Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 02:07, реферат
В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией. На фоне международной открытости развитых экономик и последовавшей глобализации экономических отношений, не было практически ни одного правительства, которое бы не провозгласило повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей экономической политики.
1. Введение.
2. Определения понятия конкурентоспособность.
3. Понятие конкурентоспособности страны.
4. Правило ромба для конкурентных преимуществ страны.
5. Роль государства.
6. Вывод.
Реферат по политэкономии
На тему:
Подготовил: Астахов Дима МСС 1-1
Научный руководитель: Андреева Виктория Викторовна
План
1. Введение.
2. Определения понятия конкурентоспособность.
3. Понятие конкурентоспособности страны.
4. Правило ромба для конкурентных преимуществ страны.
5. Роль государства.
6. Вывод.
1.Введение
В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией. На фоне
международной открытости развитых экономик и последовавшей глобализации
экономических отношений, не было практически ни одного правительства, которое бы не
провозгласило повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей
экономической политики.
Практически нет развитых стран, которые бы не создали у себя специальных комиссий
для анализа состояния конкурентоспособности своей экономики и не искали бы путей ее
совершенствования.
В то же время, концепция конкурентоспособности до сих пор выглядит весьма неточно
определенной. Она используется по-разному, и существует множество определений,
которые могут привести к определенному замешательству.
2.Определения понятия конкурентоспособность
Фактически, в соответствии с различными источниками, конкурентоспособность
определяется как:
«Способность страны в рамках свободных и справедливых рыночных условий
производить товары и услуги, способные соответствовать требованиям
международного рынка» – Комиссия по вопросам конкурентоспособности при
Президенте США (1985)
«Способность производить товары и услуги, соответствующие спросу на
международных рынках, в то же время обеспечивая для граждан высокий уровень
жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе» - Совет по
конкурентоспособности (1992)
«Способность страны добиться высоких темпов увеличения среднедушевого
прироста ВВП» – Всемирный экономический форум, доклад «Глобальная
конкурентоспособность» (1996)
«Поддержка способности компаний, предприятий, регионов, стран и
наднациональных регионов, сохранять, будучи открытыми для международной
конкуренции, относительно высокий уровень показателей дохода и занятости
населения». – ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития) (1996)
«Сфера экономических знаний, анализирующая факты и политику, которые
формируют способность страны создавать и поддерживать условия,
обеспечивающие создание дополнительной стоимости со стороны предприятий и
более высокий уровень благосостояния населения» – «Всемирный ежегодник по
вопросам конкурентоспособности» Международного института менеджмента
(2003)
«Конкурентоспособность включает элементы производительности,
эффективности и прибыльности. Однако сами по себе они не являются
исчерпывающим и не задают конечной цели. Это – мощные средства достижения
роста уровня жизни и материального благосостояния, т.е. инструмент для
решения задач. В глобальном масштабе посредство увеличения
производительности и эффективности в контексте международной
специализации конкурентоспособность представляет собой основу для увеличения
размеров заработка населения неинфляционным путем» – Группа консультантов
по конкурентоспособности (Ciampi Group), Первый доклад для председателя
Европейской Комиссии, премьер-министров и глав государств (1995)
По крайней мере, можно утверждать, что определение конкурентоспособности имеет
достаточно широкие рамки охвата и сама ее концепция недостаточно ясна. В то же время,
наблюдается растущий консенсус вокруг положения о том, что она действительно
является одной из, если не главной принципиальной проблемой экономической политики.
3.Понятие конкурентоспособности страны
Так что же такое конкурентоспособность страны и в чём она состоит? Попытаемся отвтеить на этот вопрос. Национальная конкурентоспособность стала одним из централь ных предметов озабоченности правительства и отрасли в каждом государстве. Однако, несмотря на все дискуссии, дебаты и публикации на эту тему, нет внятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определения термина конкурентоспособности применительно к стране. И если понятие конкурентоспособной компании нам совершенно понятно, это-
го не скажешь о понятии конкурентоспособной страны. Некоторые рассматривают конкурентоспособность страны как явление макроэкономики, управляемое такими факторами, как
валютный курс, процентные ставки и дефицит бюджета. Однако
Япония, Италия и Южная Корея быстро повысили уровень жизни своих граждан, несмотря на дефицит бюджета; Германия и Швейцария — несмотря на повышение стоимости валюты; а Италия и Корея — несмотря на высокие процентные ставки. Другие высказывают соображение, что конкурентоспособность — результат избытка дешевой рабочей силы. Однако Германия,
Швейцария и Швеция достигли процветания даже при высоких зарплатах и нехватке рабочей силы. Еще один взгляд на данный вопрос связывает конкурентоспо-
собность с наличием богатых природных ресурсов. Однако чем
тогда можно объяснить успехи, достигнутые Германией, Япони-
ей, Швейцарией, Италией и Южной Кореей — странами с очень огра-
ниченными природными ресурсами? В последнее время предпочтение отдают утверждению, что конкурентоспособность управляется политикой правительства: целенаправленность, лоббизм, облегчение импорта и субсидии способствовали распространению японских и южнокорейских автомобилей, развитию сталелитейной промышленности, кораблестроения, индустрии полупроводников до исключительного в мировых масштабах уровня. Однако при ближайшем рассмотрении все выглядит не так гладко. Вмешательство правительства Италии оказалось неэффективным, однако страна пережила настоящий бум роста своей доли в мировом экспорте, уступив лишь Японии. В Германии правительство довольно редко непосредственно вмешивается в экспортирующие отрасли. Даже в Японии и Южной Корее в таких важных отраслях,
как производство факсимильной и копировальной техники, роботовавтоматов и высокотехнологических материалов, правительство играло достаточно умеренную роль.
