Конкуренция и её экономическая роль. Виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:40, реферат

Краткое описание

За последние десятилетия конкуренция значительно выросла во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены. Там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Оглавление

1. Содержание стр. 2
2. Введение стр. 3
3. Конкуренция и её виды стр. 4
4. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции стр. 5
5. Значение рынка совершенной конкуренции стр. 8
6. Какие условия могут считаться близкими к совершенно
конкурентному рынку стр. 9
7. Средний, предельный и общий доход фирмы стр. 10
8. Совершенная конкуренция и малый бизнес в России стр. 11
9. Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде стр. 12
10. Критерий целесообразности производства в краткосрочном
периоде стр. 13
11. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде стр. 14
12. В чем заключаются достоинства и недостатки совершенной
конкуренции стр. 16
13. Чистая монополия стр. 17
14. Монополистическая конкуренция и ее экономическая роль стр. 20
15. Дифференциация российских товаров стр. 23
16. Олигополия стр. 24
17. Конкуренция Майкла Портера стр. 25
18. Экономическая роль конкуренции стр. 28
19. Заключение стр. 29
20. Список используемой литературы стр. 30
21. Приложение № 01-2008г. стр. 31

Файлы: 1 файл

Реферат эконом. теория послед. вариант 2.docx

— 223.56 Кб (Скачать)

     Таким образом, в неблагоприятных условиях решение о временном прекращении  производства принимается не в момент исчезновения прибыли, а позже, когда  убытки от производства начинают превышать  величину постоянных издержек. Критерием целесообразности произведете в краткосрочном периоде является не превышение убытками размера постоянных издержек (П < TFC).

Это теоретическое  положение полностью соответствует  хозяйственной практике. Никто не останавливает производство при  «ременном появлении убытков. В  ходе финансового кризиса 1998 г. доля убыточных промышленных предприятий  в России выросла, например, до 51%. Но вряд ли кто-нибудь счел бы лучшим выходом  из тяжелой ситуации остановку половины промышленности страны. Критерий целесообразности производства справедлив не только для  условий совершенной конкуренции, но и для любых других типов  рынка. Не случайно при его выведении  мы не использовали ни одно из условий  совершенной конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11. Рынок  совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. 

     Вход  на рынок совершенной конкуренции  и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в  долгосрочном периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в отрасли ресурсов. Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен  выше минимума средних издержек, то возможность получения экономических  прибылей послужит своеобразным стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов. И наоборот, экономические убытки будут выполнять роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов. Ведь если фирма вознамерилась оставить отрасль, то в условиях совершенной конкуренции она не встретит на своем пути никаких барьеров. То есть фирма в этом случае не будет нести каких-либо безвозвратных издержек и найдет своим активам новое применение или продаст их без ущерба для себя. А потому реально сможет осуществить свое стремление переместить ресурсы в другую отрасль.

В чем заключается  экономическая прибыль?

Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами  использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или, что то же самое, получение ими нулевой экономической прибыли). Механизм установления нулевой экономической прибыли показан на рисунке Пусть в конкурентной отрасли (рис б) первоначально существует равновесие (точка О), диктующее некий

уровень цен P0, при котором фирма (рис а) в краткосрочном периоде получает нулевую прибыль. Допустим далее, что на продукцию отрасли неожиданно возрос спрос. Кривая отраслевого спроса D0 в этой ситуации переместится в положение D1 и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие (точка равновесия О1 равновесный объем предложения Q1, равновесная цена Р1). Для фирмы новый повышенный уровень цен станет источником экономических прибылей (цена P1 лежит выше уровня средних общих издержек АТС). Экономические прибыли привлекут в отрасль новых производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой предложения S2, смещенной по сравнению с первоначальной в сторону больших объемов производства. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен P2 Если при этом уровне цен (как на нашем рисунке) сохранятся экономические прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложения еще сильнее сдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль новых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Постепенно все они выйдут на уровень минимальных средних Долгосрочных издержек (LATC), т. е. достигнут оптимального размера предприятия. Очевидно, что оба названных процесса будут длиться до тех пор, пока кривая предложения не займет положения S3, означающего для фирм нулевой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет - для него больше не будет стимула.

