Конкурентоспособность страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование конкурентоспособности национальной экономики Российской Федерации.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих основных задач:
• Обобщить теоретические понятия конкурентоспособности экономики страны в целом.
• Исследовать современную методологию оценки уровня конкурентоспособности страны в условиях мирового рынка.
• Определить и классифицировать по различным критериям наиболее значимые факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности страны.
• Проанализировать всевозможные стратегии и методы развития конкурентоспособности, на современном этапе развития Российской экономики.
• Обосновать предложения по повышению уровня конкурентоспособности в России, в целях усиления позиций в мирохозяйственных отношениях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Национальная конкурентоспособность как сложный феномен и многоуровневая система. …………………………………………………………...5
1.1. Конкурентоспособность национальной экономики: теоретико-методологический аспект …………………………………………………………..5
1.2. Детерминанты конкурентоспособного развития национальной экономики
1.3 Национальные условия – залог успеха в конкуренции……………………..12
Глава 2. Анализ конкурентоспособности России на мировом рынке…………..14
2.1 Условия для конкурентного преимущества страны…………………………14
2.2 Анализ конкурентоспособности России за 2009-2011гг……………………23
Глава 3. Перспективы повышения конкурентоспособности России на Мировом рынке………………………………………………………………………………...29
3.1 Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности России………...29
3.2 Необходимые меры по повышению конкурентоспособности России……..33
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

конк.нац.преимущ.Курсовая по методам.docx

— 87.53 Кб (Скачать)

Структура собственности, условия рынка капиталов и природа корпоративного управления в стране влияют на национальное преимущество по двум направлениям. Во-первых, это вытекает из того факта, что отрасли промышленности в разной мере нуждаются в фондировании, имеют разную степень риска, различные инвестиционные перспективы и разные уровни средней прибыли. Национальные рынки капиталов также определяют различные цели для разных отраслей промышленности. Национальная экономика преуспевает там, где цели владельцев и менеджеров совпадают с нуждами производства. Некая конкретная институциональная структура может пойти на пользу в одних отраслях и мешать другим.2

Во-вторых, влияние рынков капитала меняется с изменением потребностей в инвестициях. Например, в тех отраслях промышленности, где частная собственность обладает сильными позициями, страна может преуспеть, несмотря на имеющий непроизводительные цели рынок акционерного капитала.

Индивидуальные  цели. Цели людей, управляющих фирмами  и рабо-тающих в них, могут усиливать или ослаблять возможность достижения успеха в конкретных отраслях. Центральный вопрос состоит в том, имеют ли они побудительные причины к развитию своего мастерства и приложению усилий, необходимых для создания и поддержания конкурентоспособности.

Один  из существенных моментов, определяющих индивидуальное поведение и усилия, - это система вознаграждения работников. Аспектом этого вопроса является система социальных ценностей, влияющая на отношение к работе, и то, в какой мере действия работников определяет размер финансовых выплат, очень различный в разных странах. Также большое значение имеет порядок налогообложения.

Влияние национального престижа и национальных приоритетов. На качество человеческих ресурсов, занятых в данной отрасли, на индивидуальные мотивы и даже на поведение держателей акций оказывают влияние национальные приоритеты или престиж. Толчок новым усилиям часто дают сознание такого престижа или чувство важной национальной миссии. Если отрасль становится национальной гордостью или приобретает общенациональное значение, это часто ведет к росту ее конкурентоспособности.

Важность  устойчивой приверженности делу. Цели фирмы и индивидуальные цели часто проявляются через приверженность капитала и человеческих ресурсов отрасли, фирме или (для работников) профессии. Идеал экономистов - это свободные, мобильные ресурсы, которые быстро и плавно перетекают из одной отрасли в другую, исходя из наиболее продуктивного их использования.

Диверсификационная  структура компании является важным моментом, указывающим на приверженность той или иной отрасли и на порядок перераспределения ресурсов. Концентрация внимания на одном виде бизнеса или на тесно связанной с этим диверсификации является признаком этой приверженности и ее причиной. Диверсификация родственных товаров во многих случаях способна перераспределять ресурсы внутри фирмы и отражает приверженность делу. Напротив, диверсификация, не связанная с основным производством, действует на национальную конкурентоспособность в противоположную сторону. Однако поддержание конкурентоспособности требует, чтобы ресурсы перетекали из одной отрасли в другую только после определенной борьбы.

          В описании факторов, от которых  зависит уровень национальной конкурентоспособности, последней переменной, является роль правительства. Многие рассматривают правительственное воздействие на современную международную конкуренцию едва ли не как самое основное.

