Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли
и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности,
фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под
экономической конкуренцией понимается соревнование экономических
агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за
«рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на
этом основано функционирование фирм в современных условиях, в
условиях складывающихся рыночных отношений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические подходы к исследованию конкуренции…………………...5
1.1. Сущность конкуренции и различные подходы к ее исследованию…..5
1.2. Функции конкуренции и ее роль в рыночной экономике……………..8
1.3. Виды конкуренции………………………………………………………11
2. Конкуренция в условиях рынка современной России…………………….22
2.1. Конкурентоспособность российских фирм…………………………….22
2.2. Конкуренция и монополизм в Российской Федерации………………..31
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3!!!!.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Сотрудничество с потребителями, поставщиками и конкурентами. Так, рывок Nokia на рынке мобильных телефонов стал возможен лишь благодаря превращению собственных клиентов в инвесторов-акционеров. Производство самих телефонных трубок компания осуществляет на одном заводе со своим сильнейшим конкурентом  — Ericsson. А автомобили Volvo S40 производятся на том же заводе, что и Mitsubishi Charisma. Ответ здесь прост: выгодно, экономия на издержках. Но главное в другом. Конкуренция переместилась из области производства в область дизайна, кастомизации, дополнительных и сопутствующих услуг, выгодных для покупателя схем оплаты и т. д. Постепенно, и в этом убеждает опыт огромного числа компаний, стираются грани отраслей. Конкуренция же становится тотальной.

Открытость и прозрачность деятельности и финансовой отчетности по признанным мировым стандартам. Ряд нефтяных компаний, в том числе «Юкос», повысили свою рыночную капитализацию только за счет этого практически в три раза!

Из других черт современной конкурентоспособной компании нельзя забывать про компетентность, индивидуальность, обучаемость персонала и компании в целом, делегирование принятия решений внутри компании, разработку и внедрение ценностей, объединяющих сотрудников компании и ее клиентов, а также исключительное внимание к своей репутации и торговой марке.

Итак, в мировой экономике за последние 10–20 лет произошел огромный сдвиг: теперь от 70 до 80% стоимости продукции приходится на ее нематериальную часть. Интеллект человека, в тысячи раз усиленный новыми информационными технологиями, стал основным источником роста производства.

Имеющиеся в России конкурентные преимущества позволяют
ей войти в первую половину или даже в треть рейтинга мировой конкурентоспособности по отдельным показателям
  Основные причины низкой конкурентоспособности обусловлены особенностями как российской рыночной системы, так и политики, проводимой государством и предприятиями
Для России первостепенной становится задача повышения конкурентоспособности страны с опорой на рост эффективности деятельности отечественных производителей и усиление государственного регулирования.

Конкурентные преимущества национальных производителей

На основе обобщения позитивных наработок нескольких теорий, так или иначе затрагивающих анализ конкуренции, следует выделить пять основных типов конкурентных преимуществ производителей.

1.Ресурсные – конкурентные преимущества фирм, увеличивающих потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции, и складывающимися по следующим причинам:

• благоприятному налоговому и бюрократическому режимам, создаваемым правительством страны размещения капитала и позволяющим фирмам получать экономию на налоговых платежах, а также трансакционных издержках;

• выгодному местоположению (близости к транспортным и информационным коммуникациям, торговым узлам и другим элементам инфраструктуры);

• благоприятным условиям доступа к природным ресурсам и недвижимости;

низким процентным ставкам (дешевизной заемного капитала);

• дешевизне (доступности) природных ресурсов (ресурсов литосферы и гидросферы территории) и рабочей силы.

2.Технологические конкурентные преимущества производителей обусловлены наличием и эксплуатацией фирмами технологий массового производства, обеспечивающих экономию на масштабах и увеличивающих потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции.

3.Инновационные конкурентные преимущества производителей формируются за счет реализации в производстве результатов НИОКР, позволяющих обеспечивать ускоренное обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и за счет этого увеличивать потребительский эффект, связанный с качественными параметрами приобретаемой продукции.

4.Глобальные конкурентные преимущества производителей связаны с формированием внеэкономических (экологических, социальных) стандартов хозяйственной деятельности и их реализацией в политике фирм и государства.

