Конкурентоспособность страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование конкурентоспособности национальной экономики Российской Федерации.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих основных задач:
• Обобщить теоретические понятия конкурентоспособности экономики страны в целом.
• Исследовать современную методологию оценки уровня конкурентоспособности страны в условиях мирового рынка.
• Определить и классифицировать по различным критериям наиболее значимые факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности страны.
• Проанализировать всевозможные стратегии и методы развития конкурентоспособности, на современном этапе развития Российской экономики.
• Обосновать предложения по повышению уровня конкурентоспособности в России, в целях усиления позиций в мирохозяйственных отношениях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Национальная конкурентоспособность как сложный феномен и многоуровневая система. …………………………………………………………...5
1.1. Конкурентоспособность национальной экономики: теоретико-методологический аспект …………………………………………………………..5
1.2. Детерминанты конкурентоспособного развития национальной экономики
1.3 Национальные условия – залог успеха в конкуренции……………………..12
Глава 2. Анализ конкурентоспособности России на мировом рынке…………..14
2.1 Условия для конкурентного преимущества страны…………………………14
2.2 Анализ конкурентоспособности России за 2009-2011гг……………………23
Глава 3. Перспективы повышения конкурентоспособности России на Мировом рынке………………………………………………………………………………...29
3.1 Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности России………...29
3.2 Необходимые меры по повышению конкурентоспособности России……..33
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

конк.нац.преимущ.Курсовая по методам.docx

— 87.53 Кб (Скачать)

 

Таблица 3.Наихудшие позиции по детализированным факторам индекса глобальной конкурентоспособности за 2010-2011 гг.6                                                                                                                                                                                        

Фактор

Рейтинг

1.  

Внедрение высоких технологии (Технологии)

120

2.  

Прямые иностранные инвестиции и  передача технологий (Технологии)

120

3.  

Расходы на развитие АПК (Эффективность рынка товаров)

121

4.  

Технологичность производств (Технологии)

122

5.  

Инфляция (Макроэкономическая окружающая среда)

125

6.  

Доля иностранного участия в экономике (Эффективность рынка товаров)

126

7.  

Регулирования прямых иностранных инвестиций (Эффективность рынка товаров)

127

8.  

Права частной собственности (Институциональные факторы)

128

9.  

Административные барьеры (Институциональные факторы)

128

10.            

Деятельность внутренних органов (Институциональные факторы)

128

11.            

Деятельность банков (Развитие финансового рынка)

129

12.            

Защита интересов частной собственности (Институциональные факторы)

132

13.            

Таможенные барьеры (Эффективность рынка товаров)

132

14.            

Степень информированности субъектов  в экономике (Эффективность рынка товаров)

132


 

 

