Конкуренция и ее формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:35, реферат

Краткое описание

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………
1 Сущность конкуренции …………………………………………….
2 Функции конкуренции ……………………………………………..
3 Основные модели рынка ……………………………………………
3.1 Свободная (чистая) конкуренция ……………………………
3.2 Монополия …………………………………………………….
3.3 Олигополия ……………………………………………………
3.4 Чистая монополия …………………………………………….
4 Способы ведения конкурентной борьбы ………………………….
4.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция ………...
4.2 Патент как стимул промышленного шпионажа …………….
4.3 Современный экономический шпионаж ……………………
5 Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством …………………………………………
6 Значение конкуренции ……………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………...

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Уровень конкуренции  и недобросовестная конкуренция. Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним  из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки. 

В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей из их не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %, четырех крупнейших — не более 64 %. 

Украина делает первые шаги в решении этого вопроса. Первый специальный законодательный  акт по проблемам регулирования  конкуренции был принят в 1992 г. —  Закон Украины "Об ограничении  монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности". Этим законом, в частности, было введено понятие "монопольное положение": таким признавалось положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара составляла более 35 %. Такая позиция признавалась опасной для конкуренции и к такому субъекту государство имело право применять дополнительные ограничительные меры. В 1993 г. был принят Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины". 

Что касается недобросовестной конкуренции, то таковой обычно признается распространение необъективной информации о характере и свойствах товара, способах его изготовления, качестве, пригодности к применению, использование без разрешения товарного знака, самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации, некоторые другие действия. Они должны соответствующим образом пресекаться государством, которое должно обеспечить использование только законных и честных методов ведения конкурентной борьбы.

6     Значение  конкуренции 

Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе. 

Во-первых, конкуренция  обеспечивает равноправное положение  участников экономических отношений  — продавцов и покупателей. Равноправие  создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую. 

Во-вторых, конкуренция  создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное  ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции. 

В-третьих, конкуренция  выступает как контрольная система  эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту  проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром. 

В-четвертых, конкуренция  создает заинтересованность в совершенствовании  экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу  выпускаемой продукции, научно-техническом  обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.  

Предприятия ведут  ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки. 
 

Заключение 

    Конкуренция  является необходимым и определяющим  условием нормального функционирования  рыночной экономики. Но как  любое явление имеет свои плюсы  и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.  

     Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.  

    Говоря  о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е.  эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу. 

    В  целом же, конкуренция несет меньше  негативных моментов, чем положительных;  конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. 

     Конкуренция  - определяющее условие поддержания  динамизма в экономике, и в  условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. 
 
 
 
 

Список литературы 

1.   Гасанов  Р.М  Промышленный шпионаж на  службе монополий.  

        М.: Международные отношения. 1986 

2.   Зайдель.  Х , Теммен.Р  Основы учения  об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994 

3.   Львов.  Ю.А Основы экономики и организации  бизнеса. С-П. Формика. 1992 

4.   Маконнелл.  К., Брю. С. Экономикс : принципы, проблемы и политика.  

       М.: Республика. 1992. Т. 1 

5.  Портер. М  Международная конкуренция. М.:1994 

6.  Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной  конкуренции. М. 1986 

7.  Рузавин.  Г.И.  Основы рыночной экономики.  М.: ЮНИТИ. 1996.

Информация о работе Конкуренция и ее формы