Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 10:32, контрольная работа
1. Охарактеризуйте состав финансовых ресурсов региона.
2. Проведите анализ социально - экономического положения отдельных муниципальных образований Ярославской области, обозначьте тенденции и их причины.
2.2.
Рейтинг муниципальных
образований Ярославской
области
Рейтинг
социально-экономического развития муниципальных
образований Ярославской
Для составления рейтинга указанные показатели были проранжированы по убыванию, то есть наилучшему значению присваивался наибольший ранг. Сводный рейтинг получен путем суммирования набранных рангов. Результаты сводного рейтинга за 2004 и 2005 годы представлены в таблице 16. На основе кластерного анализа сумм набранных рангов показателей социально-экономического развития за 2004-2005 годы определен состав 3 групп муниципальных образований с более-менее выраженными границами, определяющими их различия, из которых:
В составе перечисленных групп между муниципальными образованиями также присутствуют различия, свидетельствующие о наличии среди них лидеров, середняков и отстающих.
Таблица 16
2004г. | 2005г. | |||
Сумма рангов | Место | Сумма рангов | Место | |
г. Ярославль | 169 | 1 | 165 | 1 |
Ярославский МО | 159 | 2 | 157 | 2 |
Рыбинский МО | 132 | 4 | 149 | 3 |
г. Переславль-Залесский | 141 | 3 | 130 | 4 |
Гаврилов-Ямский МО | 122 | 5-6 | 121 | 5 |
Мышкинский МО | 122 | 5-6 | 119 | 6 |
Тутаевский МО | 116 | 7 | 117 | 7 |
Ростовский МО | 114 | 8 | 111 | 8 |
Угличский МО | 107 | 9 | 109 | 9 |
Даниловский МО | 93 | 11 | 100 | 10 |
Некоузский МО | 96 | 10 | 98 | 11 |
Некрасовский МО | 89 | 12 | 93 | 12 |
Переславский МО | 88 | 13 | 84 | 13 |
Первомайский МО | 58 | 16 | 83 | 14 |
Любимский МО | 87 | 14 | 70 | 15 |
Пошехонский МО | 72 | 15 | 66 | 16 |
Большесельский МО | 56 | 18 | 61 | 17 |
Борисоглебский МО | 58 | 16 | 40 | 18 |
Брейтовский МО | 18 | 19 | 20 | 19 |
В 2004-2005 годах в состав первой группы вошли г. Ярославль, г. Переславль-Залесский, Ярославский и Рыбинский муниципальные округа. При этом заметно улучшил свои позиции Рыбинский муниципальный округ, в то время как рейтинг г. Переславля-Залесского понизился. Для городов и округов этой группы характерны высокая численность населения, развитое промышленное и сельскохозяйственное производство (последнее - для Ярославского и Рыбинского муниципальных округов), большие объемы инвестиций, строительных работ, потребительских расходов, сравнительно высокие доходы населения и низкий уровень зарегистрированной безработицы.
Безусловным лидером является г. Ярославль, который по уровню концентрации социально-экономических процессов в разы и даже на порядки превосходит остальные муниципальные образования. Тем не менее, его весомость в 2005 году несколько понизилась.
Таким образом, в Ярославской области продолжается сокращение численности населения. При этом сокращение населения более высоким темпами происходит в муниципальных округах, в которых преобладает сельскохозяйственная направленность деятельности. Наименьшими темпами численность населения в 2005 году сокращалась в г. Ярославле, наибольшими – в Брейтовском муниципальном округе. Свыше половины всех строительных работ (по кругу крупных и средних организаций) выполнено в г. Ярославле, а вместе с Рыбинским, Даниловским, Угличским и Некоузским муниципальными округами было осуществлено 89,6% всего объема строительных работ.
В 2005 году объем жилищного строительства в целом по области составил 223,7 тыс. кв. метров и увеличился к уровню 2004 года на 2,8%. Основные объемы жилья (свыше 79%) введены в действие в 5 муниципальных образованиях: в г. Ярославле, Ярославском, Переславском, Рыбинском, Ростовском муниципальных округах. При этом 57,5% введенного в области жилья приходится на г. Ярославль.