   Данные еще раз подтверждают, что бичем российской экономики, что признается и на мировом уровне, является коррупция и различного рода преступления. По большинству других факторов Россия испытывает такие же проблемы, что и другие развитые страны мира, например, по доступу к финансовым ресурсам, налоговой отчетности, бюрократическим барьерам и другим. Наименьшее негативное воздействие на конкурентоспособность России по сравнению с выбранными для анализа странам мы имеем по ограничениям на рынке труда и трудоустройства, что также корреллируется с данными таблицы.  
   Одним из главных недостатков проводимых в последние годы в России экономических реформ была недооценка необходимости институциональных изменений на микроуровне, где, собственно, и создается реальное благосостояние нации и обеспечивается стабильный экономический рост. Макроэкономическая политика, стимулируя высокие темпы капиталовложений, не трансформируется в рост производительности до тех пор, пока не созданы адекватные формы инвестиций и их финансирования, уровень квалификации персонала и степень развития сопряженных отраслей, делающих инвестиции эффективными недостаточны, а давление конкуренции и формы корпоративного управления и контроля не обеспечивают адекватную рыночную дисциплину.  
     Как показывает мировой опыт, большинство факторов формируются сегодня преимущественно на мезоуровне, который объединяет территориальный и отраслевой разрезы конкурентоспособности. В рамках общих институциональных, организационных и правовых условий, выделенных национальных приоритетов и макроэкономических задач, за территориями сохраняется возможность выбора направлений социально-экономического развития и способов их реализации с использованием обоснованного набора инструментов. 
          Прежде всего, обращает на себя внимание, что позиции различных стран по общему индексу конкурентоспособности и микроиндексу не совпадают между собой. Развитые страны по микроэкономическому индексу конкурентоспособности, отражающему сравнительные позиции национальных компаний, как правило, занимают более высокие места, чем по макрооэкономическому индексу конкурентоспособности.  
   У развивающихся стран наоборот, макроэкономические позиции конкурентоспособности выше, чем их конкурентоспособность на микроуровне. Можно предположить, что в этих странах сравнительно высокий уровень макро конкурентоспособности обеспечивается активной ролью государства, компенсирующего относительно слабые конкурентные позиции компаний и неразвитость институциональной среды этих стран.  
Россия по обоим показателям конкурентоспособности занимает одно из последних мест (соответственно, 55 и 52 место), свидетельствуя, что единственным ее преимуществом, как на мировых, так и на внутреннем рынках остаются конъюнктурные, краткосрочные ценовые факторы, связанные с девальвацией национальной валюты и ростом цен на природные ресурсы.  
   Кроме того, Россия попадает в группу стран, уровень экономического развития которых, измеренный показателем валового национального продукта на душу населения, оказывается выше, чем тот который должен соответствовать реальному уровню с учетом их микроконкурентоспособности. Такое несоответствие означает, что достигнутый уровень экономического развития является неустойчивым в долгосрочной перспективе.

 

Глава 3.Перспективы повышения конкурентоспособности России на Мировом рынке

 

3.1.Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности России 

Рассмотрим  конкурентоспособность в мировой экономике на примере России. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. В международных рейтингах конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности. 
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения. Углубление финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого 
экономического роста. Для начала выделим широко известные факторы, мешающие росту конкурентоспособности страны: низкий технико-технологический уровень производства, высокая степень физического и морального износа эксплуатируемого в действующем производстве оборудования, хроническая нехватка инвестиций для реконструкции устаревших мощностей, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций и т.д.7

1) Недостаточные  объемы и низкое "инновационное"  качество инвестиций в развитие  национальных конкурентных преимуществ. 
По масштабу годовых вложений в науку Россия не идет в сравнение с основными высокоразвитыми странами. Например, США ежегодно вкладывают в НИОКР свыше 280 млрд. долл., страны ЕС - около 190 млрд. долл., Япония - более 100, Китай - 60, Германия - 54, Россия же - около 4 млрд. долл.

2) Недостаточная  развитость важных составляющих  национальной конкурентоспособности,  затрудняющая высвобождение имеющихся  преимуществ:

· низкое качество инфраструктуры в области  связи и информационных технологий;

· низкое качество корпоративного управления, особенно в области корпоративной  этики, надежности, взаимоотношений  с акционерами, работы с потребителями  и маркетинга, социальной ответственности; 
· непрозрачная структура корпоративной и государственной собственности, препятствующая притоку в производство отечественного и иностранного капитала;

· низкая эффективность финансовой системы.

3) Не  меньшее негативное влияние на  состояние национальной конкурентоспособности  оказывают системные факторы,  связанные с низкой эффективностью  методов госрегулирования, отсутствием  в России конкурентной рыночной  среды, нормальной рыночной инфраструктуры, высокими траксакционными издержками  хозяйственной и инвестиционной  деятельности предприятий. Их устранение уже сегодня способствовало бы раскрепощению предпринимательской инициативы, раскрыло широкие возможности для развития потенциала конкурентоспособности отечественных производств.

4) Неэффективная система таможенного администрирования 
(равно как и низкая эффективность всей системы тарифного регулирования), не обеспечивающая защиту отечественных производителей как со стороны "организованных" импортеров, так и практически узаконенного демпинга со стороны неорганизованной челночной торговли. В результате закономерно страдают многие отечественные производства потребительского сектора. 
Между тем, по отзывам руководителей ряда предприятий, российская продукция уже сегодня способна вполне успешно конкурировать с продукцией производителей из стран дальнего зарубежья. Тогда как реальную угрозу для них представляет неорганизованный (челночный) импорт из развивающихся стран, освобожденный не только от таможенных платежей, но и не обремененных системой других налогов.

