Контрольная работа по "Банковское дело"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод (ч.1 ст.1, ст.2; ч.1 ст.45, Конституции Российской Федерации1).

Оглавление

План
1. Правовые основы и механизм прав вкладчиков
2. Объем денежной массы в стране на конец года составил 4456,1 млрд. рублей. В начале года Центральный Банк предоставил кредиты коммерческим банкам в размере 85 млрд.рублей, при условии, что норма обязательных резервов составила 12%. Определить коэффициент мультипликации и размер денежной массы в стране при заданных условиях.
3. В большинстве стран с рыночной экономикой разделены функции банковского регулирования и банковского надзора. ЦБ РФ одновременно выступает и органом банковского регулирования, и органом банковского надзора. Приведите аргументы в поддержку и против одновременного закрепления за центральным банком обеих указанных функций. Можете ли вы подкрепить свои высказывания примерами из зарубежного опыта?

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА банковское дело.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Кроме того, обязательные резервы вместе с наличностью образуют денежную базу Н. В этом случае денежный мультипликатор с учетом наличности можно представить через отношение денежной массы к денежной базе:

Разделив  почленно числитель и знаменатель  правой части уравнения на D, получим:

- коэффициент  депонирования;

- норма  резервирования.

Денежный  мультипликатор (коэффициент самовозрастания  денег) означает возможность создания максимального количества новых денег. Дело в том, что часть полученных денег со счетов "утекает" в текущее обращение и не идет на счета в другие банки. Кто-то вообще может держать деньги дома, а кто-то вывезти их за границу. В этом случае процесс пойдет в обратном направлении: каждый рубль, изъятый из банковской системы, приведет к сокращению количества денег в хозяйственной системе на 10 у.е. (при г =12%).

В результате максимальное увеличение количества денег  в экономике можно рассчитать по формуле:

М - Ет,

где Е -- избыточные резервы КБ;

т -- денежный мультипликатор.

Как видим, предложение денег прямо зависит  от величины денежной базы и денежного  мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение  денег при изменении денежной базы на единицу. Увеличение с (коэффициента депонирования) и г (нормы резервирования) уменьшает денежный мультипликатор, и наоборот.

Центральный банк может контролировать предложение  денег, прежде всего путем воздействия  на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.

Выделяют  три основных инструмента монетарной политики, с помощью которых ЦБ осуществляет косвенное регулирование  денежно-кредитной сферы:

1) изменение  учетной ставки (ставки рефинансирования), т. е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ;

2) изменение  нормы резервирования, т. е. минимальной  доли депозитов, которую КБ  должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в ЦБ;

3) операции  на открытом рынке: купля или  продажа ЦБ государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).

Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а следовательно, денежной базы.

Вместе  с тем из сказанного выше следует, чтоосновой денежной (монетарной) политики является теория денежного мультипликатора. Она показывает, что:

а) Центральный  банк может контролировать денежную базу (наличность и резервы);

б) контролируя  денежную базу (т. е. предложение денег), ЦБ полностью контролирует темп инфляции;

в) инфляция является монетарным явлением, поскольку известно, что реальный объем выпуска в долгосрочном периоде F* определяется производственной функцией (затратами факторов производства), номинальный PY* -- уровнем цен Р, а уровень цен -- предложением денег.

Заметим, что если предположить, что наличность отсутствует (С=0), и все деньги обращаются только в банковской системе, то из денежного мультипликатора мы получим банковский (депозитный) мультипликатор: multD = 1/ rr . Не случайно банковский мультипликатор часто называют «простым денежным мультипликатором» (simple money multiplier), а денежный мультипликатор - сложным денежным мультипликатором или просто денежным мультипликатором (money multiplier). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. В большинстве  стран с рыночной  экономикой разделены функции банковского регулирования и банковского надзора. ЦБ РФ одновременно выступает и органом банковского регулирования, и органом банковского надзора. Приведите аргументы в поддержку и против одновременного закрепления за центральным банком обеих указанных функций. Можете ли вы подкрепить свои высказывания примерами из зарубежного опыта? 
 

    В странах с переходной экономикой, к числу которых относится  Россия, развитие рыночных отношений  порождает серьезные структурные  изменения финансовых и в том  числе банковских систем как главного механизма финансово-кредитных отношений в государстве. Это выражается в возникновении новых, ранее не существовавших, кредитных институтов, в модификации взаимоотношений кредитных институтов разного уровня, в изменении пропорций, специализации и динамики развития различных видов финансово-кредитных институтов. Специфика вышеобозначенных процессов определяется тем, что государства с переходной экономикой, с одной стороны, стараются учитывать национальные и исторические особенности формирования внутренней экономической системы, а с другой стороны, пытаются ориентироваться на уже имеющийся опыт и примеры международного сотрудничества.

    Законодательство  России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень  представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком права проведения всех видов банковских операций, его главная функция - надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг. Формальным признаком наличия двухуровневой банковской системы являются два самостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение Центрального и коммерческих банков:

    С этой целью в структуру Банка  России входят Департамент пруденциального банковского надзора и Департамент инспектирования кредитных организаций. Как было отмечено в российской юридической литературе, в мировой банковской практике пруденциальный надзор охватывает документарный надзор и надзор на местах (инспектирование). В российских условиях значение этого термина более узко - сферу инспектирования он не охватывает. Именно этим можно объяснить выделение в структуре Банка России двух самостоятельных подразделений, выполняющих надзорные функции. Вместе с тем следует подчеркнуть, что объективно деятельность обоих подразделений направлена на достижение одной цели - осуществление эффективного банковского надзора. Кроме этого, оба департамента входят в так называемый "надзорный блок", объединяющий целый ряд других подразделений, например, Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности, Департамент по организации банковского санирования и т.д3.