И, наконец, еще одно популярное объяснение национальной
конкурентоспособности состоит в отличиях практики управления в разных странах, включая взаимоотношения между менеджментом и рабочей силой. Проблема здесь в том, что для каждой отрасли промышленности требуется свой подход к управлению. Ведущая к успеху практика управления небольшими частными, слабо организованными итальянскими семейными компаниями по производству обуви, текстиля и ювелирных изделий привела бы к хаосу в случае ее применения, например, в немецких химических или автомобильных компаниях, швейцарских компаниях по производству медикаментов или американских компаниях, выпускающих самолеты.
Понятно, что каждое из этих определений неполное; ни одно из них не является достаточным для рационального объяснения
конкурентоспособности какой-либо отрасли внутри государственных границ. Некоторая доля истины содержится в каждом из них, но, скорее всего, здесь имеет место влияние широкого, более
сложного ряда факторов. Отсутствие простого объяснения свидетельствует о существовании более фундаментального вопроса. Прежде всего, что такое конкурентоспособная страна? Следует ли считать конкурентоспособной страну, в которой каждая компания или отрасль промышленности конкурентоспособна? Ни одна из стран не соответствует такому определению. Даже в Японии есть значительные секторы экономики, находящиеся далеко позади
сильнейших мировых конкурентов.
Может быть, конкурентоспособной считается страна, валютный курс которой обеспечивает для своих товаров конкурентные цены на мировом рынке? В Германии и Японии отмечались периоды значительных достижений в повышении уровня жизни, сопровождаемые длительными периодами существования сильной валюты и повышения цен. Или же конкурентоспособная страна должна иметь заметный положительный баланс в торговле? Так, торговый баланс Швейцарии можно считать примерно сбалансированным, а Италия, например, испытывает постоянный дефицит в торговле. Но при этом в обеих странах происходит стабильное повышение национального дохода. Следует ли считать конкурентоспособной страну с дешевой рабочей силой? В Индии и Мексике как зарплаты, так и стоимость рабочей силы низки, однако экономические модели этих стран никак нельзя считать удачными.
Майкл Портер считает что: «Единственная разумная концепция конкурентоспособности на
национальном уровне — это производительность».
В своей книге «Конкуренция» он пишет: «Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны. Производительность — это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Производительность зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность — это главный показатель, определяющий долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Производительность, обеспечиваемая людскими ресурсами, обусловливает уровень заработной платы; производительность (эффективность) использования капитала определяет доход, получаемый его владельцами. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики. Национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции, повышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качества для конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментах, в которых производительность обычно бывает высокой. И, наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях».
4.Правило ромба для конкурентных преимуществ страны
В силу каких причин конкретные компании, базирующиеся в определенных странах, оказываются способными к инновациям и изменениям? Почему они неустанно следуют по пути совершенствования, ведут поиск все более совершенных способов достижения конкурентных преимуществ? Что делает их способными преодолевать серьезные препятствия для внесения
изменений и новшеств, которые так часто сопутствуют успеху?
Ответ на эти вопросы заключается в четырех главных характерных признаках страны. Каждый из них в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, ту среду, которую каждое государство создает и поддерживает для своих отраслей. Вот эти признаки.
1. Условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли.
2. Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг.
3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне.
4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия для создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции.
Эти факторы обусловливают формирование национальной среды, в которой компании появляются и учатся конкурировать (рис. 6.1). Каждая из вершин приведенного на рисунке ромба, как и весь ромб в целом, иллюстрирует важные составляющие для достижения успеха в конкуренции на мировой арене:
• доступность ресурсов и квалифицированной рабочей силы необходима для обеспечения конкурентного преимущества в отрасли;
• информация, формирующая благоприятные возможности, которые компании ощущают, и направления, в которых они используют свои ресурсы и сотрудников;
• цели владельцев, менеджеров и отдельных сотрудников компании;
• и, что очень важно, оказываемое на компании давление, вынуждающее их к инвестициям и нововведениям.
В том случае, если обстановка внутри страны позволяет и поддерживает максимально быструю аккумуляцию специализированных активов и практического опыта — в некоторых случаях просто в силу большего усилия и обязательств, — компании получают конкурентное преимущество. Когда обстановка внутри страны обеспечивает лучший поток информации и понимание потребностей в определенном продукте и процессе производства, компании также получают конкурентное преимущество. И, наконец, если обстановка внутри страны вынуждает компании к постоянному обновлению и инвестированию, компании не только получают конкурентное преимущество, но и наращивают со временем существующие преимущества.
Информация о работе Обеспечение конкурентоспособности страны