5) Факторы,  обусловленные неразвитой рыночной инфраструктурой, 
отсутствием эффективных механизмов межотраслевого перелива капитала и маломощностью банковско-кредитной системы России, напрямую препятствующие проявлению конкурентоспособных преимуществ ряда отечественной продукции.

6) Монополизированность отечественной экономики, высокие административные барьеры осуществления хозяйственной деятельности, слабое налоговое администрирование, неэффективная защита прав собственности и ее "непрозрачная" структура, запутанное законодательство и др. Закономерным результатом они имеют высокие трансакционные издержки российских производителей, также препятствующие проявлению их ценовых конкурентных преимуществ и притоку капитала в производство. 
          7) Проблемы процесса воспроизводства. После 1990 г. процесс воспроизводства в стране перестал быть расширенным. За годы реформ, к сожалению, по доле в мировом национальном продукте Россия оказалась отброшенной на много лет назад. Так, если в 1970-е гг. страна производила 8% мирового ВВП, в 1990-е гг. - 5,5, в 2000 г. - 2,7, то в 2008 г. - 2,4-2,5%. Произошел масштабный структурный, сырьевой перекос в экономике.

Российская  Федерация заметно проигрывает  в уровне качества государственных  институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости  законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим  показателям, по показателям эффективности  бизнеса (степень соответствия принципам  инновационности, рентабельности и  социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую  инфраструктуру, в образование и  непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности  заработной платы, производительности труда и налогов, показателям  сокращения неравенства между богатыми и бедными, показателям состояния  инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), показателям состояния  образования, здравоохранения и  окружающей среды. Низкий уровень институционального развития российской экономики предопределяют низкие уровни защиты имущественных и интеллектуальных прав и доверия к политическим структурам. В качестве одной из основных причин снижения

рейтинга  конкурентоспособности России эксперты WEF называют слабость государственных институтов. Частный бизнес в России испытывает серьезные опасения по поводу независимости судебных органов и защиты правопорядка.

Правовая  помощь в России, в отличие от наиболее конкурентоспособных экономических систем мира, — медлительная,непрозрачная и очень затратная. Судебная защита отнимает много времени, имеет непредсказуемые результаты и является бременем в структуре издержек предприятий.Результаты исследований показывают, что в России существенно различаются качество бизнес-климата различных регионов, а также условия ведения бизнеса в международных и крупнейших российских компаниях, с одной стороны, и малого и среднего бизнеса — с другой.Проведенное исследование говорит о необходимости

значительных  реформ в институциональном развитии российской экономики, создания условий для развития предпринимательства, поддержки малого и среднего бизнеса,реорганизации различных структур государственного управ-

ления. Как  показывает международный опыт и результаты анализа ситуации в России , важную роль в повышении конкурентоспособности могут играть региональные власти,например, в рамках программ по повышению конкуренто-

способности регионов и отдельных региональных отраслевых кластеров.        Таким образом, нами были выделены основные факторы и проблемы, ограничивающие конкурентоспособность России на современном этапе. Это: недостаточное финансирование в развитие национальных конкурентных преимуществ; низкая эффективностью методов госрегулирования; отсутствие в России конкурентной рыночной среды, нормальной рыночной инфраструктуры; высокие траксакционные издержки хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий, неэффективная система таможенного администрирования, монополизированность отечественной экономики, проблемы процесса воспроизводства.

 

3.2. Необходимые меры по повышению конкурентоспособности России. 
 
          Необходима разработка национальной политики международной конкурентоспособности России, формируемой совместно представителями государства, бизнеса, науки и общественных организаций. Следует определить наиболее конкурентоспособные сферы бизнеса, где национальный капитал мог бы войти в западные транснациональные корпорации, а также конкурентоспособные сектора, в которых целесообразно создать под эгидой российского капитала ТНК западного типа. В настоящее время это возможно для энергетических и топливных корпораций . Высококонкурентоспособные фирмы могут быть образованы в сфере ВПК путем создания корпоративных структур горизонтального типа. Наконец, нужно активно формировать компании "новой экономики", разрабатывать интернет-технологии, обладающие современными конкурентными преимуществами.

