Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 02:07, реферат
В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией. На фоне международной открытости развитых экономик и последовавшей глобализации экономических отношений, не было практически ни одного правительства, которое бы не провозгласило повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей экономической политики.
1. Введение.
2. Определения понятия конкурентоспособность.
3. Понятие конкурентоспособности страны.
4. Правило ромба для конкурентных преимуществ страны.
5. Роль государства.
6. Вывод.
5.Роль государства
В непрекращающихся дебатах по вопросу конкурентоспособности стран ни один вопрос не вызывает такого количества доводов и такого непонимания, как роль правительства. Многие усматривают в правительстве основного помощника промышленности, вовлекающего политику
в поддержание конкурентоспособности стратегических или основных отраслей. Другие же признают концепцию свободного рынка, считая, что функционирование экономики должно регулироваться естественными движущими силами. Неверны оба подхода к данному вопросу. Любой из них, если следовать его логике, будет вести к постоянному истощению конкурентных возможностей страны. С одной стороны, сторонники правительственной поддержки
промышленности часто предлагают политические пути, которые при длительном применении могут только навредить компаниям и создать потребность в увеличении помощи. С другой стороны, сторонники минимального присутствия правительства игнорируют правоприменительную регулирующую роль, которую играет правительство при оттачивании содержания и организационной структуры компании, а также в создании среды, стимулирующей компании к достижению конкурентных преимуществ.
Надлежащая роль правительства состоит в том, чтобы вдохновлять и даже направлять компании на достижение более высоких уровней конкуренции, несмотря на то что этот процесс может оказаться весьма неприятным и сложным. Правительство не может создавать конкурентоспособные отрасли, сделать это могут только сами компании. Правительство по
своей природе играет ограниченную роль, которая бывает успешной лишь в тандеме с благоприятными основополагающими условиями, приведенными в ромбе (рисунок 6.1). Однако его роль довольно значима в плане передачи и умножения сил, действующих в соответствии с их расстановкой в ромбе. Ведущая к успеху политика правительства создает среду, в которой компании могут достигать конкурентных преимуществ. Государство не должно непосредственно вовлекаться в сам процесс, за исключением случаев, когда страна находится на раннем этапе развития. Воздействие правительства скорее косвенное, чем прямое.
Лучше всего свою роль осознает правительство Японии, если учесть, что каждая страна проходит через различные этапы развития конкурентоспособности и что роль правительства изменяется с прогрессом в экономике. Правительство Японии ускоряет ход инноваций, стимулируя раннее
появление спроса на улучшенную продукцию, подводя промышленность к необходимости быть на переднем крае технологического прогресса, устанавливая премии, которыми отмечается качество, а также предпринимая другие политические шаги, умножающие действие представленных в ромбе сил. Однако подобно правительственным чиновникам любой другой страны, японские бюрократы могут совершать те же ошибки: пытаться управлять структурой отрасли, слишком долго защищать рынок, а также прибегать к политическому давлению с целью отмежевания от конкурентной борьбы неэффективно действующих розничных торговцев, фермеров, дистрибьюторов и промышленных компаний. Несложно догадаться, почему в вопросе конкурентоспособности страны так много правительств часто делают одни и те же ошибки: время достижеия конкурентоспособности для компаний и политический интервал, предоставленный для деятельности конкретного состава кабинета министров, слишком сильно различаются. Для отдельной отрасли создание конкурентных преимуществ может занять десятилетия. Этот процесс требует длительного совершенствования навыков работников, инвестирования в продукцию
и производственные процессы, создания территориальных групп отраслей, а также внедрения на внешние рынки. Взять, к примеру, японскую автомобильную промышленность. Компании делали первые шаги в экспортировании продукции еще в 1950-х годах, однако до 1970-х им не удавалось достичь сильных позиций на международном рынке. И наоборот, с точки зрения политики, десятилетие — это целая вечность. В связи с этим большинство правительств предпочитают политические усилия, ведущие к легкодостижимым краткосрочным выигрышам, таким как субсидии, защита и организованные слияния компаний. А это именно та политика, которая замедляет обновление. Большинство политических шагов, которые могли бы привести к реальным изменениям, оказываются слишком медленными и требующими слишком большого
терпения со стороны политиков. Либо, что еще хуже, им сопутствует некоторая, пусть и непродолжительная, болезненность. Для того чтобы сделать защищенную отрасль нерегулируемой, необходимо вначале пройти через процедуру банкротств, и только впоследствии появятся более сильные, более конкурентоспособные компании.
