Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:43, контрольная работа
Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод (ч.1 ст.1, ст.2; ч.1 ст.45, Конституции Российской Федерации1).
План
1. Правовые основы и механизм прав вкладчиков
2. Объем денежной массы в стране на конец года составил 4456,1 млрд. рублей. В начале года Центральный Банк предоставил кредиты коммерческим банкам в размере 85 млрд.рублей, при условии, что норма обязательных резервов составила 12%. Определить коэффициент мультипликации и размер денежной массы в стране при заданных условиях.
3. В большинстве стран с рыночной экономикой разделены функции банковского регулирования и банковского надзора. ЦБ РФ одновременно выступает и органом банковского регулирования, и органом банковского надзора. Приведите аргументы в поддержку и против одновременного закрепления за центральным банком обеих указанных функций. Можете ли вы подкрепить свои высказывания примерами из зарубежного опыта?
Кроме того, обязательные резервы вместе с наличностью образуют денежную базу Н. В этом случае денежный мультипликатор с учетом наличности можно представить через отношение денежной массы к денежной базе:
Разделив почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D, получим:
- коэффициент депонирования;
- норма резервирования.
Денежный мультипликатор (коэффициент самовозрастания денег) означает возможность создания максимального количества новых денег. Дело в том, что часть полученных денег со счетов "утекает" в текущее обращение и не идет на счета в другие банки. Кто-то вообще может держать деньги дома, а кто-то вывезти их за границу. В этом случае процесс пойдет в обратном направлении: каждый рубль, изъятый из банковской системы, приведет к сокращению количества денег в хозяйственной системе на 10 у.е. (при г =12%).
В результате максимальное увеличение количества денег в экономике можно рассчитать по формуле:
М - Ет,
где Е -- избыточные резервы КБ;
т -- денежный мультипликатор.
Как видим,
предложение денег прямо
Центральный банк может контролировать предложение денег, прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.
Выделяют три основных инструмента монетарной политики, с помощью которых ЦБ осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:
1) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), т. е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ;
2) изменение нормы резервирования, т. е. минимальной доли депозитов, которую КБ должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в ЦБ;
3) операции на открытом рынке: купля или продажа ЦБ государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).
Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а следовательно, денежной базы.
Вместе с тем из сказанного выше следует, чтоосновой денежной (монетарной) политики является теория денежного мультипликатора. Она показывает, что:
а) Центральный банк может контролировать денежную базу (наличность и резервы);
б) контролируя денежную базу (т. е. предложение денег), ЦБ полностью контролирует темп инфляции;
в) инфляция является монетарным явлением, поскольку известно, что реальный объем выпуска в долгосрочном периоде F* определяется производственной функцией (затратами факторов производства), номинальный PY* -- уровнем цен Р, а уровень цен -- предложением денег.
Заметим,
что если предположить, что наличность
отсутствует (С=0), и все деньги обращаются
только в банковской системе, то из денежного
мультипликатора мы получим банковский
(депозитный) мультипликатор: multD = 1/ rr .
Не случайно банковский мультипликатор
часто называют «простым денежным мультипликатором»
(simple money multiplier), а денежный мультипликатор
- сложным денежным мультипликатором или
просто денежным мультипликатором (money
multiplier).
3.
В большинстве
стран с рыночной
экономикой разделены
функции банковского
регулирования и банковского
надзора. ЦБ РФ одновременно
выступает и органом
банковского регулирования,
и органом банковского
надзора. Приведите
аргументы в поддержку
и против одновременного
закрепления за центральным
банком обеих указанных
функций. Можете ли вы
подкрепить свои высказывания
примерами из зарубежного
опыта?
В
странах с переходной экономикой,
к числу которых относится
Россия, развитие рыночных отношений
порождает серьезные
Законодательство России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком права проведения всех видов банковских операций, его главная функция - надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг. Формальным признаком наличия двухуровневой банковской системы являются два самостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение Центрального и коммерческих банков:
С этой целью в структуру Банка России входят Департамент пруденциального банковского надзора и Департамент инспектирования кредитных организаций. Как было отмечено в российской юридической литературе, в мировой банковской практике пруденциальный надзор охватывает документарный надзор и надзор на местах (инспектирование). В российских условиях значение этого термина более узко - сферу инспектирования он не охватывает. Именно этим можно объяснить выделение в структуре Банка России двух самостоятельных подразделений, выполняющих надзорные функции. Вместе с тем следует подчеркнуть, что объективно деятельность обоих подразделений направлена на достижение одной цели - осуществление эффективного банковского надзора. Кроме этого, оба департамента входят в так называемый "надзорный блок", объединяющий целый ряд других подразделений, например, Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности, Департамент по организации банковского санирования и т.д3.