Сделать роль правительства в международной конкуренции основным детерминантом очень соблазнительно. Однако такое ее понимание нельзя признать ни правильным, ни наиболее полезным. Действительная роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как позитивному, так и негативному - всех четырех детерминантов, и - это видно из ряда примеров, приведенных выше. На параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т.д. Роль правительства в формировании параметров местного спроса часто бывает менее заметна. Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Правительство также часто является главным покупателем различной продукции: товары для армии, телекоммуникационное оборудование, самолеты для национальных авиалиний и т.д. Роль, которую оно играет как покупатель, может как помочь, так и навредить развитию национальной промышленности.

Правительство может формировать условия развития родственных отраслей и поставщиков  также и другими способами, такими как контроль над рекламными средствами или регулирование деятельности инфраструктуры. Правительственная политика может влиять на стратегию фирм, их структуру и соперничество, используя регулирование рынков капитала, налоговую политику и антитрестовские законы.

В свою очередь, детерминанты тоже могут влиять на правительство. Например, распределение  капиталовложений на нужды образования производится в зависимости, от числа местных конкурентов. Высокий уровень внутреннего спроса на тот или иной товар может привести к быстрому вводу правительственных норм техники безопасности.

Очевидно, что влияние правительства на основные факторы, определяющие уровень  национальной конкурентоспособности, может быть или положительным, или  отрицательным. Однако если правительственные  регулирование или закупки ведут  к чрезмерному или слишком  рано возникающему внутреннему спросу, отвлекающему местные фирмы от международных  рынков, то в таком случае правительство играет негативную роль. Положительное или отрицательное влияние правительства на уровень конкурентоспособности становится ясным, если рассматривать правительство как институт, способный оказывать воздействие на национальную экономику. Вполне возможно существование гораздо более сложных вариантов государственной политики и ее результатов, чем это принято считать. Теория детерминантов, определяющих национальные преимущества, предлагает такую правительственную политику, которая в некоторых случаях резко отличается от вариантов, предлагаемых менее целостными концепциями. Например, кажется разумным сдерживать рост стоимости национальной валюты, если цены на ресурсы рассматриваются как основа в экономике с неизменным уровнем развития технологий и навыков. Однако давление рынка и проистекающие отсюда научно-технические усовершенствования могут преодолеть ценовой фактор, так что слишком низкая оценка национальной валюты может препятствовать росту конкурентоспособности и ориентировать фирмы на наименее стабильные, чувствительные к колебаниям цен сегменты рынка. Результатом является долговременное падение уровня конкурентоспособности. Правительственная "помощь" фирмам, устраняющая необходимость совершенствования производственных процессов, является по сути своей контрпродуктивной.3

Правительство оказывает значительное влияние  на уровень национальной конкурентоспособности, хотя это влияние неизбежно оказывается  частичным. Правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она является единственным источником национальных преимуществ. Политика действует успешно в тех областях, где имеются основные детерминанты, определяющие национальные преимущества, а правительство может только усилить их действие.

Отдельные детерминанты, определяющие экономическую  среду в стране, взаимозависимы, так как часто действие одного из них зависит от состояния других. Опытные покупатели не будут переключаться  на новые товары, если, например, качество трудовых ресурсов пока недостаточно для производства этого товара на уровне, способном удовлетворить покупательские запросы. Неравные условия, в которых находятся компании, будут стимулировать инновации, только если между компаниями существует здоровая конкуренция, а их целям соответствует постоянное инвестирование. В самом широком смысле слабые места каждого детерминанта будут задерживать развитие и возвышение потенциала отрасли.

В перспективе  социальные и политические детерминанты, а также система ценностей будут оказывать большее влияние на достижение успеха в конкуренции. Например, социальные нормы и ценности уже сегодня сказывают влияние на структуру спроса на внутреннем рынке, равно как и на цели менеджеров, и на то, каким образом фирмы организуются. Социальные и политические факторы  определяют те навыки, которые были накоплены нацией, и институциональные структуры, через которые конкуренция оказывает свое воздействие. То есть национальные особенности, которые принято называть культурными, не могут быть отделены от экономических. Культурные факторы также при ближайшем рассмотрении часто оказываются тесно переплетенными с экономическими. Их роль в перспективе будет также очень велика потому, что они формируют ту среду, в которой существуют фирмы. Эти факторы осуществляют свое воздействие через главные детерминанты, а не в отрыве от них. Такое влияние является очень важным для уровня конкурентоспособности, так как изменяется он медленно, и аутсайдерам бывает трудно его достичь. Социальные  и политические факторы и система ценностей создают устойчивые различия между странами, играющие определенную роль в установлении уровня конкурентоспособности различных отраслей.