Проведение политики, направленной на статические, краткосрочные преимущества в стоимости, вредящей обновлению и динамичному развитию, представляет собой наиболее распространенную и самую серьезную ошибку экономической политики правительства. В своем стремлении
помочь правительства легко встают на путь совместных проектов во избежание "расточительных" исследований и разработок, что нарушает динамизм и соревнование между компаниями. Несмотря на это, даже снижение затрат на 10% через увеличение масштабов производства сводится на нет быстрым совершенствованием продукции и производственных процессов и завоеванием заметного присутствия на мировых рынках. А подобной политикой это все разрушается.
Существуют некоторые простые, основополагающие принципы, которым должны следовать правительства для оказания адекватного позитивного воздействия на конкурентоспособность страны: необходимо поощрять изменения, способствовать внутренней конкуренции, стимулировать инновации. Некоторые политические подходы, которыми следует руководствоваться странам, стремящимся получить конкурентные преимущества,
включают следующие элементы.
Нацеленность на создание специализированных
факторов
На правительстве лежит чрезвычайно большая ответственность за такие основы, как система начального и среднего образования, базовая инфраструктура страны, а также исследования в областях, представляющих общенациональный интерес, например в здравоохранении. Однако
усилия, направляемые по этому пути создания благоприятных факторов, редко приводят к формированию конкурентных преимуществ. Факторы, приводящие к конкурентным преимуществам, являются скорее прогрессивными, специализированными и тесно привязанными к определенным отраслям или группам отраслей. В конце концов, факторы, приносящие
конкурентные преимущества, создаются такими механизмами, как специализированные программы обучения, университетские исследования, направленные на решение проблем отрасли, деятельность торговых объединений и, что наиболее важно, частные инвестиции компаний.
Отказ от вмешательства в факторы и валютный рынок
Вмешиваясь в факторы и валютный рынок, правительства надеются снизить факторные издержки или установить благоприятный валютный курс, чтобы помочь компаниям эффективнее конкурировать на международном рынке. Опыт, накопленный во всем мире, свидетельствует, что по-добная политика (например, проведенная администрацией Рейгана девальвация доллара) часто оказывается неэффективной. Такая практика препятствует развитию промышленности и поиску более устойчивых конкурентных преимуществ.
Полная противоположность, наблюдаемая в Японии, весьма поучительна. Похожие примеры можно найти также в Германии и Швейцарии. В течение долгих лет японцы пребывали под воздействием шока, последовавшего за внезапной никсоновскои девальвацией валюты, двух
нефтяных кризисов и резкого изменения курса иены. Все это вынуждало японские компании совершенствовать свои конкурентные преимущества. Смысл не в том, что правительству следовало бы намеренно проводить политику управления факторными издержками или обменным курсом. Скорее всего, если действующие на рынке силы приводят к повышению факторных издержек или обменного курса, правительство должно противиться соблазну вернуть их обратно.
Стандарты соответствия продукта, в том числе нормам
безопасности и охраны окружающей среды
Регулирующая деятельность правительства может способствовать достижению конкурентных преимуществ посредством стимулирования и совершенствования внутреннего спроса. Жесткие стандарты на продукт, его безопасность и влияние на окружающую среду создают давление на компании, вынуждающее их повышать качество, совершенствовать технологию и придавать продукту свойства, отвечающие потребительскому спросу и социальным потребностям. Облегчение налагаемых стандартами требований, каким бы соблазнительным оно ни было, оказывает отрицательное воздействие.
В случае, когда регулирующие нормы по своим требованиям предвосхищают будущие международные стандарты, национальные компании получают стартовые преимущества при разработке продуктов и услуг, которые везде будут пользоваться спросом. Жесткие шведские стандарты, направленные на защиту окружающей среды, способствовали возникновению конкурентных преимуществ во многих отраслях промышленности. Например, Atlas Copco производит бесшумные компрессоры, которые можно использовать в густонаселенных местах с минимальными неудобствами для населения. Однако жесткие стандарты необходимо сочетать с быстрым и целенаправленным законодательным регулированием, которое не будет поглощать ресурсы, приводя к излишним задержкам.
Продвижение целей, ведущих к устойчивому
инвестированию
Правительство играет важную роль в формировании целей инвесторов, менеджеров и персонала через проводимую им в различных областях политику. Например, от способов регулирования рынка капитала зависят формы стимулирования инвесторов и поведение компаний. Правительство должно поощрять долгосрочные вложения в повышение квалификации работников, инновации и материальные активы. Пожалуй, единстенным и самым мощным инструментом увеличения размеров инвестиций в отрасль является налоговый стимул, допускающий длительный прирост капитала (пять или более лет), использование которого для новых вложений в акции корпорации ограничено. Стимулирование долгосрочного прироста капитала должно применяться также в отношении пенсионных фондов и других свободных от налогов инвесторов, у которых сейчас есть причины не участвовать в активном бизнесе.
