Конструктивный расчет насоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Краткое описание

Начало 21 века с его структурными и глубокими изменениями в очередной раз испытывает на прочность человеческое сообщество, а, следовательно, его сформированные целевые установки, господствующие нравственно-этические нормы, устоявшиеся формы хозяйствования и общественного сознания. Освоение всего этого в настоящее время занимает умы человечества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 4
2 ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5
3 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПОТОКИ И ЦЕНТРЫ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 6
4 ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 9
5 ПРОБЛЕМА "УТЕЧКИ УМОВ" 11
6 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

Эконом.docx

— 50.50 Кб (Скачать)

     В Республику Беларусь с 1994 г. для работы по трудовым контрактам прибыло около 15 тыс. человек. Едут чаще всего для организации совместных предприятий, проектов, строительства газопровода, создания финансовых групп. Востребован в основном руководящий персонал или высококвалифицированные специалисты, хотя определенная часть прибывающих находит себе работу в строительстве и сельском хозяйстве, требующих применения физического труда. Примечательно и то, что если из Беларуси в другие страны едут в основном молодые работники в возрасте до 25 лет (таковых более половины), то в Беларусь, напротив, приезжают лица старше 40 лет (таковых более одной трети) [3, c. 87].

     Актуальность  проблемы миграции для Беларуси определяется ее местоположением и особенностями  развития экономических процессов  в стране. В Беларуси лидером по приему мигрантов является Брестская  область, куда из приграничных районов  Украины приезжает около 60—65 % от прибывающих и оседающих в  приграничных районах. Такая направленность потока обусловлена разными темпами  реформирования экономики Беларуси и Украины, безвизовым режимом въезда в Беларусь и, конечно, соседством стран. Остальная часть въезжающих распределяется следующим образом: около 15 % приходится на наиболее промышленно развитые регионы  — г. Минск и Минскую область, заметная часть оседает на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях, испытывающих острую нехватку кадров.

     Из  стран СНГ, кроме Украины, в Беларусь приезжают на работу граждане Армении (13 %) и Российской Федерации (3,8 %). Из других стран в Беларусь традиционно  приезжают с торговыми целями граждане Китая и Вьетнама (около 1 %) [2, с. 52; 3, с. 94].

  1. ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ  СИЛЫ

     Миграция  рабочей силы - явление сложное и неоднозначное, так как может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, как принимающих, так и отдающих.

     Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающей страны):

     Положительное влияние для экономики:

  • вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие измерения в экономике;
  • иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрируют обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
  • достигается существенная экономия на затратах на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
  • иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики;
  • иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, местные фирмы снижают издержки на заработную плату.

     Отрицательное влияние для экономики:

  • ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
  • происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
  • провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

     Последствия для стран эмиграции ( откуда уезжает  рабочая сила, т.е. отдающей страны):

     Положительное влияние для экономики:

  • эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;
  • из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;
  • переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны. Например: Югославия ежегодно получает 7 млрд. дол. от экспорта рабочей силы;
  • при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения , составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

     Отрицательное влияние для экономики:

  • страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
  • "утечка мозгов", в результате теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку.

     Таким образом, неоднозначность последствий  международной миграции рабочей  силы как для стран экспортеров, так и для стран импортеров приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т.е. государственной миграционной политики. 
 
 
 
 

  1. ПРОБЛЕМА "УТЕЧКИ МОЗГОВ"

     Утечка  мозгов – это международная миграция высококвалифициро-ванных кадров (ученых, редких специалистов, иногда "звезд" искусства, спорта).

     Следует отметить, что заинтересованность одних  стран в "переманивании" специалистов из других стран для работы в собственных  научно - исследовательских центрах  начала проявляться после второй мировой войны. Одной из главных  причин возросшего внимания к роли науки со стороны государства, к  сожалению, стала начавшаяся холодная война и сопутствующая ей гонка  вооружений. Так, уже в 1947 г. в трехтомном исследовании "Наука, техника и американская дипломатия", вышедшем в США, подчеркивалось, что "наука и техника создают новые возможности для достижения важнейших целей американской внешней политики и заслуживают большего внимания с точки зрения будущего США, чем любой другой элемент национальной политики".

     Именно  с конца 40-х годов усилилось  внимание как государства, так и  общества к науке и ее деятелям, выразившееся, прежде всего, в выделении  все больших средств со стороны  государства и частного бизнеса  на развитие научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Интерес к ним, проявившийся в росте инвестиций в науку  и образование, особенно усилился в  конце 50-х годов в связи с  шоком западных стран, вызванным  запуском первого советского искусственного спутника Земли.

     Сохранить свою научную школу стремится  сегодня любое государство. Добиться этого при существующей миграции непросто даже экономически развитым странам. По большому счету, ученые ведь люди творческие, в какой бы сфере  они не специализировались — точных или гуманитарных науках. Для такого специалиста важна возможность самосовершенствования, свободной организации деятельности, развития контактов с зарубежными коллегами. Понятно, что и невысокий престиж труда ученого, зарплата, слабая интегрированность в мировую науку могут заставить профессионала искать пути к "лучшей доле".

     По  мнению исследователей миграционных процессов, два критерия — финансовая составляющая и приемлемые для работы условия  — служат основными для интеллектуальной элиты при выборе не только места, но и страны будущей деятельности. Поэтому, утверждают специалисты, утечка мозгов — это всегда следствие имеющегося уровня развития национальной науки, ее ресурсной и технологической базы.

