Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:52, контрольная работа
ЗАДАЧА 1
Имеется информация по 10 предприятиям оптовой торговли об объеме реализацииY относительно размера торговой площади Х
gb1 = b1 ± D
Данные интервалы задают соответствующие границы для изменения параметров уравнения:
– верхнюю границу 95%: gb0/1 верх= b0/1 + D
– нижнюю границу 95%: gb0/1 нижн = b0/1 – D
Если в доверительный интервал входит отрицательное значение показателя (т.е. нижняя граница < 0, верхняя > 0), то поскольку оцениваемый параметр не может одновременно принимать как положительное, так и отрицательное значение, то нижняя граница принимается равной 0.
Следовательно, в данном случае:
Уровень вероятности p = 95% соответствует уровню значимости a = 100% – 95% = 5% = 0,05
По таблице распределения Стьюдента находим критическое значение t-критерия для k = 10 – 2 = 8 и уровня значимости a = 0,05 = 5,0%.
tтабл = 2,306
▪ Стандартные ошибки коэффициентов:
– для параметра b0: mb0 = 1,12
– для параметра b1: mb1 = 1,302
▪ Предельные ошибки коэффициентов:
– для параметра b0: Db0 = 2,306 ´ 1,12 = 2,58
– для параметра b1: Db1 = 2,306 ´ 1,302 = 3,002
Тогда 95%-е доверительные интервалы для теоретических коэффициентов регрессии (при уровне значимости a = 0,05):
– Параметр b0
gb0 = b0 ± D = -0,832 ± 2,58
– верхняя граница 95%: gb0 верх= b0 + Db0 = -0,832 + 2,58 = 1,748
– нижняя граница 95%: gb0 нижн = b0 – Db0 = -0,832 – 2,58 = -3,412
– Параметр b1
gb1 = b1 ± D =10,897 ± 3,002
– верхняя граница 95%: gb1 верх= b1 + Db1 = 10,897 + 3,002 = 13,899
– нижняя граница 95%: gb1 нижн = b1 – Db1 = 10,897 – 3,002 = 7,895
4. Спрогнозируйте объем реализации при размере торговой площади X = 1,000 и рассчитайте 95% доверительный интервал для условного математического ожидания M(Y|X = 1,000).
Подставляем значение X = 1,000 в рассчитанное уравнение регрессии Ŷ = 10,897X – 0,832:
В данном случае потребление при доходе Xk = 1,000 составит:
Ŷk = 10,897 ´ 1,000 – 0,832 = 10,897 – 0,832 = 10,065
Доверительный интервал прогноза индивидуального значения рассчитывается аналогично доверительным интервалам для теоретических коэффициентов регрессии с предварительным определением предельной ошибки D:
▪ Предельная ошибка индивидуального прогнозного значения:
= tтабл ´
где
tтабл – табличное значение t-критерия Стьюдента.
– стандартная ошибка
▪ Стандартная ошибка индивидуального прогнозного значения:
где
Xk – конкретное индивидуальное значение (в данном случае Xk = 1,000).
sост – среднее квадратическое отклонение X (рассчитано ранее = 0,12)
n – – число наблюдений. (в данном случае n = 10).
▪ 95%-й доверительный интервал индивидуального прогнозного значения:
Следовательно, в данном случае:
Уровень вероятности p = 95% соответствует уровню значимости a = 100% – 95% = 5% = 0,05
По таблице распределения Стьюдента находим критическое значение t-критерия для k = 10 – 2 = 8 и уровня значимости a = 0,05 = 5,0%.
tтабл = 2,306
▪ Стандартная ошибка индивидуального прогнозного значения
(для условного математического ожидания M(Y|X = 1000)):
▪ Предельная ошибка индивидуального прогнозного значения:
(для условного математического ожидания M(Y|X = 1,000)):
95% доверительный
интервал индивидуального
(для условного математического ожидания M(Y|X = 1,000)):
5. Рассчитаем границы интервала, в котором будет сосредоточено не менее 95% возможных объемов реализации при торговой площади X = 1,000.
Построение 95%-го доверительного интервала индивидуального прогнозного значения позволяет рассчитать границы интервалы, в которых будет сосредоточено не менее 95% возможных значений объемов реализации:
– верхняя граница 95%:
– нижняя граница 95%:
Следовательно, в данном случае:
– верхняя граница 95%:
– нижняя граница 95%:
Ширина интервала = 0,39 ´ 2 = 0,78
Таким образом,
95% возможных объемов реализации Y при размере торговой площади X = 1,000 будут сосредоточены в интервале 9,675 £ Y £ 10,455.
6. Оценим насколько изменится объем реализации, если размер торговой площади вырастет на 0,100 тыс.ед.
В данном случае ранее было рассчитано среднее значение факторного признака (оборот капитала):
= 0,857
Если размер торговой площади вырастет на 0,100, то соответственно новое его значение составит:
Xk = 0,857 + 0,100 = 0,957.
Подставляем значение X = 0,957 в рассчитанное хранение регрессии Ŷ = 10,897X – 0,832:
В данном случае объем реализации при размере торговой площади Xk = 0,957 составит:
Ŷk = 10,897 ´ 0,957 – 0,832 = 10,428 – 0,832 = 9,596
t-критерий Стьюдента в данном случае составляет: tтабл = 2,306
▪ Стандартная ошибка индивидуального прогнозного значения
▪ Предельная ошибка индивидуального прогнозного значения:
▪ 95% доверительный интервал индивидуального прогнозного значения:
– верхняя граница 95%:
– нижняя граница 95%:
Следовательно, если размер торговой площади возрастет на 0,100, то с вероятностью 95% объем реализации будет находиться в интервале 9,159 < Y < 10,033.
