Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:56, курсовая работа
Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг разработана "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь". В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития.
6. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Приоритетные направления стандартизации
Приоритетные направления
стандартизации определяются необходимостью
нормативного обеспечения безопасности
и качества продукции, работ и
услуг и их развитие должно базироваться
на научном потенциале отраслей экономики
республики. Проводимые работы по стандартизации
на государственном уровне должны быть
направлены как на создание нормативного
обеспечения для отраслей, в которых
отсутствуют государственные
общее машиностроение;
автомобилестроение;
сельскохозяйственное
станкостроение;
приборостроение;
электротехника и
информационные технологии;
агротехнический комплекс;
топливно-энергетический комплекс;
химическая и нефтехимическая промышленность;
легкая промышленность;
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
фармацевтическая и
услуги.
В рамках отраслей приоритеты в области стандартизации следует отдавать экспортоориентированным видам продукции и услуг с целью повышения их конкурентоспособности, качества и обеспечения оценки соответствия. При этом оригинальные стандарты должны разрабатываться только в случае отсутствия аналогичного международного стандарта.
Аспекты стандартизации
Аспекты стандартизации должны охватывать:
безопасность;
охрану окружающей среды;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
обороноспособность;
единство измерений;
техническую и информационную совместимость;
классификацию и кодирование информации;
ресурсосбережение;
обеспечение качества.
Безопасность и охрана окружающей среды
Работы по стандартизации
в данных направлениях являются важнейшей
задачей нормативного обеспечения
всех отраслей промышленности. Стандартизация
в области безопасности для жизни,
здоровья и имущества людей должна
быть направлена на установление требований
безопасности к производству, оборудованию,
технологии, эксплуатации, потребления,
снижение производственного и бытового
травматизма, профессиональной заболеваемости,
сохранение здоровья работников и их
работоспособности в процессе труда.
Стандартизация в области безопасности
животных и растений должна быть направлена
на обеспечение надлежащего уровня
санитарной, фитосанитарной и ветеринарной
защиты. Стандартизация в области
охраны окружающей среды должна регулировать
природоохранную деятельность, уровни
вредных воздействий на окружающую
природную среду и человека, экологическую
оценку и экологическое управление
деятельностью субъектов
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
Нормативные документы должны
регламентировать вопросы мониторинга
и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций, установления требований к
техническим средствам (аварийно-спасательная
техника и оборудование) и способам
проведения работ по предотвращению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и быть направлены на обеспечение
безопасности хозяйственных объектов
с учетом риска возникновения
природных и техногенных
Обороноспособность
Стандартизация оборонной
продукции должна базироваться на общих
со стандартизацией продукции
Единство измерений
Стандартизация в области единства измерений должна быть направлена на установление и применение научных и организационных основ, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений, а также на оценку влияния точности измерений на правильность основанной на результатах измерений информации о свойствах веществ и материалов, о количестве и качестве материальных и энергетических ресурсов, сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции, о характеристиках процессов и явлений.
Информационные технологии. В области информационных технологий приоритеты должны быть отданы:
формированию профиля взаимодействия открытых систем для создания, развития и совершенствования информационных систем и сетей;
обеспечению внедрения CALS-технологий для современной организации разработки, производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации продукции путем информационной поддержки процессов жизненного цикла на основе стандартизации методов представления данных на каждой стадии жизненного цикла и безбумажного электронного обмена данными.
Техническая и информационная совместимость
Приоритет должен быть отдан
разработке и внедрению методов
и средств функциональной стандартизации,
обеспечивающей пригодность продукции
к совместному, не вызывающему нежелательных
взаимодействий, использованию для
выполнения установленных требований.
Важнейшая область
Ресурсосбережение
В области ресурсосбережения приоритетными становятся следующие задачи:
установление номенклатуры параметров ресурсо- и энергоэффективности продукции и услуг;
стандартизация методов определения этих параметров;
категорирование и маркировка продукции и услуг по диапазонам параметров ресурсо- и энергоэффективности.
Обеспечение качества
Нормативное обеспечение качества должно охватывать:
стандартизацию методов управления качеством (статистические методы, планирование эксперимента, надежность, диагностирование, анализ видов и последствий отказов, анализ точности процессов и т. д.);
стандартизацию в области обеспечения качества (системы менеджмента качества и управления окружающей средой, Национальная система сертификации, Система аккредитации и т. д.);
стандартизацию требований к конкретной продукции. Это прежде всего продукция межотраслевого применения (крепежные изделия, подшипники, резинотехнические изделия и т. д.), а также разработка стандартов на методы контроля как обязательных требований к продукции, так и их потребительских свойств, в том числе для предотвращения фальсификации продукции.
