Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли
и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности,
фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под
экономической конкуренцией понимается соревнование экономических
агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за
«рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на
этом основано функционирование фирм в современных условиях, в
условиях складывающихся рыночных отношений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические подходы к исследованию конкуренции…………………...5
1.1. Сущность конкуренции и различные подходы к ее исследованию…..5
1.2. Функции конкуренции и ее роль в рыночной экономике……………..8
1.3. Виды конкуренции………………………………………………………11
2. Конкуренция в условиях рынка современной России…………………….22
2.1. Конкурентоспособность российских фирм…………………………….22
2.2. Конкуренция и монополизм в Российской Федерации………………..31
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3!!!!.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

В настоящее время в Российской Федерации действует целый комплекс нормативных актов, направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции. В первую очередь следует выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г.).

Рассмотрим действие антимонопольного законодательства на примере финансового рынка.

Законодательно закрепляется понятие конкуренции: «конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг».

Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг понимаются действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:

        распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;

        некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;

        получении, использовании и разглашении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

За деятельностью финансовых организаций осуществляется государственный финансовый контроль. В том числе государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях:

        приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;

        приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 установлено, что федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за приобретением в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц), более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации);

        приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа;

        создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации;

        слияния, присоединения финансовых организаций.

В России существует целый ряд федеральных органов, осуществляющих антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом:

        на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;

        на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской Федерации;

        на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;

        на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.

Помимо вышеуказанных законов государственная дума приняла также и ряд законов, защищающих монополистические фирмы. Так, в законе РФ “О естественных монополиях”  (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г.,  10 января, 26 марта 2003 г., 29 июня 2004 г.) признаётся за государством право образовывать монополии в тех отраслях народного хозяйства, где в силу технологических и эксплуатационных особенностей невозможно и не выгодно развивать конкуренцию. В другом законе РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” защищаются законные права и интересы владельцев товарных знаков, регулируются имущественные отношения по поводу использования товарных знаков. 23 сентября 1992 года был принят “Патентный закон Российской Федерации”, который регулирует имущественные и неимущественные отношения, связанные с правовой охраной научных изобретений. И наконец, закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” установил, что автору принадлежит законное право на использование его интеллектуальной собственности в любой форме и любыми способами, не препятствующими реализации прав других лиц. Но всё же ещё не приходится говорить о том, что принятые законы используются в полной мере. Некоторые из них требуют внесения существенных изменений.

Подводя итог, к особенностям конкуренции в России можно отнести:

        отсутствие действенной и продуманной государственной политики в области конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;

        жесткая протекционистская политика правительства в отношении импортных товаров с целью снижения их конкурентоспособности на внутреннем рынке (посредством высоких импортных пошлин);

        сырьевая экспортная ориентация народного хозяйства России на мировом рынке и импорт продукции высокотехнологичных отраслей (как следствие, - ущербный торговый баланс и низкий жизненный уровень населения);

        отставание технологий в большинстве отраслей промышленного производства народного хозяйства России от мирового уровня на 10-30 лет (как следствие, - дорогая и относительно низкого качества продукция);

        последствия валютного кризиса августа 1998 года, приведшие к резкому удорожанию импортных товаров;

        экономически невыгодный уровень концентрации производства на большинстве крупных предприятий народного хозяйства России (как следствие, - чрезмерные цены на выпускаемую продукцию и ее низкая конкурентоспособность).

Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный прогноз. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самый высокий уровень.

 

Заключение

 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

Конкуренция - это сложное многогранное явление.  Существует  множество  её видов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики. 

Что касается ее роли на рынке, то она способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения, поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг, стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. По видам конкуренция делится на совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция обладает следующими характерными чертами:

              –основной чертой является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке.

              –фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию.

              –отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции.

              –для входа (выхода) на рынок совершенной конкуренции не существует никаких препятствий.

Что касается несовершенной конкуренции, то можно выделить две ее основные причины возникновения:

              – есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки;

              – рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль.

Монополии, как наиболее тяжелая форма несовершенной конкуренции характеризуются следующими чертами:

              –фирма-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.

              –существование монополии зависит от существования барьеров для вступления.

              –когда монополии производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую дискриминацию.

              –главный плюс монополии: масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке.

              –основной минус монополии заключается в том, что монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства.

Что касается монополистической конкуренции, то ей свойственны следующие черты:

              –фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.

              –тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен.

              –каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.

              –экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта.

В условиях олигополии каждой фирме приходиться вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнуться другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы.

              – промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта.

Проблема конкурентоспособности российских товаров остается острой и по сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль над ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

Также мы рассмотрели конкурентоспособность отечественных товаров, их недостатки и пути улучшения их положения на рынке: в целях повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо усилить роль государства, чтобы конкуренция в отдельных секторах экономики носила созидательный, а не разрушительный характер. И от того, как будет решена проблема российской конкурентоспособности, во многом зависит перспективное развитие экономики России.

Список литературы:

1.     Балайдина, В.С. Монополизм и конкуренция в России / В.С.Балайдина, А.М.Михайленко. – М.: Аудиториум, 2008.- 253с.

2.     Борисов, Е. Ф. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. – М.: Юнити-Дана, 2009. –385с.

3.     Горбашко, Е. А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции / Е.А.Горбашко. - СПб.: СПбУЭФ,2006.- 345с.

4.     Гукасьян, Г.М.Экономическая теория / Г.М Гукасьян , Г.А. Маховикова, В.В. Амосова.– СПб.: Питер, 2005. - 261 c.

5.     Журавлева, Г.П. Экономика / Г.П. Журавлева. - М.: Юристъ, 2006.- 321с.

6.     Карлоф, Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы / Б.Карлоф. – М.: Экономика, 2005.-467с.

7.     Кашаева, В. В. Экономика и бизнес / В.В.Кашаев. – М.: МКТУ им. Баумана, 2007.-374с.

8.     Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л Брю ; пер. с англ. 14-го изд. – М.: ИНФРА–М, 2006. – 972 с.

9.     Маршалл, А. Основы экономической науки / А.Маршалл.  –М.: ЭКСМО, 2007.- 832 с.

10. Портер, М. Конкуренция /  М.Портер. - М.: издательство «Вильямс»,2006. – 608с.

11. Семенов, В. М. Экономика предприятия  / В.М.Семенов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.-455с.

12. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А.Смит.— М.: Эксмо, 2007.- 876 с.

13. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р.А. Фатхудинов. - М.: Эксмо, 2005. - 544 с.

14. Фишер, С. Экономика / С.Фишер, Р.Дорбуш, Р.Шмалензи. - М.: Дело, 2006. – 563с.

15. Харрис, Дж. Аналитика как конкурентное преимущество / Дж.Харрис, Т.Дэвенпорт. – М.: BestBusinessBoоks, 2010 г. – 272с.

16. Экономическая теория на пороге XXI века / под ред. Ю.М. Осипова, В.Т. Пуляева, В.Т. Рязанова, Е.С. Золотовой. – М.: Юрист, 2005.- 238с.

17. Аганбегян, А. О месте экономики России в мире (по новым данным о международном сравнении валового внутреннего продукта) / А.Аганбегян // Вопросы экономики.- 2011.- №5.- С.56

Информация о работе Конкуренция и ее виды