    Основной  задачей надзора, неизбежно связанной  с объективно присущими ей рисками, является предвидение вероятности возникновения проблем в деятельности банков. В соответствии с документом Базельского комитета по банковскому надзору «Основные принципы эффективного банковского надзора» (1997г.) выделяются три группы рисков. К первой группе относятся риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников. Они возникают в условиях превышения исполнительными лицами банка установленных полномочий по принятию решений (по составу и объему операций), несоблюдения сотрудниками банка установленных процедур проведения операций, а также нарушения правил и этических норм, установленных на организованных рынках финансовых инструментов (ценных бумаг, иных фондовых ценностей, иностранной валюты, драгоценных металлов). Данные риски включают:

    - хищение ценностей;

    - проведение сделок и операций, наносящих банку ущерб, сокрытие  результатов таких операций;

    - вовлечение банка в коммерческие  взаимоотношения с теневой или  криминальной экономикой.

    Во  вторую группу входят риски потери ликвидности и снижения капитала, формируемые решениями управленческого аппарата.

    Кредитный риск

    Кредитная деятельность требует определенных суждений относительно кредитоспособности заемщика. Эти суждения не всегда точны  и корректны, а кредитоспособность заемщика может по целому ряду причин с течением времени ухудшиться. Основной риск, с которым банк сталкивается в своей деятельности, - это кредитный риск, состоящий в неспособности либо нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора. Этот риск имеет отношение не только к кредитованию, но и к другим операциям, которые находят свое отражение в балансе банка или на внебалансовом учете (вложения в ценные бумаги, гарантии, акцепты и др.). Предоставление крупных кредитов одному заемщику или группе связанных заемщиков - один из наиболее распространенных примеров кредитного риска; в данном случае речь идет о концентрации кредитных рисков. Значительная концентрация возможна и в связи с кредитованием определенных отраслей и секторов экономики либо при кредитовании отдельных регионов страны; возможна также группировка кредитов по другим характеристикам, из-за которых банк подвергается дополнительным рискам (например, при кредитовании коммерческих операций, осуществляемых с большой долей заемных средств). Наряду с предоставлением крупных кредитов повышенные риски возникают при предоставлении связанных кредитов. Связанные кредиты - это предоставление кредитов физическим или юридическим лицам, связанным с банком через участие в капитале либо имеющим способность осуществлять прямой либо косвенный контроль над банком. При отсутствии должного внимания к предоставлению таких кредитов могут возникнуть серьезные проблемы, вызванные необъективностью суждений о кредитоспособности заемщиков. В этих обстоятельствах "связанность" может привести к льготному кредитованию и, следовательно, к увеличению риска потерь по данному кредиту.

    Страновой риск

    Международные кредиты, кроме стандартного кредитного риска, несут в себе страновой  риск, связанный с экономическими, социальными или политическими условиями страны заемщика. Страновые риски наиболее очевидны при кредитовании зарубежных правительств и их ведомств, поскольку возврат таких кредитов обычно ничем не обеспечен. Одним из компонентов странового риска является так называемый «риск неперевода средств», когда обязательства заемщика выражены не в его национальной валюте. Валюта обязательства может быть недоступна заемщику независимо от его финансового состояния.

    Рыночный  риск

    Банки несут риск потерь по балансовым и внебалансовым статьям в связи с движением рыночных цен. В соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета такие риски обычно обнаруживаются при осуществлении банком операций на рынке, независимо от того, идет речь о долговых инструментах или об акциях самого банка, о валютных операциях или позициях, открытых по другим инструментам. Специфическим элементом рыночного риска является валютный риск: банки выступают агентами рынка, устанавливая курс для своих клиентов или поддерживая открытые валютные позиции. Рыночные риски резко возрастают в период потрясений на соответствующих рынках.

    Процентный  риск

    Процентный  риск связан с влиянием на финансовое состояние банка неблагоприятного изменения процентных ставок. Этот риск находит свое отражение как в получаемых банком доходах, так и в стоимости его активов, обязательств и внебалансовых статей. Процентный риск проявляется как по чисто банковским операциям, так и по операциям на финансовых рынках. При этом процентный риск включает:

    а) риск переоценки, возникающий из-за разрыва в срочности активов и пассивов (при фиксированных ставках), а также из-за несимметричной переоценки при разных видах применяемой ставки (плавающей либо фиксированной) по активам банка, с одной стороны, и обязательствам - с другой;

    б) риск, связанный с неверным прогнозом  кривой доходности (ее наклона и  формы);

    в) базисный риск, связанный с несовершенной  корреляцией при корректировке  получаемых и уплачиваемых процентов, по ряду инструментов, которые при  прочих равных условиях имеют сходные ценовые характеристики;

    г) опционный риск, связанный с тем, что многие активы, обязательства  и внебалансовые статьи прямо  или косвенно включают возможность  выбора одного из нескольких вариантов  завершения операции.

    Риск  потери ликвидности

    Этот риск связан с возможным невыполнением банком своих обязательств или необеспечением требуемого роста активов. Когда у банка недостаточна ликвидность, у него часто возникают трудности с покрытием дефицита путем увеличения обязательств либо путем быстрой реализации без значительных потерь и по приемлемой цене части своих активов. В результате затрагивается доходность банка. В крайних случаях недостаток ликвидности приводит к неплатежеспособности банка.

Информация о работе Контрольная работа по "Банковское дело"