Та же самая цепочка последний (но уже  в обратом направлении) развертывается и в случае возникновения экономических  убытков: 1) сокращение спроса; 2) падение цены (краткосрочный период); 3) появление экономических убытков у фирм (краткосрочный период); 4) опок фирм и ресурсов из отрасли; 5) сокращение долгосрочного рыночного предложения; 6) рост цены; 7) восстановление безубыточности (долгосрочный период);

8) прекращение  оттока фирм и ресурсов из  отрасли. Таким образом, совершенная  конкуренция обладает своеобразным  механизмом саморегуляции. Его  суть состоит в том, что отрасль  гибко реагирует на изменение  спроса. Она привлекает такой  объем ресурсов, который увеличивает  или уменьшает объем предложения  ровно настолько, насколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса. И обеспечивает на этой основе долгосрочную безубыточность фирм. Устанавливающееся в отрасли равновесие в долгосрочном периоде удовлетворяет трем условиям:

1) выполняются  условия краткосрочного равновесия, т. е. краткосрочные предельные  издержки равны краткосрочному  предельному доходу и цене (Р  = MR =MC);

2) каждая  из фирм удовлетворена объемами  используемых производственных  мощностей

(краткосрочные  средние совокупные издержки  равны '-> наименьшим возможным

долгосрочным  средним издержкам ATCmin =LATCmin);

3)  фирма  получает нулевую экономическую  прибыль, т. е. сверхприбыль  не образуется, а потому не  существует фирм, желающих войти  в отрасль или покинуть ее (Р  = ATCmin)                                                             

     Все эти три условия долгосрочного  равновесия можно представить в  следующем обобщенном виде:

P = MR = MC = ATCmin = LATCmin 

12. В  чем заключаются достоинства  и недостатки совершенной конкуренции? 

       – Приступая к характеристике  позитивных и негативных черт  рынка совершенной конкуренции,  воспроизведем еще раз условие  долговременного равновесия в конкурентной отрасли и проанализируем его экономический смысл:

P = MR = MC = ATCmin = LATCmin

1. В  первую очередь обращает на  себя внимание тот факт, что  равновесие устанавливается на  уровне долгосрочного и краткосрочного  минимума средних издержек. Это  со всей очевидностью говорит  о том, что производство в  условиях совершенной конкуренции  организуется технологически наиболее эффектным образом.

2.  Не  менее важно и то, что и фирма,  и отрасль работают без излишков  и дефицитов. В самом деле, кривая  спроса при совершенной конкуренции  совпадает с кривой предельного  дохода (D = MR), а кривая предложения с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как MR = МС, то S = D). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренции ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.

3.  Наконец,  принципиальное значение имеет  и безубыточность фирм в долгосрочном  периоде = LATCmin). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость: фирмы не несут убытков. А с другой стороны, нет и экономических прибылей, т. е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.

Совокупность  перечисленных достоинств, бесспорно, делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка.

       – Совершенная конкуренция обладает  также рядом недостатков. 

1) Малые  предприятия, типичные для этого  типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.

2) Рынок  совершенной конкуренции не стимулирует  научно-технический прогресс. Действительно, небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их Деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире. 
 

13. Чистая  монополия. 

     Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара. Следовательно, кривая спроса для продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене, предельный доход и предельные издержки производства товара.

Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия же характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль.

Монополист  максимизирует возможную прибыль, повышая цену и уменьшая количество товаров на рынке.

Модель  монополии основана на ряде допущений:

•    продукция монополии не имеет  совершенных товаров-заменителей;

•    отсутствует свободный вход на рынок;

•    совершенная информированность  монополиста о состоянии рынка.

Степень, до которой отдельный продавец может  использовать монопольную власть, зависит  от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является то, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы.

Понятие чистой монополии является абстракцией. Редко когда на национальном или  мировом рынке есть только один продавец. Чистая монополия чаще характерна для локальных рынков, чем для общенациональных.

Чистый  монопсонист — это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсониста имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого количества.

Несмотря  на редкость существования рынка  единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает весьма значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса.

Власть  монопсонии — способность единственного  покупателя оказывать влияние на цены ресурсов, которые он закупает: Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает. Так как такие фирмы скупают значительную часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, фирма-монопсонист не может приобрести все необходимые ей ресурсы по одинаковой цене. Предложение факторов производства фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой.

Можно выделить следующие типы монополий:

•    естественная монополия — монополия  в этом случае обусловлена тем, что  на длительных временных промежутках  средние издержки в отрасли будут  минимальными, если в ней действует  одна, а не несколько конкурирующих фирм;

Информация о работе Конкуренция и её экономическая роль. Виды конкуренции