     Либерализация режима выезда и въезда и устранение «закрытости» научных сообществ  обусловили распространение зарубежных стажировок научных работников, вузовских  преподавателей, аспирантов, обучение студентов в университетах и  других научных центрах. Мировой  опыт показывает, что такие временные  поездки за рубеж в ряде случаев  можно рассматривать как первый шаг работника, ведущий в последующем  к отъезду на постоянное место  жительства. Иными словами, интеллектуальные временные трудовые командировки могут  в дальнейшем привести, как в этом случае принято говорить, «к утечке мозгов». Анализ статистических данных показал, что в настоящее время количество эмигрировавших ученых пока не превышает 0,2 % от общего числа научных работников страны, и тем не менее, значение каждого человека, относимого к этой группе, чрезвычайно велико [2, c. 65]. Потери могут иметь негативные последствия для экономического развития страны, внешней безопасности государства, создать угрозы его обороноспособности.

       Согласно расчетам американских  социологов, стоимость подготовки  одного высококвалифицированного  специалиста научно-технического  профиля обходится стране-донору  от 400 до 800 тыс. дол. США [1, c. 97]. В 2003 г., по данным Министерства  статистики и анализа, из Беларуси  эмигрировали и остались за  границей 64 научных работника и  преподавателя вузов: в России  — 25 (6 кандидатов наук), в Германии  — 13 (9 кандидатов наук), в США  — 7 (2 доктора наук, 3 кандидата  наук), в Канаде — 6 (4 кандидата  наук). По сравнению с 2002 г. число  ученых-эмигрантов увеличилось в  2 раза [2, c. 51].

     Надо  признать что по данным мониторинга, в Беларуси с 2000 года наблюдается устойчивая тенденция к снижению ежегодной численности эмигрантов — ученых и преподавателей вузов. За десятилетие, в период с 1996-го по 2006 год, из Беларуси в основном в Россию, Польшу, США, Израиль и Германию уехали 767 человек, из которых 52 доктора наук и 295 кандидатов. Таким образом, ежегодно эмигрировали и не возвращались на Родину от 70 до 90 научных работников и преподавателей вузов. Эти цифры в разы меньше постсоветской статистики.

     Как показывает мировой опыт, миграция научных работников в размере  до 1 % считается нормальным показателем, поэтому по сравнению с Российской Федерацией в Беларуси проблема «утечки  мозгов» пока не стоит так остро [3, c. 101]. И хотя прогнозы о лавинообразной «утечке умов» из страны пока оказываются  несостоятельными, этот процесс уже  сейчас оказывает и может оказать  в долгосрочной перспективе огромное влияние на социально-экономическую  и демографическую безопасность страны. Причем в конкретных условиях Беларуси основной угрозой может  стать именно отток молодых научных  сотрудников, аспирантов и студентов, которые стажировались за рубежом, получили определенный жизненный опыт и навыки языка.

     Бывший  президент Национальной академии наук А.Войтович констатирует, что молодежь не идет в науку в связи с  недостаточным уровнем оплаты труда  научных сотрудников. Так, ведущий  научный сотрудник, кандидат наук в  среднем зарабатывает около 1,5 миллиона рублей. Кроме того, тяжелое состояние науки определяется отсутствием возможности работать на современном оборудовании.

  "В Беларуси оборудование закупается в недостаточном количестве. Научные институты не имеют доступа к валюте, а значит, купить ничего не могут. При этом в стране научное оборудование почти не производится. В результате материально-техническая база в институтах преимущественно устаревшая, и молодые ученые, желающие посвятить себя науке, вынуждены работать на оборудовании вчерашнего дня", - говорит А.Войтович.

     Как результат, согласно данным Минобразования, треть кандидатов наук и почти  половина докторов - лица пенсионного  возраста. Общая численность научных  и научно-педагогических работников составляет около 15,5 тысячи человек, 900 из них имеют степень доктора  наук и более 5800 - кандидата наук. За последние пять лет было защищено 93 докторских и 1130 кандидатских диссертаций. При этом в 2010 году только 3,5% аспирантов завершили учебу защитой диссертации. В 16 учреждениях образования ни один из окончивших аспирантуру не смог защитить диссертацию.

     Существует  статистика ЮНЕСКО, показывающая количество студентов, которые обучаются за рубежом. Это около 15 тысяч человек  из Беларуси.

     Впрочем, не обязательно уезжать из страны. В последние годы достаточно распространена и виртуальная миграция. Это также  подтверждается исследованием "Влияние  миграционных потоков на социально-экономические  показатели страны: опыт Беларуси". Виртуальная миграция выступает  в виде аутсорсинга, фрилансинга. Речь идет о компьютерщиках, разработчиках  программ. На практике они работают на самые разные страны, живя в Беларуси.

     Надо  отметить что в настоявшие время Президентом и правительством принят ряд мер, направленных на качественное улучшение организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, предотвращение неоправданных потерь высококвалифицированных кадров.

     Именно  благодаря этому в последние  годы в Беларусь стали возвращаться ученые, покинувшие ее несколько лет  назад. Только за 2004—2006 годы в организации  НАНБ вернулись 14 высококвалифицированных  исследователей, длительное время работавших за границей.

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

     Государственная миграционная политика- это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из неё.

     Роль  государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается  в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма  их реализации, включая выбор регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта.

     Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической  целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и  обеспечения приоритетного права  белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным  специалистам, а также тем иностранным  гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику  страны, создают на ее территории иностранные  и совместные предприятия, а также  осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

Информация о работе Конструктивный расчет насоса