Услуги
Стандартизация в условиях глобализации торговли услугами преследует цель дать однозначное толкование распространенных понятий, провести регламентацию требований к услугам, прежде всего в приоритетных секторах сферы услуг (туризм, гостиничное дело, перевозки, страхование, банковская деятельность, оценка стоимости различных видов имущества, риэлтерские услуги и т.д.).
Классификация и кодирование информации
Дальнейшее развитие работ
по совершенствованию Единой системы
классификации и кодирования
технико-экономической и
совершенствование методологии ведения ЕСКК ТЭСИ с учетом международных требований;
оптимизацию состава и
структуры системы
обеспечение совместимости информации о продукции, включая импортную, в том числе путем применения международных и региональных классификаторов;
охват новых направлений (социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.).
7. МЕТОДЫ И ПРАКТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ
Основные методы стандартизации
Развитие стандартизации должно основываться на совершенствовании научно-методических основ стандартизации таких, как:
системный подход;
программно-целевой метод;
управление многообразием.
Реализация должна базироваться
на проведении научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
анализ нормативного обеспечения приоритетных направлений развития техники;
разработку программ (разделов программ) стандартизации и целевых программ для групп продукции, процессов и услуг, а также в отдельных областях деятельности;
разработку конкретных стандартов.
Системный подход
Является методологическим
средством исследования взаимоувязанного
множества объектов стандартизации
на основании причинно-
Программно-целевой метод
Заключается в разработке и практической реализации комплексных целевых программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам.
Управление многообразием
Представляет собой научно-
Применение информационных технологий
Тенденции развития средств вычислительной техники и расширения электронных форм коммуникаций требуют применения информационных технологий при разработке стандартов, рассмотрении и голосовании по проектам стандартов в электронном формате через информационные сети, а также создания стандартов принципиально новой формы представления информации - специализированных программ для персональных компьютеров.
8. СТРУКТУРА ОРГАНОВ И СЛУЖБ СТАНДАРТИЗАЦИИ
В настоящее время в республике сложилась следующая структура органов и служб стандартизации:
Госстандарт;
Минстройархитектуры (в области строительства и промышленности строительных материалов);
Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации";
Научно-проектно-
территориальные органы Госстандарта;
межгосударственные
национальные технические комитеты по стандартизации;
головные и базовые организации по стандартизации;
службы стандартизации в министерствах, органах государственного управления, концернах;
службы стандартизации предприятий.
В целях совершенствования
организации работ по стандартизации,
повышения ее эффективности на государственном
и межгосударственном уровне, а также
обеспечения представления
В связи с этим, совершенствование существующей структуры органов и служб стандартизации будет направлено на постепенную замену базовых организаций по стандартизации на ТК, которые должны осуществлять единую научно-техническую политику в области стандартизации и разработку стандартов по закрепленным за ними областям деятельности. Технические комитеты по стандартизации позволят повысить уровень разработки стандартов, сделают принцип открытости и доступности стандартизации реальным, сократят сроки разработки стандартов.
9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в области стандартизации содействует, прежде всего, развитию экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Госстандарт как национальный орган по стандартизации представляет интересы Республики Беларусь в международных и региональных организациях по стандартизации:
Международной организации по стандартизации (ИСО);
Евро-Азиатском совете по стандартизации, метрологии и сертификации;
Европейской Экономической Комиссии ООН.
Госстандарт представляет интересы
республики в Международной
Министерства и органы
государственного управления представляют
интересы Республики Беларусь в других
международных и региональных организациях
по стандартизации: Министерство связи
- в Международном союзе
Участие в международном сотрудничестве в области стандартизации направлено, прежде всего, на максимальное применение международных и региональных стандартов с целью ликвидации технических барьеров в торговле, а также защиту интересов Республики Беларусь при их разработке.
Важным направлением является расширение двустороннего сотрудничества с национальными организациями по стандартизации промышленно развитых стран.
10. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Обучение вопросам стандартизации - неотъемлемая составная часть развития стандартизации. Без участия в работах по стандартизации квалифицированных кадров эффективная организация работ по стандартизации затруднена.
Основной задачей является
сохранение и развитие научно-технического
и кадрового потенциала институтов,
территориальных органов
Информация о работе Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь