Контрольная работа по «Региональная экономика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

В отечественной и в зарубежной литературе нет четкого, однозначного толкования понятия "регион". В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: "регион" и "район", причем, как правило, между ними не проводят строгой границы. По мнению Э. Б. Алаева, район "представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории"

Оглавление

1.Понятия «регион» и «региональная политика» 3
2.Причины усиления неоднородности экономического пространства в период рыночных реформ 8
3. Особенности оффшорных зон………………………………………………11
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

региональная экономика.docx

— 29.03 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ПРАВА,ЭКОНОМИКИИ И  УПРАВЛЕНИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Региональная экономика» 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент 3 курса, ОЗО

                  специальность «Финансы и кредит»

                  Группа 

                       Токунова В.В. 

                      Проверила:

                                      
                 
                 
                 
                 
                 

Тюмень  – 2011

 
 
 
 

Содержание 

1.Понятия «регион» и «региональная политика» 3

2.Причины усиления неоднородности экономического пространства в период рыночных реформ 8

3. Особенности  оффшорных  зон………………………………………………11

Список литературы 16 
 

 

      1. Понятия «Регион» и «региональная  политика».

В отечественной  и в зарубежной литературе нет  четкого, однозначного толкования понятия "регион". В российских исследованиях  чаще всего встречаются два термина: "регион" и "район", причем, как  правило, между ними не проводят строгой  границы. По мнению Э. Б. Алаева, район "представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта  целостность - объективное условие  и закономерный результат развития данной территории"

Понятию "регион" уделяется много внимания в современной экономической, географической и градостроительной литературе являются:

· географические (расположение, величина территории и  количество населения);

· производственно-функциональные (специфика преобладающих видов  деятельности);

· градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

· социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона  в одном определении. Регион должен рассматриваться одновременно и  как элемент территориальной  организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации  общества -- места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь  на вышесказанном можно считать, что регион -- это территория в  административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.

В последнее  время все большее число специалистов в области региональной науки  и особенно непосредственных руководителей  краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, посколькуособенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость  членения территории на части -- регионы.

 Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Существует много определений данного термина, например:

1. Под  регионом понимается крупная  территория с более или менее  однородными природными условиями,  главным образом, характерной  направленностью развития производительных  сил на основе сочетания комплекса  природных ресурсов с соответствующей  сложившейся и перспективной  материально-технической базой,  производственной и социальной  инфраструктурой .

2. Регионы - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов .

3. Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации .

Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация  и содержательная интерпретация  осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы - понятие  типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными  целями и задачами.

Третье  определение позволяет реализовать  нормативно-законодательное равенство  субъектов РФ во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти, заложенное в Конституции  РФ, создает реальные условия для  учета региональных особенностей каждого  субъекта в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом.

Конституционное признание регионов субъектами РФ требует  раскрытие их роли в системе реформирования экономики России. Многоукладность  экономики потребовала принципиально  нового подхода к содержанию системы  управления народным хозяйством, что  нашло свое отражение в региональной концепции реформирования, основными  положениями которой являются:

* признание  самостоятельности субъектов РФ  и обеспечение их экономического  равноправия с целью укрепления  единства России;

признание предприятия в качестве основного  самостоятельного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия  реализации рыночных отношений в  экономике страны;

формирование  системы государственного регулирования  регионального развития при переносе центра тяжести социально-экономических  преобразований на региональный уровень.

Данные  положения определяют содержание регионального  управления, которое учитывается  федеральным центром и осуществляется на региональном уровне самими регионами.

     Региональная  политика – система мер, направленных на регулирование развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что региональная политика «субъективна» и динамична. Собственно региональная политика – это политика, проводимая в отношении регионов федеральными властями. Ее сутью является частичная перераспределение ресурсов между регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной структуры общества.

     Основными элементами региональной политики являются следующие.

  1. Налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
  2. Бюджетная политика – механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
  3. Ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
  4. Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
  5. Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
  6. Институциональная политика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.
  7. Социальная политика – определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

  Выделяют  такие уровни региональной политики:

  • Федеральный – определение «объективных» критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем;
  • Региональный – выбор модели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и «консервативная» модель, предполагающая сохранение в той или иной форме государственного контроля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Причины усиления неоднородности экономического пространства в России в период рыночных реформ.

Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на эволюцию государственного устройства, структуру и эффективность  экономики, стратегию и тактику  институциональных преобразований и социально экономической политики. Поэтому вопрос о том, увеличивается  или уменьшается неоднородность или, что почти то же самое, дифференциация экономического пространства, имеет  большое значение с разных точек  зрения.

Уменьшение  пространственной дифференциации означает сближение регионов по уровню социально-экономического развития. Это создает более благоприятные  условия для эффективного развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на качественно более  высоком уровне общероссийского  менталитета, укрепления единства Российского  государства. Наоборот, усиление региональной дифференциации затрудняет проведение общей политики социально-экономических  преобразований и формирование общенационального  рынка, несет опасности региональных кризисов (особенно в маргинальных регионах) и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности общества и  государства.

Важно подчеркнуть, что говоря о неоднородности или дифференциации экономического пространства, мы вовсе не имеем  в виду в качестве идеала равномерное размещение по территории страны различных отраслей хозяйства и видов деятельности, поскольку как раз их неравномерное размещение неизбежное свойство любого организованного экономического пространства (следствие территориального разделения труда, концентрации и специализации производства, урбанизации, расселения и т.д.). Мы ведем речь о межрегиональных различиях общих уровней экономического развития (экономической активности) и уровней (качества) жизни.

В СССР и Советской России проблема сдерживания  межрегиональных различий по уровням  экономического развития и жизни  занимала видное место в социально-экономической  политике и еще более - в идеологии. Инструментами этой политики были централизованное финансирование экономики и социальной сферы регионов, дотации и субвенции, разнообразные социальные компенсаторы, плановые цены и др. Тем не менее  различия между российскими регионами  по важнейшим социально-экономическим  индикаторам к концу 80-х годов  были весьма велики. Достаточно сказать, что в 1988 г. максимальный разрыв между административно-территориальными единицами РСФСР по величине национального дохода (чистой продукции) на душу населения составил 11 раз (Тюменская область и Агинский автономный округ). Но эта реальность в политико-экономическом официозе вуалировалась бодрыми декларациями о тенденциях выравнивания

Информация о работе Контрольная работа по «Региональная экономика»