Конкурентоспособность на мировых рынках невозможно обеспечить без вовлечения в этот процесс  государства как субъекта рыночных отношений и завершения кардинальной реформы российских фирм. При этом необходимо осуществить коренную техническую  реконструкцию морально и физически  устаревшего производственного  аппарата страны наряду с институциональной  реформой предприятий. Иначе перейти  к новому более высокому уровню производительности труда практически нереально.8

В свою очередь  тормозятся отсутствием эффективных  рычагов государственного стимулирования роста экономики. Со всей очевидностью обнаруживается, что экономика не может эффективно функционировать  и стать жизнеспособной без государства, а государство немыслимо без  экономической системы. Изучение проблем государственного регулирования экономики требует учета общих представлений и закономерностей эволюции экономической роли государства и специфики реализации этой роли в условиях переходной экономики, той действительности, которая сложилась в стране в ходе рыночной трансформации. Конкурентная экономика не может успешно развиваться без вмешательства государства. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся сейчас в состоянии становления. С укреплением интеграционных экономических отношений претерпит изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредоточиваться на усилении роли конкурентоспособного механизма, смягчении «провалов» рынка, более полной реализации возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

Первооснова решения проблем повышения конкурентоспособности  экономики  - развитие науки. Достижения науки, ее открытия и воплощение результатов в производство, увеличение на этой основе доли наукоемкой продукции и поступлений на внутренний рынок страны и мировой рынок - ведущая тенденция XXI в. Доля наукоемкой продукции  на мировом рынке колеблется всего в пределах 0,3-0,8%. Добиться повышения конкурентоспособности нашей страны, российских хозяйствующих субъектов, их продукции - товаров и услуг можно, опираясь на достижения отечественной науки в различных областях знаний, на наши интеллектуальные ресурсы. Известно, что к результатам исследований наших ученых проявляется интерес в странах мира, в том числе ведущих. Российские ученые востребованы за рубежами нашей страны. Среди них те, кто трудится в ряде крупных научных центров мира. Немало ученых выехало за рубеж, и те, кто оплачивает их работу, труд и талант, используют все приобретенное в своей предпринимательской деятельности с немалой выгодой. За прорывной работой, как правило, стоит яркий ученый, притягивающий к себе таланты. Вокруг него формируется научная школа, способная генерировать новые знания. Затраты на вознаграждение конкурентоспособного ученого сторицей, а то и тысячекратно окупаются на производственно-внедренческой стадии инновационного процесса. Этим и определяются, нынешние намерения и уже начинающиеся действия в нашей стране по увеличению бюджетных затрат на академическую науку в рамках реформы РАН. Но только зарплатой конкурентоспособных инновационных успехов в науке и экономике не достигнуть. Необходимо располагать и современной передовой техникой, без которой не сделать конкурентоспособных открытий, не воплотить их результаты. Успехи в науке дают шанс России стать страной с высокоразвитой экономикой, высоким уровнем жизни и "человеческого потенциала", экспортером интеллектуальных услуг. В России предприятия, работающие в научно-технической и инновационной сферах слабо защищены. Те из них, которые выходят на мировые товарные рынки, нередко становятся жертвами пиратов, ворующих изобретения российских ученых и инженеров. Этому способствует неразвитая в стране система защиты авторских прав. Но здесь приходит помощь со стороны государства. Правительство намерено, например, компенсировать до двух третей затрат, связанных с регистрацией отечественными изобретателями в зарубежных организациях их прав на интеллектуальную собственность. Инновационная деятельность российских хозяйствующих субъектов, требует поддержки государства, федеральных и региональных органов власти в разных формах. А для этого необходимо в законодательном, нормативно-правовом порядке закрепить определение понятия инновационной деятельности предприятий. Прямое отношение к решению проблем повышения международной конкурентоспособности российских товаров и услуг имеет реформа технического регулирования в нашей стране. По своему замыслу она нацелена на переход к новым стандартам качества производства продукции и модернизацию сферы услуг.

Информация о работе Конкурентоспособность страны