5.Культурные конкурентные преимущества производителей обусловлены культурной близостью (различиями) стран, позволяющей фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов в странах близкой культуры.

Объективная оценка возможностей применения в России международного опыта повышения конкурентоспособности национальных производителей, на наш взгляд, должна строиться по следующей схеме:

1. Определение максимально широкого спектра направлений государственной поддержки конкурентоспособности национального производства.

2. Корректировка направлений поддержки с учетом особенностей состояния российских предприятий.

3. Корректировка направлений поддержки с учетом ограничений, связанных с характером продуктов и рынков сбыта российских производителей, а также с учетом макроэкономической ситуации в России.

Направления поддержки российских национальных производителей

Для повышения конкурентоспособности российской экономики следует сосредоточиться на следующих принципиально важных, но не в полной мере реализуемых (или вообще не реализуемых) для России направлениях поддержки производителей.

      России необходимо в полной мере использовать потенциал поддержки ресурсных преимуществ производителей, включая тарифное и нетарифное регулирование и прямое субсидирование некоторых отраслей. Этот вывод обусловлен следующими соображениями:

-    большинство активных участников международной торговли используют прямые защитные меры в отношении своих сельскохозяйственных производителей;

-    объективные условия сельскохозяйственного производства в России между тем гораздо менее благоприятны, что лишний раз доказывает необходимость компенсации рентных различий;

- меры прямой государственной поддержки в отношении высокотехнологичных отраслей обусловлены объективными ограничениями действия рыночного механизма в этих отраслях, поскольку длительные циклы НИОКР, а также высокая степень риска в инновационных проектах сдерживают развитие массовых рынков сбыта и частных источников финансирования в соответствующих отраслях.

   Макроэкономическая политика России остро нуждается в расширении использования инструментов косвенной поддержки национальных производителей, в частности налоговых и кредитных, широко применяемых в отраслях американской промышленности и сельского хозяйства. Будучи не менее эффективными с точки зрения отраслевых результатов они являются гораздо менее обременительными для государственного бюджета, а следовательно, носят гораздо менее проциклический характер.

Недостатки в политике российских предприятий.

Политика подавляющего большинства предприятий-производителей, как правило, была направлена на восстановление ресурсных преимуществ. Однако несмотря на общее инвестиционное оживление, во многих отраслях (электроэнергетика, пищевая промышленность, морской транспорт, нефтедобыча, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, газовая промышленность, сельское хозяйство) продолжался инвестиционный голод и, как следствие, отсутствие простого воспроизводства капитальных ресурсов.

Восстановление или усиление инновационных преимуществ у части российских предприятий происходило в формах:

-    расширения номенклатуры и освоения новых видов конкурентоспособной продукции;

-     внедрения прогрессивных технологий.

Ограничения инновационного роста существовали в формах:

-     низкой инновационной активности предприятий;

-      несоответствия структуры производства в растущих отраслях структуре рыночного спроса;

-      отсутствия приемлемых для потребителей схем расчетов в капиталоемких отраслях.

Таким образом, мы рассмотрели конкурентоспособность наших фирм и выявили ряд их недостатков, по сравнению с зарубежными фирмами и пути их решения.

 

2.2 Конкуренция и монополизм в Российской Федерации.

 

Процессы монополизма свойственны любой экономике, в которой действуют законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизацией производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.

Насаждение монополизма в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас сводится не только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.

Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.

Монопольная цена - это не основное негативное последствие монополизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта, получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль носит инфляционный характер - монополиста это мало интересует. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует рынок инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости.

Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производстве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не взаимно исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и производства.

Если иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представляется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия при таком взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.

Уже более десяти лет в нашей стране действует Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области. Согласно закону, фирма занимает “доминирующее положение”, если её доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике ( ГКАП ). В декабре 1991 года ГКАП утвердил “Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов”, включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчётности по объёму производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества. В связи с этим ГКАП в 1992 году рассмотрел свыше 450 дел по фактам непредставления и нарушения порядка декларирования цен предприятиями-монополистами, 300 заявлений по созданию, слияниям, преобразованиям, ликвидации хозяйственных субъектов и т.д.

Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

Информация о работе Конкуренция и ее виды