7. Рассчитаем коэффициент детерминации R2
При линейной форме уравнения применяется показатель тесноты связи – линейный коэффициент корреляции:
, (1.5)
где
n – число наблюдений.
– соответствующие средние
значения факторного и
Для практических вычислений при малом числе наблюдений (n ≤ 20÷30) линейный коэффициент корреляции удобнее исчислять по следующей формуле:
(1.6)
Коэффициент корреляции принимает значения в интервале: -1≤ r ≤ 1.
Отрицательные значения коэффициента указывают на обратную связь, положительные – на прямую.
Квадрат линейного коэффициента корреляции R2 называется линейным коэффициентом детерминации: R2 = (RXY)2
Из определения коэффициента детерминации очевидно, что его числовое значение всегда заключено в пределах от 0 до 1, то есть 0 ≤ R2 ≤ 1.
Следовательно, в данном случае:
▪ Коэффициент корреляции RXY:
= 0,947
При RXY = 0 линейная связь отсутствует. Чем ближе коэффициент корреляции по абсолютной величине к единице, тем теснее связь между признаками. И, наконец, при RXY = ±1 – связь функциональная.
В данном случае линейный коэффициент корреляции близок к единице, следовательно, связь между параметрами достаточно тесная.
▪ Коэффициент детерминации R2:
R2 = (RXY)2 = 0,9472 = 0,897
Следовательно,
исходя из рассчитанных параметров связь
между факторным и
8. Рассчитаем F-статистику для коэффициента детерминации и оценим его статистическую значимость.
На первом этапе расчета F-критерия Фишера для коэффициента детерминации выдвигается гипотеза о том, что отсутствует влияние факторного признака X на результирующий признак Y.
Далее рассчитывает фактическое значение F-критерия Фишера:
где
R2 – коэффициент детерминации.
n – число наблюдений.
На следующем этапе производится сравнение вычисленного значения Fфакт. и Fтабл. и делаются соответствующие выводы:
– если Fфакт. > Fтабл., то гипотеза об отсутствии связи признаков отклоняется, т.е. вычисленное значение F-отношения признается достоверным и отличным от единицы; при этом делается вывод о существенности связи признаков.
– если Fфакт. < Fтабл., то вероятность предполагаемой гипотезы выше заданного уровня значимости и она не может быть отклонена без серьезного риска сделать вывод о наличии связи.
В этом случае гипотеза об отсутствии связи между факторным и результативным показателями не отклоняется, и уравнение регрессии считается статистически незначимым.
Следовательно, в данном случае:
▪ Фактическое значение F-критерия Фишера:
= 142,94
Уровень вероятности p = 95% соответствует уровню значимости a = 100% – 95% = 5% = 0,05
По таблице теоретических рассчитанных значений F-критерия Фишера находим теоретическое значение критерия для количества параметров k1 = 1, числа степеней свободы k2 = 10 – 2 = 8 и уровня значимости a = 0,05 = 5,0%.
▪ Теоретическое значение F-критерия Фишера:
Fтабл. = F0,05;1;8 = 5,32
Fфакт. > Fтабл. (142,94 > 5,32)
▪ Значимость F-критерия Фишера:
Fфакт. > Fтабл. (142,94 > 5,32), следовательно, гипотеза об отсутствии связи признаков отклоняется, т.е. вычисленное значение F-отношения признается значимым и отличным от единицы.
Следовательно:
Связь между факторным и результирующим признаками (величиной дохода и величиной потребления) является существенной.
ЗАДАЧА 2.
Имеются данные о динамике оборота розничной торговли и потребительских цен региона за два года. Используя метод Ш.Алмон, оцените параметры модели с распределенным лагом. Длину лага выберите не более 4, степень аппроксимирующего полинома – не более 3. Оцените качество построенной модели.
Месяц |
Оборот розничной торговли, % к предыдущему месяцу |
Индекс потребительских цен, % к предыдущему месяцу |
Январь |
70,8 |
101,7 |
Февраль |
98,7 |
101,1 |
Март |
97,9 |
100,4 |
Апрель |
99,6 |
100,1 |
Май |
96,1 |
100,0 |
Июнь |
103,4 |
100,1 |
Июль |
95,5 |
100,0 |
Август |
102,9 |
105,8 |
Сентябрь |
77,6 |
145,0 |
Октябрь |
102,3 |
99,8 |
Ноябрь |
102,9 |
102,7 |
Декабрь |
123,1 |
109,4 |
Январь |
74,3 |
110,0 |
Февраль |
92,9 |
106,4 |
Март |
106,0 |
103,2 |
Апрель |
99,8 |
103,2 |
Май |
105,2 |
102,9 |
Июнь |
99,7 |
100,8 |
Июль |
99,7 |
101,6 |
Август |
107,9 |
101,5 |
Сентябрь |
98,8 |
101,4 |
Октябрь |
104,6 |
101,7 |
Ноябрь |
106,4 |
101,7 |
Декабрь |
122,7 |
101,2 |