 Еще  один фактор, который будет иметь  существенное значение в будущем  - это лидерство. Лидеры сталкиваются  с проблемами, задачами и благоприятными  ситуациями, которые продуцируются  национальной средой. В разных  странах лидеры имеют различные  цели, что определяется совокупностью  детерминантов. Часто именно лидерство  определяет, какая конкретная фирма той или иной страны, обладающей преимуществами, будет преуспевать или потерпит поражение.

Все вышеперечисленные  факторы уже сегодня непосредственно  влияют на конкурентоспособность фирмы  на мировом рынке, но в ближайшие  несколько десятилетий их влияние  резко возрастёт.

2.2 Анализ конкурентоспособности России за 2009-2011гг.  

 

С завершением  бескомпромиссного противостояния двух общественно-экономических систем эпицентр соревнования Российской Федерации  с передовыми странами Запада из области  идеологии переместился в сферу  экономики, вылившись в жесткую  конкурентную борьбу, которая имеет  тенденцию к усилению как на внутреннем рынке страны – между отечественными производителями и иностранными конкурентами, так и на внешнем – между отдельными предприятиями и фирмами, особенно теми, которые представляют наиболее продвинутые в экономическом и технологическом отношениях отрасли. Речь идет о глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства.

Следует с сожалением констатировать, что  при ранжировании страновых значений индекса конкурентоспособности, ежегодно озвучиваемых в докладах Всемирного экономического форума, Россия среди  охваченных исследованием стран  неизменно оказывается в конце списка (Таблица 1).

Таблица 1 – Индекс глобальной конкурентоспособности за 2006-2011 гг. по данным Всемирного экономического форума4

Страны

2010–2011

2009–2010

2007-2008

2006-2007

Ранг

Значение

Ранг

Ранг

Ранг

Швейцария

1

5,63

1

2

4

Швеция

2

5,56

4

4

9

Сингапур

3

5,48

3

7

8

США

4

5,43

2

1

1

Германия

5

5,39

7

5

7

Япония

6

5,37

8

8

5

Финляндия

7

5,37

6

6

6

Нидерланды

8

5,33

10

10

11

Дания

9

5,32

5

3

3

Канада

10

5,3

9

13

12

Китай

27

4,84

29

34

35

Турция

61

4,25

61

53

58

Российская  
Федерация

63

4,24

63

58

59

Казахстан

72

4,12

67

61

50

Украина

89

3,9

82

73

69

Чад

139

2,73

131

131

121


 

 

Переход российской экономики на преимущественно  рыночные механизмы регулирования  обуславливает становление совокупности конкурентных отношений, оказывающих  существенное влияние на экономическое  развитие субъектов хозяйствования Российской Федерации. Практика рыночных реформ показывает, что большинство  хозяйствующих субъектов отечественной экономики оказались не готовыми к цивилизованным формам и методам конкурентной борьбы. Положение усугубляется тем обстоятельством, что зарубежные экономические партнеры, с которыми соперничают российские предприниматели, уже имеют накопленный богатый опыт конкурентной деятельности.

Следует признать, что теоретические  и практические задачи мониторинга, удержания и повышения конкурентоспособности  отечественных производителей на современном  этапе глобализации и интернационализации  хозяйственных связей, а также  необходимость устойчивого развития мировой экономической системы  остаются чрезвычайно актуальными  для трансформационного периода. Впервые  в России на общегосударственном  уровне признана актуальность повышения  конкурентоспособности национальной экономики в ежегодном Послании Президента РФ 2003 года: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной  рыночной экономикой. Страной, где права  собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют  людям честно работать, зарабатывать».

Изучение  конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных  частей рыночных исследований, создающих  основу для выработки стратегии  и тактики деятельности субъекта на рынке, выбора правильного пути повышения  технического уровня и качества. Между  тем постепенная интеграция страны в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в  отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности  российской продукции весьма актуальной.

Конкурентоспособность рассматривается  как в факторной, так и в  результирующей плоскостях.

Наихудшие позиции располагаются в группе факторов, обуславливающие институциональное развитие Российской Федерации и эффективность на рынке товаров (см. Таблица 3).

 

 

 

 Таблица 2. Наилучшие позиции по детализированным факторам индекса глобальной конкурентоспособности за 2010-2011 гг.5

Фактор

Рейтинг

1.  

Лечение малярии (Здоровье и образование)

1

2.  

Профилактика малярии (Здоровье и образование)

1

3.  

Начальное образование (Здоровье и образование)

3

4.  

Импортные товары (Емкость рынка)

7

5.  

Задолженность правительства (Макроэкономическая окружающая среда)

8

6.  

Внутренняя емкость рынка (Емкость рынка)

9

7.  

Участие женщин на рынке труда (Эффективность рынка труда)

25

8.  

Избыточность расходов (Эффективность рынка труда)

29

Информация о работе Конкурентоспособность страны