В 2005 году в целом по области ввод в действие жилых домов за счет средств населения вырос на 4,9% и составил 36,8% от общего объема ввода. На 11 муниципальных образований, в которых ввод в действие жилых домов за счет средств населения превысил 70% от общего объема ввода, пришлось 89,7% всего жилья, введенного за счет средств населения. В то время как наименьший удельный вес ввода жилья за счет средств населения в общем объеме ввода пришелся на Первомайский муниципальный округ и г. Ярославль (7,8% и 13,1% соответственно).
В 2005 году в целом по области отмечен существенный рост потребительских расходов. Причем рост отмечен в 18 муниципальных образованиях. Наибольшее потребление товаров и услуг осуществляется в г. Ярославле. Отличительной особенностью распределения потребительских расходов между муниципальными образованиями является то, что лишь в г. Ярославле потребление товаров и услуг на душу населения превышает среднеобластное значение.
Потребительские расходы на 68% образует оборот розничной торговли. В 2005 году отмечена его положительная динамика во всех муниципальных образованиях. Наибольшие объемы потребительских товаров реализуются в городах: Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Ростов, Тутаев, Углич, а также в прилегающих к ним территориях. В общей сложности на них приходится свыше 91% всего оборота розничной торговли.
Оборот
общественного питания
Подавляющая
часть платных услуг (83,7% всего
объема) оказывается в
г. Ярославле и Рыбинском
Большая часть доходов населения, представленных в виде фонда заработной платы, формируется в областном центре и Рыбинском МО. На них приходится свыше 77% всего фонда заработной платы области, что связано с концентрацией в г. Ярославле и г. Рыбинске большинства предприятий и организаций масштабных и высокодоходных видов экономической деятельности. При этом среднемесячная заработная плата в г. Ярославле на 19% превышает среднеобластную величину и в 1,3-2,2 раза превосходит величину средней зарплаты в остальных муниципальных образованиях.
По состоянию на 31 декабря 2005 года просроченная задолженность по заработной плате в области увеличилась на 4% и составила 80,5 млн. рублей. Рост величины просроченной заработной платы произошел в лишь Некрасовском, Угличском и Рыбинском муниципальных округах. При этом в последнем наиболее существенный – в 4,8 раза. Наибольшие суммы задолженности (свыше 77%) приходятся на Ростовский и Рыбинский муниципальные округа.
Совокупные доходы бюджетов муниципальных образований Ярославской области в 2005 году выросли на 3,3% и составили 14,4 млрд. рублей. Прирост доходов был отмечен в 13 муниципальных образованиях. На бюджеты г. Ярославля, Рыбинского и Угличского муниципальных округов приходится 69% доходов местных бюджетов. Максимальная величина доходов местного бюджета на 1 жителя, в 2,8 раза превышающая среднюю по области, зафиксирована в Угличском муниципальном округе (в связи с применением на территории округа закона об экономическом стимулировании). В большинстве муниципальных образований среднедушевые значения доходов в 2005 году несущественно отклонялись от среднеобластного значения. При этом минимальные доходы на душу населения зафиксированы у Даниловского и Тутаевского муниципальных округов.
В 2005 году во всех муниципальных образованиях области было отмечено снижение величины собственных доходов. Это связано с передачей на региональный уровень нормативов от следующих налогов: налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также снижением с 75% до 50% норматива по налогу на доходы физических лиц. В среднем по области доля собственных доходов местных бюджетов сократилась с 70% в 2004 году до 50% в 2005 году.
Среди муниципальных округов наиболее высокий уровень собственных доходов отмечен у Угличского муниципального округа (78,6%). Доля собственных доходов, превышающая среднеобластную величину, еще отмечена лишь у г. Ярославля (66,7%). Все остальные муниципальные бюджеты имеют уровень собственных доходов менее 40%, в том числе 13 бюджетов – менее 30, из которых 8 бюджетов – менее 20%. Наименьшая доля собственных доходов наблюдается у Большесельского муниципального округа (12,3%).
На
конец 2005 года самый низкий уровень
безработицы сохраняется в
Финансы
и статистика, 2002. – 584 с.
Информация о работе Контрольная работа по "Региональной экономике"