Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг разработана "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь". В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития.

Файлы: 1 файл

Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь.docx

— 46.38 Кб (Скачать)

 

6. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ 

 

Приоритетные направления  стандартизации

Приоритетные направления  стандартизации определяются необходимостью нормативного обеспечения безопасности и качества продукции, работ и  услуг и их развитие должно базироваться на научном потенциале отраслей экономики  республики. Проводимые работы по стандартизации на государственном уровне должны быть направлены как на создание нормативного обеспечения для отраслей, в которых  отсутствуют государственные стандарты, так и обновление нормативного обеспечения  в тех отраслях, где стандартизация традиционно развита. В тоже время, необходимо учитывать приоритетные направления стандартизации, определенные международными и региональными  организациями по стандартизации на основе достигнутого уровня развития науки и технологий, потребностей международного рынка. При этом основные усилия должны быть сконцентрированы на эффективном применении международных (региональных) стандартов, что позволит не заниматься разработкой новых  документов и экономить материальные ресурсы. В установленный Концепцией период предлагается определить приоритетными  направлениями стандартизацию в  следующих отраслях:

общее машиностроение;

автомобилестроение;

сельскохозяйственное машиностроение;

станкостроение;

приборостроение;

электротехника и радиоэлектроника;

информационные технологии;

агротехнический комплекс;

топливно-энергетический комплекс;

химическая и нефтехимическая  промышленность;

легкая промышленность;

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

фармацевтическая и микробиологическая промышленность;

услуги.

В рамках отраслей приоритеты в области стандартизации следует  отдавать экспортоориентированным видам продукции и услуг с целью повышения их конкурентоспособности, качества и обеспечения оценки соответствия. При этом оригинальные стандарты должны разрабатываться только в случае отсутствия аналогичного международного стандарта.

Аспекты стандартизации

Аспекты стандартизации должны охватывать:

безопасность;

охрану окружающей среды;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

обороноспособность;

единство измерений;

техническую и информационную совместимость;

классификацию и кодирование  информации;

ресурсосбережение;

обеспечение качества.

Безопасность и охрана окружающей среды 

Работы по стандартизации в данных направлениях являются важнейшей  задачей нормативного обеспечения  всех отраслей промышленности. Стандартизация в области безопасности для жизни, здоровья и имущества людей должна быть направлена на установление требований безопасности к производству, оборудованию, технологии, эксплуатации, потребления, снижение производственного и бытового травматизма, профессиональной заболеваемости, сохранение здоровья работников и их работоспособности в процессе труда. Стандартизация в области безопасности животных и растений должна быть направлена на обеспечение надлежащего уровня санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты. Стандартизация в области  охраны окружающей среды должна регулировать природоохранную деятельность, уровни вредных воздействий на окружающую природную среду и человека, экологическую  оценку и экологическое управление деятельностью субъектов хозяйствования. К важнейшим направлениям стандартизации также относятся методология оценки риска для здоровья и окружающей среды, а также утилизация продукции и отходов производства.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Нормативные документы должны регламентировать вопросы мониторинга  и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, установления требований к  техническим средствам (аварийно-спасательная техника и оборудование) и способам проведения работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и быть направлены на обеспечение  безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения  природных и техногенных катастроф.

Обороноспособность 

Стандартизация оборонной  продукции должна базироваться на общих  со стандартизацией продукции гражданского назначения организационных и методических принципах, представляя собой составную  часть единой Государственной системы  стандартизации. Согласованная долгосрочная политика государства в области  стандартизации определена в "Концепции  стандартизации вооружения, военной  и специальной техники в Республике Беларусь".

Единство измерений 

Стандартизация в области  единства измерений должна быть направлена на установление и применение научных  и организационных основ, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений, а также на оценку влияния точности измерений на правильность основанной на результатах измерений информации о свойствах веществ и материалов, о количестве и качестве материальных и энергетических ресурсов, сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции, о характеристиках процессов и явлений.

