Конкуренция: ее виды и роль в экономическом развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос о способах ведения конкурентной борьбы и особенности развития конкуренции в современной России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ ФУНКЦИИ
1.1. Сущность конкуренции
1.2. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики
1.3. Функции конкуренции: теоретические практические аспекты
2. ЭЛЕМЕНТЫ КОНКУРЕНЦИИ КАК СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
3.1.Формы и виды конкуренции
3.2. Методы конкуренции и экономические последствия их применения
IV. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
V. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая Поповой (2).doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. [2]

Конкуренция имеет большое значение для рыночной экономики:

               Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений – продавцов и покупателей. Равноправие  создается  и поддерживается  свободой  выбора:  покупатель  имеет возможность выбрать определенного продавца из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же  возможность имеется и у продавца – добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Таким образом, конкуренция является влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

               Конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Она оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Конкуренция устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства.

               Конкуренция как бы "открывает" тот тип организации и тот размер фирмы, который минимизирует удельные издержки производства. В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции. Допустима любая форма организации бизнеса: будь то фирма, управляемая индивидуальным владельцем, партнерство, корпорация, коллективное предприятие, принадлежащее его работникам, потребительский кооператив, коммуна или что-либо еще. Для того чтобы иметь успех, необходимо пройти всего один тест – на эффективность расходования ресурсов. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке.

               Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


III.ЭЛЕМЕНТЫ КОНКУРЕНЦИИ КАК СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

3.1.Формы и виды конкуренции

Формы конкуренции.

Рыночная экономика представляет собой совокупность рынков, степень, конкурентности которых неодинакова. Острее всего конкуренция на тех рынках, где:

1. Много продавцов и покупателей.

2. Всегда можно точно узнать, по какой цене продает товар тот или иной продавец.

3. Ничто и никто не мешает новым фирмам войти на рынок, а старым – уйти с него.

4. Товар является однородным и у всех продавцов имеет примерно одинаковое качество: зерно, цемент, бензин.

Напротив, конкуренция слабее там, где:

1. Число продавцов или покупателей невелико, либо в отрасли есть один или несколько «лидеров», которые по величине намного превосходят другие фирмы. Они достаточно сильны, чтобы подчинить себе конкурентов (навязать им свои цены), а в случае сопротивления вытеснить непокорных с рынка.

2. Отсутствует достоверная рыночная информация, то есть неясно, кто почем продает. В этом случае продавцы могут брать с покупателей разные цены за один и тот же товар: если покупатель не знает, что конкурент может продать дешевле, он купит товар у первого попавшегося продавца по высокой цене.

3. Существует много разновидностей продукта.

4. Вход на рынок для новичков затруднен: для того, чтобы произвести некоторые товары, требуется построить большой завод, купить дорогое оборудование, иметь опыт производства в данной отрасли. [4]

Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или ином рынке по семи признакам:

        Число фирм-производителей

        Различие («дифференциация») товаров

        Уровень концентрации (то есть удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара)

        Способ формирования цены товара

        Возможности для появления новой фирмы на данном рынке

        Степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров

        В какой мере покупка осуществляется без принуждения

Различные комбинации этих признаков позволили выделить четыре основных типа конкурентного рынка:

- рынок совершенной конкуренции (чистая конкуренция)

- рынок несовершенной (монополистической) конкуренции

- рынок олигополистической конкуренции

- монопольный рынок [5]

 

Рынок совершенной конкуренции

Данный рынок воплощает модель идеальной конкуренции – несбыточную мечту большинства производителей и практически всех потребителей. Совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. На рынке совершенной конкуренции преобладает множество продавцов и покупателей какого-либо схожего однородного товарного продукта.

Множественность продавцов и покупателей означает, что ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Спрос абсолютно эластичен. Как результат свободного спроса и свободного предложения возникает равновесная цена на товар.

Рынок для каждой фирмы невелик. Он не ставит каких-либо препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода с него. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Д.В.Робинсон дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».[6]

Рынок несовершенной (монополистической) конкуренции

Реальность рыночной экономики такова, что большинство рынков в ней представлено рынками несовершенной конкуренции, когда множество производителей предлагает сходные по назначению, но отличающиеся по использованию товары. Целенаправленный выпуск взаимозаменяемых товаров, максимально учитывающих малейшие предпочтения покупателей, получил название «товарная дифференциация».

Товарная дифференциация позволяет фирме найти (или самой сформировать) свою группу покупателей. Это значит, что единый рынок совершенной конкуренции распадается при товарной дифференциации на бесчисленное множество сегментов, образуя рынок несовершенной конкуренции. Благодаря дифференциации товаров рынок несовершенной конкуренции полнее удовлетворяет запросы потребителей, но он обнаруживает и опасные для конкуренции тенденции:

                  Различие в положении производителей в разных сегментах рынка

                  Ограничение действия закона спроса, так как специфика товара ставит пределы возможности сокращения величины спроса как протестующей реакции покупателей на повышение цены

                  Более сложным и затруднительным становится вхождение в данный сегмент рынка новых производителей

За эти тенденции рынок несовершенной конкуренции  получил в экономической теории и другое название – «рынок монополистической конкуренции».

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

Э. Х. Чемберлин очень ярко подчеркивает особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта.» «Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции.» [7]

Рынок олигополистической конкуренции

Развитие монополистических тенденций приводит к возникновению рынка олигополистической конкуренции, на котором предложение товаров исходит уже от ограниченного числа производителей (от трех до пяти крупных фирм). Здесь решающим признаком становится уровень концентрации, который измеряется удельным весом крупнейших фирм отрасли в общем объеме продажи отраслевой продукции.

В условиях олигополии появление новых фирм-конкурентов крайне затруднительно, поскольку это требует громадных начальных затрат. К тому же технология в наукоемких отраслях защищена, как правило, патентами, приобретение которых также очень дорого. [8]

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Например, если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. Поэтому конкуренция в олигополии носит своеобразный характер. Механизмы ценообразования на олигополистическом рынке ограничены двумя неформальными методами (формально это запрещено антимонопольными законами, поэтому информация держится втайне от потребителей и правительства):

                  Лидерство в ценах – ориентация производителей-олигополистов на цены ведущей фирмы. Скажем, «General Motors» устанавливает на свою новую модель определенную цену, а «Ford» и «Crysler», исходя из нее, назначают на свои автомобили того же класса примерно ту же цену.

                  Ценовое соглашение

Элвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей об олигополии и олигополистической взаимосвязи написали так: «Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как на это отреагируют другие фирмы – участницы данного рынка». [9]

Информация о работе Конкуренция: ее виды и роль в экономическом развитии