Конкуренция и её экономическая роль. Виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:40, реферат

Краткое описание

За последние десятилетия конкуренция значительно выросла во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены. Там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Оглавление

1. Содержание стр. 2
2. Введение стр. 3
3. Конкуренция и её виды стр. 4
4. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции стр. 5
5. Значение рынка совершенной конкуренции стр. 8
6. Какие условия могут считаться близкими к совершенно
конкурентному рынку стр. 9
7. Средний, предельный и общий доход фирмы стр. 10
8. Совершенная конкуренция и малый бизнес в России стр. 11
9. Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде стр. 12
10. Критерий целесообразности производства в краткосрочном
периоде стр. 13
11. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде стр. 14
12. В чем заключаются достоинства и недостатки совершенной
конкуренции стр. 16
13. Чистая монополия стр. 17
14. Монополистическая конкуренция и ее экономическая роль стр. 20
15. Дифференциация российских товаров стр. 23
16. Олигополия стр. 24
17. Конкуренция Майкла Портера стр. 25
18. Экономическая роль конкуренции стр. 28
19. Заключение стр. 29
20. Список используемой литературы стр. 30
21. Приложение № 01-2008г. стр. 31

Файлы: 1 файл

Реферат эконом. теория послед. вариант 2.docx

— 223.56 Кб (Скачать)

Олигополистические  рынки обладают следующими общими чертами.

1. На  рынке действует всего несколько  фирм. Продукт, который они произ-водят,  может быть как стандартизированным,  так и дифференцированным.

2. Некоторые  фирмы в олигополистической отрасли  обладают крупными ры-ночными  долями, поэтому некоторые фирмы  на рынке обладают способ-ностью  влиять на цену товара, варьируя  его наличие на рынке.

3. Фирмы  в отрасли сознают свою взаимозависимость.  Продавцы всегда счи-таются с  реакцией своих конкурентов, когда  устанавливают цены, ориентиры по  объемам продаж, размер рекламных  расходов или принимают другие  де-ловые меры.

Единой  модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясня-ющих поведение  фирм в конкретных ситуациях, основываясь  на том, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих соперников. При олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конку-ренции. Действие олигополистического соперничества на цены толкает фир-мы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли.

17. Конкуренция  Майкла Портера. 

       Изучением конкуренции во всём её многообразии два десятилетия занимался Майкл  Портер, профессор в области управления торгово-промышленной деятельностью  Гарвардской школы  бизнеса и  один из самых уважаемых авторов  концепций конкурентной стратегии  и международной конкурентно  способности. Профессор Портер был  принят в отделении Гарвардской  школы бизнеса в 1973 году и стал одним из самых молодых профессоров  в истории школы. Среди более  чем пятнадцати книг и шестидесяти  статей написанных Портером, немалый  интерес представляет его книга  «Конкуренция».

      Автор счёл целесообразным использовать с  своей работе некоторые аспекты  из этой книги. Наиболее интересной, на взгляд автора, является его идея о  противоборствующих силах и стратегической конкуренции.

«Состояние конкуренции в отрасли определяется пятью основными силами, представленными на рисунке № 1 (в приложении № 01-2008г.) В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли отрасли.

      В "абсолютно конкурентных" отраслях, где проникнуть в отрасль несложно. Такой вид структуры отрасли  предлагает соответственно худшие перспективы  для долгосрочной прибыли. Чем слабее в совокупности силы конкуренции, тем  больше возможностей для превосходной деятельности. Каковы бы ни были в совокупности силы, цель корпоративной стратегии  — найти и занять позицию в  отрасли, где компания будет лучше  всего защищена от влияния этих сил, или сможет со своей стороны оказывать  влияние на них. Давление совокупной силы может быть ощутимым для всех соперничающих сторон, но для того чтобы справиться с ним, стратегия  должна быть основана на тщательном анализе  происхождения каждой составляющей. Например, необходимо ответить на вопрос: что делает отрасль уязвимой для  входа на рынок? Или что определяет рыночную власть поставщиков?

       Знание  этих основных источников конкурентного  давления обеспечивает прочный фундамент  для стратегического плана действий.

Противоборствующие  силы.

       Наиболее  влиятельная конкурентная сила определяют прибыльность отрасли и, таким образом, имеют важнейшее значение в формулировании стратегии. Различные действующие силы, безусловно, играют важную роль в формировании конкуренции в каждой отрасли. Каждая отрасль имеет уникальную структуру, или набор фундаментальных экономических и технических характеристик, которые служат источником роста конкурентной силы. Основные принципы справедливы в отношении всех видов бизнеса. Несколько характеристик являются критичными по отношению к устойчивости, каждой конкурентной силы. Их рассмотрению и посвящен следующий раздел.

     Новые конкуренты привносят на рынок новые  производственные мощности, чтобы войти  в рынок, занять свою долю рынка. Насколько  серьезной является угроза со стороны  возможного появления на рынке новых  конкурентов, зависит от наличия  барьеров для входа и реакции  существующих конкурентов. Существует шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа.