Основной задачей надзора, неизбежно связанной с объективно присущими ей рисками, является предвидение вероятности возникновения проблем в деятельности банков. В соответствии с документом Базельского комитета по банковскому надзору «Основные принципы эффективного банковского надзора» (1997г.) выделяются три группы рисков. К первой группе относятся риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников. Они возникают в условиях превышения исполнительными лицами банка установленных полномочий по принятию решений (по составу и объему операций), несоблюдения сотрудниками банка установленных процедур проведения операций, а также нарушения правил и этических норм, установленных на организованных рынках финансовых инструментов (ценных бумаг, иных фондовых ценностей, иностранной валюты, драгоценных металлов). Данные риски включают:
- хищение ценностей;
-
проведение сделок и операций,
наносящих банку ущерб,
-
вовлечение банка в
Во вторую группу входят риски потери ликвидности и снижения капитала, формируемые решениями управленческого аппарата.
Кредитный риск
Кредитная деятельность требует определенных суждений относительно кредитоспособности заемщика. Эти суждения не всегда точны и корректны, а кредитоспособность заемщика может по целому ряду причин с течением времени ухудшиться. Основной риск, с которым банк сталкивается в своей деятельности, - это кредитный риск, состоящий в неспособности либо нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора. Этот риск имеет отношение не только к кредитованию, но и к другим операциям, которые находят свое отражение в балансе банка или на внебалансовом учете (вложения в ценные бумаги, гарантии, акцепты и др.). Предоставление крупных кредитов одному заемщику или группе связанных заемщиков - один из наиболее распространенных примеров кредитного риска; в данном случае речь идет о концентрации кредитных рисков. Значительная концентрация возможна и в связи с кредитованием определенных отраслей и секторов экономики либо при кредитовании отдельных регионов страны; возможна также группировка кредитов по другим характеристикам, из-за которых банк подвергается дополнительным рискам (например, при кредитовании коммерческих операций, осуществляемых с большой долей заемных средств). Наряду с предоставлением крупных кредитов повышенные риски возникают при предоставлении связанных кредитов. Связанные кредиты - это предоставление кредитов физическим или юридическим лицам, связанным с банком через участие в капитале либо имеющим способность осуществлять прямой либо косвенный контроль над банком. При отсутствии должного внимания к предоставлению таких кредитов могут возникнуть серьезные проблемы, вызванные необъективностью суждений о кредитоспособности заемщиков. В этих обстоятельствах "связанность" может привести к льготному кредитованию и, следовательно, к увеличению риска потерь по данному кредиту.
Страновой риск
Международные кредиты, кроме стандартного кредитного риска, несут в себе страновой риск, связанный с экономическими, социальными или политическими условиями страны заемщика. Страновые риски наиболее очевидны при кредитовании зарубежных правительств и их ведомств, поскольку возврат таких кредитов обычно ничем не обеспечен. Одним из компонентов странового риска является так называемый «риск неперевода средств», когда обязательства заемщика выражены не в его национальной валюте. Валюта обязательства может быть недоступна заемщику независимо от его финансового состояния.
Рыночный риск
Банки несут риск потерь по балансовым и внебалансовым статьям в связи с движением рыночных цен. В соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета такие риски обычно обнаруживаются при осуществлении банком операций на рынке, независимо от того, идет речь о долговых инструментах или об акциях самого банка, о валютных операциях или позициях, открытых по другим инструментам. Специфическим элементом рыночного риска является валютный риск: банки выступают агентами рынка, устанавливая курс для своих клиентов или поддерживая открытые валютные позиции. Рыночные риски резко возрастают в период потрясений на соответствующих рынках.
Процентный риск
Процентный
риск связан с влиянием на финансовое
состояние банка
а) риск переоценки, возникающий из-за разрыва в срочности активов и пассивов (при фиксированных ставках), а также из-за несимметричной переоценки при разных видах применяемой ставки (плавающей либо фиксированной) по активам банка, с одной стороны, и обязательствам - с другой;
б) риск, связанный с неверным прогнозом кривой доходности (ее наклона и формы);
в) базисный риск, связанный с несовершенной корреляцией при корректировке получаемых и уплачиваемых процентов, по ряду инструментов, которые при прочих равных условиях имеют сходные ценовые характеристики;
г) опционный риск, связанный с тем, что многие активы, обязательства и внебалансовые статьи прямо или косвенно включают возможность выбора одного из нескольких вариантов завершения операции.
Риск потери ликвидности
Этот риск связан с возможным невыполнением банком своих обязательств или необеспечением требуемого роста активов. Когда у банка недостаточна ликвидность, у него часто возникают трудности с покрытием дефицита путем увеличения обязательств либо путем быстрой реализации без значительных потерь и по приемлемой цене части своих активов. В результате затрагивается доходность банка. В крайних случаях недостаток ликвидности приводит к неплатежеспособности банка.