10 межгосударственных и 15 транснациональных. [2].

              Кроме официальных ФПГ, внесенных в государственный реестр, в российской экономике существуют другие формы корпоративных структур. Такие структуры формируются из самостоятельных товариществ и обществ, которые функционируют формально независимо друг от друга. Они могут информировать общество о своих корпоративных отношениях, включая в свои наименования термины "холдинг", "корпорация", "концерн" и т.д. или используя единые бренды и торговые марки, но могут и скрывать их. Являясь, по сути, элементами корпоративных структур, эти компании внешне могут никак не проявлять себя в этом отношении, не раскрывать своих корпоративных связей.

              Связи между участниками корпоративных объединений могут осуществляться не только через взаимное владение капиталом, заключение соответствующих договоров, но и на основе неформальных отношений.

              Подобные структуры используют различные способы ведения совместного бизнеса. Возможно создание объединений с полным и ассоциированным, постоянным и временным членством, вертикальных производственно-технологические конгломератов из субподрядчиков, поставляющих продукцию одной компании, распределительных компаний, объединяющих крупных производителей, оптовую и розничную торговлю. Формируются горизонтальные многопрофильные объединения, стратегические альянсы из совместных предприятий, консорциумы для реализации различных проектов, инвестиционных программ, объединения, использующие различные формы кооперации и разделения труда для внедрения инноваций, повышения конкурентоспособности, завоевания рынков. Неофициальные корпоративные структуры могут существовать и в виде негласных картелей и пулов на устных договоренностях, личных связях, многолетних совместных действиях на рынке, на протоколах о намерениях, соглашениях о сотрудничестве, об информационном обмене, о взаимодействии служб безопасности, о лоббировании интересов в структурах власти.

              Подобные формы интеграции позволяют предприятиям приспосабливаться к неблагоприятному налоговому режиму, защищаться от административных, политических и экономических рисков.

              Так, в российской газовой, нефтяной, энергетической, металлургической, транспортной и инвестиционной отраслях действуют мощные компании-холдинги, которые, будучи фактически финансово-промышленными группами, не регистрировались как ФПГ. К их числу относятся "Газпром", "ЛУКойл", ЮКОС, "Сургутнефтегаз", Тюменская нефтяная компания, РАО "ЕЭС России", "Русский алюминий", "Альфа-групп", "Аэрофлот" и другие.

              Организация корпоративных структур позволяет получать экономический эффект благодаря:

- концентрации ресурсов на важнейших направлениях;

- повышению конкурентоспособности продукции и отстаиванию корпоративных интересов на внутренних и внешних рынках;

- улучшению качества менеджмента на каждом предприятии корпоративной структуры.

              В качестве основных целей формирующейся корпоративной структуры можно выделить:

- стремление к защите от нежелательных поглощений;

- защиту имеющейся доли рынка и организацию борьбы за новые рынки;

- стремление к совместным научным разработки и производству новой продукции, к совместным инвестиционным проектам;

- увеличение финансовых возможностей;

- обеспечение конкурентоспособности;

- обеспечение финансовой устойчивости;

- диверсификацию деятельности;

- разделение функций между участниками объединения;

- минимизацию издержек производства;

- повышение эффективности управления;

- организацию совместного выхода на внешний рынок;

- проведение международных операций.

              В настоящее время российские корпоративные структуры по территориальному признаку можно разделить на следующие группы:

- региональные корпоративные структуры (технологически связанные между собой промышленные предприятия, финансовые институты, расположенные на той же территории);

- межрегиональные корпоративные структуры (в рамках таких структур взаимодействуют предприятия различных регионов, связанные между собой производственной кооперацией);

- транснациональные, или международные, корпоративные структуры (среди участников таких структур юридические лица, зарегистрированные на территории других государств или имеющие обособленные подразделения на территории других государств).

Информация о работе Корпоративные структуры