1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Компании, относящиеся к этой категории, сдерживают вторжение претендентов, вынуждая их либо входить в отрасль в большом масштабе производства, либо заранее согласиться с завышенными издержками.

2. Дифференциация продукта. Отождествление потребителем товарной марки с производителем также является серьезной преградой для вторжения.

3. Потребность в капитале. Чем больше величина необходимых инвестиций для обеспечения успешного входа на рынок, тем меньше желающих проникнуть на этот рынок, особенно если эти инвестиции связаны с невозвратными затратами.

4. Более высокие издержки. Компании, занимающие прочные позиции, могут иметь преимущество по издержкам, недоступное для потенциальных конкурентов, независимо от их размеров и возможных масштабов производства.

5. Доступ к каналам распределения. Новые конкуренты, безусловно, должны позаботиться о надежных каналах распределения своих товаров или услуг.

6. Политика правительства. Правительство может лимитировать или даже во все исключить вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья. Правительство может создавать барьеры с помощью таких механизмов, как контроль за стандартами загрязнения воды и воздуха и других норм безопасности.

      Прогноз в отношении реакции существующих в отрасли конкурентов также  может быть основанием для принятия решения о вторжении в данную отрасль. Весьма обоснованными опасениями могут служить как заведомо враждебное отношение конкурентов.

  • Существующие конкуренты обладают реальным потенциалом для противодействия, включая излишек свободных наличных средств, незадействованные крупные  источники  финансирования, производственные мощности, сильное влияние на каналы распределения и потребителей.
  • Компании, работающие в отрасли, готовы снизить цены, чтобы удержать в своих руках долю рынка, или из-за избытка в отрасли производственных мощностей.
  • Когда рост отрасли происходит замедленными темпами, это негативно отражается на возможности принять новых конкурентов и часто на финансовой эффективности всех участников, вовлеченных в экономический спад».

«Стратегическую конкуренцию можно рассматривать  как процесс поиска новых позиций, которые обеспечивают приток потребителей, уже существующих на этом рынке, или  привлечение на рынок совершенно новых потребителей. Например, специализированные магазины, предлагающие обширный ассортимент товаров категории, захватывают долю рынка широкой сети универсальных магазинов, предлагающих более ограниченный выбор товаров во многих категориях. Теоретически конкуренты, обосновавшиеся в своей отрасли, и конкуренты, стремящиеся проникнуть в эту отрасль, сталкиваются с одними и теми же препятствиями при поиске новых стратегических позиций. На практике претенденты нередко оказываются в более выигрышном положении. Стратегические позиции часто не совсем очевидны, и удачный поиск этих позиций требует творческого подхода и дальновидности. Новички часто открывают для себя уникальные позиции, которые, в принципе, были доступны и прежде, но упущены из вида существующими конкурентами. Компании Ikea, например, сумела распознать группу потребителей, которая была проигнорирована другими конкурентами. Компания Circuit City Stores проникла на рынок подержанных автомобилей и основалась здесь под именем СагМах, открыв новый способ ведения дел - перекрашивание машин, гарантия на товар, безупречная калькуляция цен, разумное использование внутрифирменного финансирования покупателя, - которые давно "лежали на поверхности" для применения в бизнесе. Новые конкуренты могут обеспечить себе успех, заняв позицию, которая прежде была захвачена существующими в отрасли компаниями, но утрачена со временем из-за подражания более успешным компаниям и распыления усилий. Конкуренты, приходящие из других отраслей, также могут создать новые позиции, основанные на характерных видах деятельности, привнесенных ими из другого бизнеса. Вышеупомянутая компания Саr Мах во многом воспользовалась опытом и знаниями Circuit City Stores в области управления учетом товаров, кредита и других видов деятельности в розничной торговле потребительской электроникой. Однако, новые позиции открываются благодаря переменам. Появляются новые группы потребителей или товаров, с развитием общества возникают новые потребности, развиваются новые каналы распределения, разрабатываются новые технологии. Когда происходят такие изменения, новые конкуренты, не обремененные историческим наследием отрасли, часто очень легко ощущают потенциал для новых способов конкуренции. В отличие от существующих конкурентов новички оказываются значительно гибче, поскольку им не приходится принимать компромиссных решений в отношении своих видов деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18. Экономическая роль конкуренции 

     Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае. если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19. Заключение. 

      Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным  чертам конкуренции можно отнести: активизазацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое  качество, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все  это обеспечивает эффективность  конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных  приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические  нарушения и др.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Список  используемой литературы 

  1. А.Б. Кулешова:          «Конкуренция» изд. «Москва» 2003/2006
  2. Г.П. Журавлёва:             «Экономика» М.: «экономика страны» 1998
  3. Майкл Портер:           «Конкуренция» изд. М.: «Москва» 2000
  4. В.Л. Яковлев, Р. А Литвинова «Финансы мира» изд. «Мир» 2007

Информация о работе Конкуренция и её экономическая роль. Виды конкуренции