Информационные технологии. В области информационных технологий приоритеты должны быть отданы:

формированию профиля  взаимодействия открытых систем для  создания, развития и совершенствования  информационных систем и сетей;

обеспечению внедрения CALS-технологий для современной организации  разработки, производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта  и утилизации продукции путем  информационной поддержки процессов  жизненного цикла на основе стандартизации методов представления данных на каждой стадии жизненного цикла и  безбумажного электронного обмена данными.

Техническая и информационная совместимость 

Приоритет должен быть отдан  разработке и внедрению методов  и средств функциональной стандартизации, обеспечивающей пригодность продукции  к совместному, не вызывающему нежелательных  взаимодействий, использованию для  выполнения установленных требований. Важнейшая область стандартизации - обеспечение электромагнитной совместимости.

Ресурсосбережение

В области ресурсосбережения  приоритетными становятся следующие  задачи:

установление номенклатуры параметров ресурсо- и энергоэффективности продукции и услуг;

стандартизация методов  определения этих параметров;

категорирование и маркировка продукции и услуг по диапазонам параметров ресурсо- и энергоэффективности.

Обеспечение качества

Нормативное обеспечение  качества должно охватывать:

стандартизацию методов  управления качеством (статистические методы, планирование эксперимента, надежность, диагностирование, анализ видов и  последствий отказов, анализ точности процессов и т. д.);

стандартизацию в области  обеспечения качества (системы менеджмента  качества и управления окружающей средой, Национальная система сертификации, Система аккредитации и т. д.);

стандартизацию требований к конкретной продукции. Это прежде всего продукция межотраслевого применения (крепежные изделия, подшипники, резинотехнические изделия и т. д.), а также разработка стандартов на методы контроля как обязательных требований к продукции, так и их потребительских свойств, в том числе для предотвращения фальсификации продукции.

Услуги 

Стандартизация в условиях глобализации торговли услугами преследует цель дать однозначное толкование распространенных понятий, провести регламентацию требований к услугам, прежде всего в приоритетных секторах сферы услуг (туризм, гостиничное  дело, перевозки, страхование, банковская деятельность, оценка стоимости различных  видов имущества, риэлтерские услуги и т.д.).

Классификация и кодирование  информации

Дальнейшее развитие работ  по совершенствованию Единой системы  классификации и кодирования  технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) должно базироваться на общих принципах развития стандартизации и предусматривать:

совершенствование методологии  ведения ЕСКК ТЭСИ с учетом международных  требований;

оптимизацию состава и  структуры системы общегосударственных  классификаторов;

обеспечение совместимости  информации о продукции, включая  импортную, в том числе путем применения международных и региональных классификаторов;

охват новых направлений (социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.).

 

7. МЕТОДЫ И ПРАКТИКА  СТАНДАРТИЗАЦИИ 

 

Основные методы стандартизации

Развитие стандартизации должно основываться на совершенствовании  научно-методических основ стандартизации таких, как:

системный подход;

программно-целевой метод;

управление многообразием.

Реализация должна базироваться на проведении научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, в которых следует предусматривать:

анализ нормативного обеспечения  приоритетных направлений развития техники;

разработку программ (разделов программ) стандартизации и целевых  программ для групп продукции, процессов  и услуг, а также в отдельных  областях деятельности;

разработку конкретных стандартов.

Системный подход

Является методологическим средством исследования взаимоувязанного множества объектов стандартизации на основании причинно-следственных отношений, обратных связей и целенаправленного  развития.

Программно-целевой метод 

Заключается в разработке и практической реализации комплексных  целевых программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим  и социальным проблемам.

Управление многообразием 

Представляет собой научно-технический  метод отбора, регламентации и  создания оптимальной номенклатуры продукции и процессов. Управление многообразием является наиболее эффективным  методом стандартизации. Элементы этого  метода - систематизация, селекция, сокращение (симплификация), типизация, унификация и агрегатирование являются основой для проведения работ по стандартизации на предприятии.

