Конкуренция и её экономическая роль. Виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:40, реферат

Краткое описание

За последние десятилетия конкуренция значительно выросла во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены. Там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Оглавление

1. Содержание стр. 2
2. Введение стр. 3
3. Конкуренция и её виды стр. 4
4. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции стр. 5
5. Значение рынка совершенной конкуренции стр. 8
6. Какие условия могут считаться близкими к совершенно
конкурентному рынку стр. 9
7. Средний, предельный и общий доход фирмы стр. 10
8. Совершенная конкуренция и малый бизнес в России стр. 11
9. Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде стр. 12
10. Критерий целесообразности производства в краткосрочном
периоде стр. 13
11. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде стр. 14
12. В чем заключаются достоинства и недостатки совершенной
конкуренции стр. 16
13. Чистая монополия стр. 17
14. Монополистическая конкуренция и ее экономическая роль стр. 20
15. Дифференциация российских товаров стр. 23
16. Олигополия стр. 24
17. Конкуренция Майкла Портера стр. 25
18. Экономическая роль конкуренции стр. 28
19. Заключение стр. 29
20. Список используемой литературы стр. 30
21. Приложение № 01-2008г. стр. 31

Файлы: 1 файл

Реферат эконом. теория послед. вариант 2.docx

— 223.56 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

По дисциплине: Экономическая теория

      На тему: «Конкуренция и её экономическая  роль. Виды конкуренции» 
       
       
       
       
       
       

                                     Выполнила: студентка  группы 1/253/2-2

                                     Андреева Е.С.

              Проверила: _________________. 
               
               
               
               

Санкт-Петербург

2008г.

1. Содержание.

1. Содержание          стр. 2

2. Введение           стр. 3

3. Конкуренция  и её виды        стр. 4

4. Рынок  совершенной и несовершенной  конкуренции   стр. 5

5. Значение  рынка совершенной конкуренции     стр. 8

6. Какие  условия могут считаться близкими  к совершенно

    конкурентному рынку        стр. 9

7. Средний,  предельный и общий доход фирмы    стр. 10

8. Совершенная  конкуренция и малый бизнес  в России   стр. 11

9. Деятельность  конкурентной фирмы в краткосрочном  периоде  стр. 12

10. Критерий  целесообразности производства  в краткосрочном

      периоде           стр. 13

11. Рынок  совершенной конкуренции в долгосрочном  периоде  стр. 14

12. В  чем заключаются достоинства  и недостатки совершенной

      конкуренции          стр. 16

13. Чистая  монополия         стр. 17

14. Монополистическая  конкуренция и ее экономическая  роль  стр. 20

15. Дифференциация  российских товаров     стр. 23

16. Олигополия          стр. 24

17. Конкуренция  Майкла Портера       стр. 25

18. Экономическая  роль конкуренции      стр. 28

19. Заключение          стр. 29

20. Список  используемой литературы      стр. 30

21. Приложение № 01-2008г.        стр. 31 
 
 
 
 

Введение. 

     За  последние десятилетия конкуренция  значительно выросла во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала  во многих странах и отраслях. Рынки  были защищены. Там, где существовало соперничество, оно не было столь  ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался  непосредственным вмешательством правительств и картелей.

     Можно назвать очень немногие области  экономики, которые сегодня в  состоянии противостоять влиянию  конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить  себе игнорировать объективную необходимость  конкуренции. Они должны постараться  понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

     Во  все времена глубинные корни  конкурентных отношений состояли в  необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В  результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и  побежденные. С конкуренцией связываются  такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий  и т.д.

     По  Смиту, сущность конкурентного поведения  производителей составляло «честное»  — без сговора — соперничество  производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в  современной трактовке понятия  конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста конкуренция  представляет собой соперничество  старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники  обеспечения потребностей, новые  типы организации.

     Цель  данной работы – рассмотреть понятие  конкуренции, её влияние на поведение  фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции  на них.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Конкуренция и её виды.

     Конкуренция представляет собой форму взаимного  соперничества экономических субъектов  за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. По методам различают ценовую и  неценовую конкуренцию. Ценовая  конкуренция предполагает продажу  товаров или предложение услуг  по более низким ценам, чем у конкуренток. В условиях развитой рыночной экономики  снижение цен может происходить  либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие  фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов  с рынка. В дальнейшем они могут  значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в  условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции  и изменения ассортимента товаров.

      В истории известны случаи, когда соперничество  между компаниями в ходе ценовой  конкуренции приводило сначала  к образованию нулевой, а затем  и отрицательной цены (т. е. конкуренты доплачивали покупателям за то, что  те брали у них товар). Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции  компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой  ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально  малую улучшениям величину. Неценовая  конкуренция предполагает использование  технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу  продукции, что приводит в итоге  к предложению на рынке товаров  более высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель  обычно учитывает такие факторы, как экологичность, безопасность и  эстетические свойства. В качестве инструментов неценовой конкуренции  могут использоваться торговые марки  и знаки. В современных условиях неценовая конкуренция имеет  гораздо большее значение, чем  ценовая. Особым случаем конкуренции  является недобросовестной, представляющая собой, например, продажу товаров  по ценам ниже издержек, ложную рекламу, Кроме ценовой и неценовой  конкуренции, выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную, совершенную  и несовершенную конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество  между производителями аналогичных  товаров, удовлетворяющих одну и  ту же потребность. Межотраслевая конкуренция  представляет собой конкуренцию  производителей продукции, удовлетворяющих  различные потребности. Функциональная конкуренция — это конкуренция  между производителями определенного  товара. 
 
 

4. Рынок  совершенной и несовершенной  конкуренции. 

Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих  условий:

1. Однородность продукции. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Если товары одинаковые, то покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.

2. Малые размеры. Далее, при совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Вышеперечисленные ограничения (однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий) фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. Часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец получает цену или является ценополучателем (price-taker). Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. В 1998 г. россияне испытали это на себе, когда в первые дни после девальвации рубля все продовольственные магазины, не сговариваясь, но, одинаково понимая ситуацию, дружно стали завышать цены на товары «кризисного» ассортимента - сахар, соль, муку и т. п. Хотя повышение цен было экономически необоснованным и товары подорожали много сильнее, чем обесценился рубль, продавцам удалось навязать свою волю рынку именно в результате единства занятой ими позиции. И это не частный случай. Отличие в последствиях изменения предложения (или спроса) одной фирмой и всей отраслью в целом, как мы убедимся позже, играет в функционировании рынка совершенной конкуренции большую роль.

3. Отсутствие барьеров. Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они - мелкие фирмы. В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что - увы! - можно наблюдать на многих рынках крупных городов России. Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель - заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устране-ние барьеров входа на рынок. Напротив, типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

     Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими  словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

     4. Совершенная информация. Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна абсолютно для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что-то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

       В чем заключаются предпосылки  несовершенной конкуренции?

Предпосылками несовершенной конкуренции  являются:

1) значительная  доля рынка у отдельных производителей; 2) наличие барьеров проникновения  в отрасль; 3) неоднородность продуктов; 4) несовершенство рыночной информации. Каждый из этих факторов в  отдельности и все они вместе  способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов тем просто больше негде взять этот продукт.

Критерием несовершенной конкуренции  является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. На самом деле, при совершенной конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка.  Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен I прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Зависимость между объемом  выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

Информация о работе Конкуренция и её экономическая роль. Виды конкуренции