Нерегулируемая конкуренция
Регулирование конкуренции посредством проведения политики, на-равленной на сохранение государственной монополии, контроль за вложениями в отрасль и фиксацию цен, приводит к двум отрицательным результатам. Снижается конкуренция и не создаются инновации, поскольку
компании вынуждены заниматься взаимодействием с регулирующими структурами и защитой того, что они уже имеют. А это, в свою очередь, делает отрасль менее динамичной и менее привлекательной для инвесторов, покупателей или поставщиков. Однако дерегулирование и приватизация не будут иметь успеха без жесткой внутренней конкуренции. Для
этого требуется сильная и последовательная антимонопольная политика.
Проведение сильной внутренней антитрестовской
политики
Сильная антимонопольная политика, особенно по отношению к горизонтальным слияниям, объединениям, основанным на сговоре, служит почвой для инноваций. Сегодня модно призывать к слиянию и объединению во имя глобализации и создания ведущих национальных компаний,
но обычно это препятствует возникновению конкурентных преимуществ.
Реальная внутренняя конкуренция требует, чтобы правительства не допускали слияния компаний, приобретений и объединений с участием компаний — лидеров в данной отрасли. Более того, одни и те же требования относительно слияния и объединения должны выдвигаться как к отечественным, так и к иностранным компаниям. И, наконец, политика правительства должна отдавать предпочтение вхождению в отрасль за счет внутренних ресурсов компаний (отечественных и международных), а не путем приобретения. Однако компаниям должно быть разрешено приобретать малые компании в смежных отраслях промышленности в том случае, если такое движение способствует переносу опыта, способного создавать конкурентные преимущества.
Отказ от регулируемого рынка
Регулирование рынка представляет собой растущую и опасную тенденцию, способствующую снижению конкурентоспособности страны.
Приказные рыночные соглашения, добровольные соглашения по ограничению, любые другие механизмы, устанавливающие количественные задачи на раздел рынков, опасны, неэффективны и часто оказываются дорогостоящими для потребителей. Вместо того чтобы способствовать обновлению национальной промышленности, регулируемый рынок гарантирует сбыт для неэффективно работающих компаний. Рыночная политика правительства должна поощрять открытый доступ на свой рынок любой иностранной компании.. Рыночная политика государства должна помогать нахождению рынков сбыта в областях, где страна имеет конкурентные
преимущества, и активно реагировать на появление новых отраслей и возникающие рыночные проблемы.
Если правительство встречает нерыночный барьер, установленный другой страной, оно должно направлять свои усилия на его демонтаж, а не на регулирование импорта и экспорта. В Японии стремление к ускорению и без того уже высокого роста импорта оказывается эффективнее, чем движение в направлении регулируемого рынка. Компенсационные тарифы, которыми наказываются компании, практикующие нечестную торговлю, эффективнее торговых квот. К другим важным инструментам открытия рынка относится снятие ограничений и препятствий для внутренних инвесторов. При этом осуществляется блокировка ведущих нечестную борьбу компаний — они лишаются возможности использовать свои преимущества для создания новых плацдармов, обеспечивающих иммунитет от наложения санкций. Однако любая из этих мер может иметь и обратный эффект. Невозможно в любой момент предусмотреть средства против недобросовестного ведения бизнеса, которые могли бы сохранить стимулы внутренних компаний к инновациям и экспорту своей продукции, а также предотвратить нанесение ущерба покупателям внутри страны. Цель таких мер должна состоять в том, чтобы в результате их применения необходимость в них исчезла.
План работы компании
Компании только самостоятельно могут достигать конкурентных преимуществ и сохранять их. Для этого они должны действовать на основе принципов, описанных выше. В частности, они должны осознавать ведущую роль инноваций, особенно ту неприятную истину, что инновации
возникают в результате давления и поиска новых решений сложных задач. Это заставляет руководство создавать динамичную, способствующую ведению поиска внутреннюю среду. Руководство должно замечать и различать "многообещающие" пути достижения конкурентных преимуществ, на самом деле ведущие к провалу. Так, например, привлекательной кажется идея взять да положиться на совместные проекты по исследованию и развитию для снижения затрат и рисков, связанных с проведением собственных исследований. Однако это может отвлечь внимание и ресурсы компании от собственных исследований и исключить перспективы ре-
Информация о работе Обеспечение конкурентоспособности страны