Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 07:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи:
 рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;
 дать характеристику монополии как экономической категории;
 провести исследование антимонопольного законодательства;
 провести анализ государственной антимонопольной политики на уровне субъекта Российской Федерации

Оглавление

Введение 2
1.Конкуренция как экономическая категория 4
1.1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма. 4
1.3. Совершенная и несовершенная конкуренция. 6
1.4. Конкуренция и её конечный результат: образование монополии 10
Глава 2 . Монополия как экономическая категория 13
2.1. Сущность и виды монополии. 13
2.3. Монополистические объединения. 15
Заключение. 19
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

курсовая макро итог.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация

Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.

С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующее влиянию монополий или уравновешивающие его.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Азоев  Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия  и практика / Г. Л. Азоев - М.: Центр  экономики и маркетинга, 1996.

2. Дж.С.Милль. Основы политической экономии.

http://infb.hippo.ru/browse.php?page=2&subpage=8

3. К. Маркс  и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, -с. 770

4. Кузнецова  Е. И. Развитие конкурентных отношений  и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 383 с.

5. Лемешко  И. От свободной конкуренции к  господству монополий // Пропаганда. 2008. № 10.

6. Меркантилизм, М.: Соцэкгиз, 1935

7. Микроэкономика: теория и российская практика: учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, Ю. А. Юданова. – М.: КНОРУС. – 2005. – 592 с.

8. Р. А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – 504 с.

9. Сидоров В. А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В. А. Сидоров. – М.: «Издательство «Элит», 2006. – 528 с.

10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: 1997. с.55.

11. Э.Чемберлин. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996 г.

12. Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича . – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

13. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина. –М.: ИНФРА-М, 2001. – 714 с.

14. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 640 с.

15. http://www.economslovar.ru/

16. http://www.linkseonet.ru/

17. http://www.nuru.ru/

18. http://propaganda-journal.net

 

 

 

 


Информация о работе Конкуренция и монополия