Конкуренция и ее формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:35, реферат

Краткое описание

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………
1 Сущность конкуренции …………………………………………….
2 Функции конкуренции ……………………………………………..
3 Основные модели рынка ……………………………………………
3.1 Свободная (чистая) конкуренция ……………………………
3.2 Монополия …………………………………………………….
3.3 Олигополия ……………………………………………………
3.4 Чистая монополия …………………………………………….
4 Способы ведения конкурентной борьбы ………………………….
4.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция ………...
4.2 Патент как стимул промышленного шпионажа …………….
4.3 Современный экономический шпионаж ……………………
5 Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством …………………………………………
6 Значение конкуренции ……………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………...

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Здесь следует  отметить, что понятие "монополия" используется не только в строгом значении — как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании. В последнем случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, т. е. можно, видимо, полагать, что в таком варианте понятие "монополия" вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию. 

Проблема ограничения  или даже устранения конкуренции  вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в ее решении отводится  государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

4     Способы  ведения конкурентной борьбы 

   Конкуренция  является определяющим фактором  упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство  нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю. 

   Конкуренцию  можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.  

4.1    Добросовестная  конкуренция и недобросовестная  конкуренция 

 Основными  методами являются:

- повышение  качества продукции

- снижение цен  ("война цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного обслуживания

  - создание  новых товаров и услуг с  использованием достижений НТР  и т.д.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование  ценами, т.н. "война цен". Она  осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок. 

  Более эффективной  и более современной формой  конкурентной борьбы является  борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление  на рынок продукции более высокого  качества или новой потребительной  стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.  

   В настоящее  время получили очень большое  развитие различного рода маркетинговые  исследования, целью которых является  изучения запросов потребителя,  его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д. 

   Большую  роль играет до- и послепродажное  обслуживание покупателя, т.к. необходимо  постоянное  присутствие производителей  в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает  в себя удовлетворение требований  потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.   

   В связи  с большим влиянием на общественность  средств массовой информации, прессы  реклама является важнейшим методом  ведения конкурентной борьбы, т.к.  с помощью рекламы можно определенным  образом формировать мнение потребителей  о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример: 

   Во времена  существования ФРГ  у  западногерманских  потребителей большим спросом  пользуется французское пиво. Западногерманские  производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,  ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.  

    Но  наряду с методами  добросовестной  конкуренцией существуют и другие,  менее законные методы ведения  конкурентной борьбы:

 

Основными методами являются:

- экономический (промышленный шпионаж)

- подделка продукции  конкурентов

  - подкуп  и шантаж

  - обман потребителей

  - махинации  с деловой отчетностью

- валютные махинации

- сокрытие дефектов  и т.д. 

  

   К этому  можно также добавить и научно-технический  шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.  

3.2      Патент  как  стимул  промышленного шпионажа

  Именно промышленный  шпионаж  так сказать "создал" патент на изобретение. Поскольку  сохранить секреты производства  не удавалось, изобретатель, потративший  годы труда, мог и не получить  никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющие ни какого отношения к изобретению люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент.  

   Патент - это документ, удостоверяющий изобретение  и закрепляющий за обладателем  патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения. 

   Но патент, теоретически направленный против  промышленного шпионажа, практически  явился своего рода стимулом  этого явления. Один из первых  законов о патентах на изобретение был издан во Франции в конце XVIII века, в нем говорилось, что за всяким, кто первым привезет во Францию какое-либо иностранное изобретение, признаются такие же льготы, какими бы пользовался бы его изобретатель. Таким образом, за промышленным шпионом признаются права равные правам изобретателя.

3.3         Современный  экономический   шпионаж 

  Часто термины  "промышленный" и "экономический"  шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная  разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт - это: 

1). рыночная  стоимость всей произведенной  в обществе конечной продукции  и услуг за год; 

2). сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве и амортизационных отчислений) , его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.. 

   С развитием  промышленного шпионажа промышленные  монополии тщательно охраняют  содержание патентов, результаты  научно-технических исследований, проекты  и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК входят т.н. технические центры основной  задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.  
 

  Все промышленные  монополии имеют засекреченные  лаборатории, где по всем параметрам  сравнивают уровни технически  решений, качество, производительность  и надежность своей продукции  с аналогичной продукцией конкурентов.  В этих лабораториях разбирают  каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки  или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.  

   Недостатки  своей продукции тщательно изучаются.  Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых  сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.  

   Существуют  различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д. 

   Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.  

   Подводя  итог  вышесказанному можно сделать  вывод, что основной идей промышленного  шпионажа для ТНК является  сохранение своих секретов и  получение информации о секретах конкурента. 

Рост экономических  структур может осуществляться в  следующих направлениях: 

1. Горизонтальный  рост. Это расширение объемов  производства предприятия в рамках  одной отрасли. Горизонтальное  слияние фирм произойдет в  случае, например, объединения двух сталелитейных предприятий. 

2. Вертикальный  рост. Это расширение объемов  производства предприятия за  счет проникновения в смежные  отрасли. Вертикальную форму слияния  приобретает, например, объединение  сталелитейного и машиностроительного  предприятий. 

3. Конгломеративный (диверсифицированный) рост. Это  расширение объемов производства  предприятия за счет проникновения  в технологически не связанные  отрасли. Это происходит, например, когда сталелитейное предприятие  приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли, а банк покупает универмаг или транспортную компанию. 

Каким же должно быть отношение государства к  направлениям роста предприятий, их слияниям? Безусловным является то, что государство должно осуществлять контроль за слияниями. Слияния, добровольные или вынужденные, могут влиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе действуют два молокозавода. Если они объединятся, нетрудно представить, как это повлияет на конкуренцию, на взаимоотношения продавцов и покупателей. Государство должно препятствовать таким действиям. 

Снижение или  устранение конкуренции может произойти  не только при слияниях. Контроль над  акционерным предприятием осуществляют те лица, которым принадлежат акции. Чем больше акций у какого-то лица, тем сильнее его влияние на деятельность предприятия. Акции периодически меняют своих владельцев, они являются предметом купли-продажи. Так, если крупный пакет акций, например трубного завода, перейдет к конкуренту — другому трубному предприятию, то это может существенно подорвать конкуренцию на рынке труб. Поэтому Государство должно осуществлять контроль за крупными продажами и покупками акций, производить экспертизу этих сделок на предмет их влияния на конкуренцию, принимать по ним соответствующие решения, вплоть до аннулирования. Вместе с тем эта деятельность государства не должна быть прямолинейной и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать и многие другие обстоятельства, потому что нередко возникают случаи, когда потери, вызванные снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы выигрышем в других вопросах (например, повышением производительности, сохранением рабочих мест, улучшением качества). 

Информация о работе Конкуренция и ее формы