Применение информационных технологий

Тенденции развития средств  вычислительной техники и расширения электронных форм коммуникаций требуют  применения информационных технологий при разработке стандартов, рассмотрении и голосовании по проектам стандартов в электронном формате через информационные сети, а также создания стандартов принципиально новой формы представления информации - специализированных программ для персональных компьютеров.

 

8. СТРУКТУРА ОРГАНОВ И  СЛУЖБ СТАНДАРТИЗАЦИИ 

 

В настоящее время в  республике сложилась следующая  структура органов и служб  стандартизации:

Госстандарт;

Минстройархитектуры (в области строительства и промышленности строительных материалов);

Научно-производственное республиканское  унитарное предприятие "Белорусский  государственный институт стандартизации и сертификации";

Научно-проектно-производственное республиканское унитарное предприятие "Стройтехнорм";

территориальные органы Госстандарта;

межгосударственные технические  комитеты по стандартизации, членом которых  является Республика Беларусь;

национальные технические  комитеты по стандартизации;

головные и базовые  организации по стандартизации;

службы стандартизации в  министерствах, органах государственного управления, концернах;

службы стандартизации предприятий.

В целях совершенствования  организации работ по стандартизации, повышения ее эффективности на государственном  и межгосударственном уровне, а также  обеспечения представления интересов  Республики Беларусь в технических  комитетах ИСО и МЭК, решения  технических проблем в различных  сферах деятельности, необходимо активно  переходить на принятую во всем мире практику разработки стандартов техническими комитетами по стандартизации (ТК) с участием всех заинтересованных сторон (государства, производителей, потребителей).

В связи с этим, совершенствование  существующей структуры органов  и служб стандартизации будет  направлено на постепенную замену базовых  организаций по стандартизации на ТК, которые должны осуществлять единую научно-техническую политику в области  стандартизации и разработку стандартов по закрепленным за ними областям деятельности. Технические комитеты по стандартизации позволят повысить уровень разработки стандартов, сделают принцип открытости и доступности стандартизации реальным, сократят сроки разработки стандартов.

 

9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в области стандартизации содействует, прежде всего, развитию экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению  качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Госстандарт как национальный орган по стандартизации представляет интересы Республики Беларусь в международных  и региональных организациях по стандартизации:

Международной организации  по стандартизации (ИСО);

Евро-Азиатском совете по стандартизации, метрологии и сертификации;

Европейской Экономической  Комиссии ООН.

Госстандарт представляет интересы республики в Международной электротехнической комиссии (МЭК) как Национальный комитет  МЭК Республики Беларусь.

Министерства и органы государственного управления представляют интересы Республики Беларусь в других международных и региональных организациях по стандартизации: Министерство связи - в Международном союзе электросвязи, Министерство здравоохранения - в Комиссии "Кодекс Алиментариус" ФАО/ВОЗ, Государственный комитет по авиации - в ИКАО и др.

Участие в международном  сотрудничестве в области стандартизации направлено, прежде всего, на максимальное применение международных и региональных стандартов с целью ликвидации технических  барьеров в торговле, а также защиту интересов Республики Беларусь при  их разработке.

Важным направлением является расширение двустороннего сотрудничества с национальными организациями  по стандартизации промышленно развитых стран.

 

10. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ  КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ 

 

Обучение вопросам стандартизации - неотъемлемая составная часть развития стандартизации. Без участия в  работах по стандартизации квалифицированных  кадров эффективная организация  работ по стандартизации затруднена.

Основной задачей является сохранение и развитие научно-технического и кадрового потенциала институтов, территориальных органов Госстандарта, предприятий и организаций, а  также формирование резерва и  привлечение квалифицированных  кадров к работам по стандартизации.

Информация о работе Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь