Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг разработана "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь". В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития.

Файлы: 1 файл

Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь.docx

— 46.38 Кб (Скачать)

Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь

Государственный комитет  по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Для определения  основных направлений государственной  политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения  задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния  стандартизации на реформирование экономики  республики, повышение качества и  конкурентоспособности продукции  и услуг разработана "Концепция  развития стандартизации в Республике Беларусь". В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления  государственной стандартизации, стратегия  ее развития.

"Концепция развития  стандартизации в Республике  Беларусь" разработана в соответствии  с решением Коллегии Госстандарта  Республики Беларусь авторским  коллективом в составе: Корешкова В.Н., Савича В.В., Николаевой И.В., Куруч С.С., Готовко Г.В., Кусакина Н.А., Гуревича В.Л., Лесковой А.Г. Одобрена решением научно-технической комиссии по стандартизации Госстандарта (протокол № 1 от 12.01.2001 года).

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Работы по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности  выпускаемой в республике продукции, созданию условий для доступа  на мировой рынок требуют владения современными подходами к оценке рынка и требований потребителя, разработке, постановке и производству продукции, оценке качества и организации  сервисного обслуживания. Опыт развитых стран свидетельствует об активном использовании для решения этой задачи возможностей стандартизации.

Ее эффективность как  формы регулирования процессов  и результатов деятельности во всех сферах научно-технических, производственных, торгово-экономических, социальных и  других отношений находит подтверждение  на международном уровне, в расширяющихся  масштабах работ по стандартизации в развитых и развивающихся странах. Мировой и отечественный опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда исключительно средствами стандартизации, в том числе и в области управления качеством продукции и услуг, с использованием большого разнообразия форм и методов проведения этих работ, которые, как правило, зависят от конкретного состояния и развития экономики.

Формирование Государственной  системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 году с учетом опыта государственной стандартизации бывшего Союза ССР и проходило  в условиях переходного периода  к рыночным отношениям, повышения  самостоятельности предприятий, свободы  выбора организационных форм и методов  хозяйствования, ясно осознанной необходимости  интеграции экономики республики в  мировую экономическую систему  при сохранении и развитии в рамках стран СНГ экономического сотрудничества и кооперации предприятий.

Деятельность по стандартизации в Беларуси базируется на легитимной основе. Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ по стандартизации в Республике Беларусь составляют:

Законы Республики Беларусь "О стандартизации", "О защите прав потребителей";

стандарты Государственной  системы стандартизации Республики Беларусь;

межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о проведении согласованной  политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года;

Соглашение о принятии единообразных технических предписаний  для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены  на и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного  признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское Соглашение 1958 г.);

основополагающие государственные  стандарты и другие документы, в  том числе документы межгосударственной системы стандартизации.

Принятая в Республике Беларусь система стандартизации, в  которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению  безопасности продукции, работ и  услуг для жизни, здоровья и имущества  граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов  контроля, была построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам  продукции и услуг.

Политика в области  стандартизации определяются органами государственного управления, которые  также осуществляют надзор за выполнением  требований стандартов. Вместе с тем, в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как  заинтересованными, так и в интересах  заинтересованных сторон на принципах  открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций  по стандартизации. Ее результатом  является принятие стандартов, применение которых носит добровольный характер. При этом обязательность применения стандартов определяется законодательными актами. К их числу относятся такие  документы как технические регламенты, содержащие технические нормы и  принимаемые органами государственного управления. Следовательно, существующая в республике система стандартизации требует модернизации в связи  с необходимостью перехода на методы и принципы стандартизации, принятые в международной практике. Это  предусматривает решение задач  государственного масштаба, на реализацию которых направлена Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь на период до 2005 г.

Основные направления  развития стандартизации в области  строительства и архитектуры  изложены в "Концепции государственной  системы технического нормирования и стандартизации в строительстве", одобренной постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 2 февраля 1993 года №426, которая должна быть переработана с учетом данной Концепции. Направления  развития военной стандартизации определены в "Концепции стандартизации вооружения, военной и специальной техники  в Республике Беларусь", одобренной Техническим комитетом по стандартизации "Вооружение, военная и специальная  техника" и утвержденной Министерством  обороны и Госстандартом (1998 г.). Настоящая Концепция должна быть положена в основу комплекса работ по стандартизации, проводимого министерствами, органами государственного управления, концернами, ассоциациями и объединениями в соответствующих отраслях (секторах экономики) и для конкретных групп однородной продукции.

1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ  СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

Развитие стандартизации в условиях реформирования экономики  республики должно быть адекватно происходящим переменам и соответствовать  международно-признанным правилам.

Направлениями развития экономики  Республики Беларусь, определенными  решениями Президента и Правительства, являются:

эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику  и включение в международную  торговую систему в качестве равноправного  партнера;

развитие экспортных возможностей;

защита национального  рынка в условиях жесткой конкуренции  открытого рынка и присоединение  Республики Беларусь к Всемирной  торговой организации (ВТО);

экономическая интеграция, целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений между странами СНГ.

Международной организацией по стандартизации ИСО совместно  с ведущими международными компаниями установлены следующие основные факторы, определяющие перспективы  развития стандартизации в мировом  масштабе:

глобализация рынка;

усиление промышленной технической  интеграции;

ускорение технического прогресса;

увеличение объемов всемирной  торговли;

рост конкуренции;

сокращение циклов обновления продукции;

увеличение валового национального  продукта в секторе услуг;

рост аспектов, связанных  с охраной окружающей среды;

снижение риска нанесения  ущерба от применения продукции.

При этом к основным стратегическим направлениям развития стандартизации отнесены:

анализ потребностей в  стандартах в различных секторах экономики;

определение приоритетных направлений;

приоритетное применение международных стандартов;

более эффективное удовлетворение потребителей;

расширение связей с ведущими промышленными предприятиями;

развитие стандартизации в сфере услуг;

расширение применения информационных технологий.

Исходя из этого, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования стандартизации в Республике Беларусь:

необходимость государственного регулирования экономики при  общей ее ориентации на рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования и необходимость отражения в  стандартах интересов государства  с учетом обеспечения баланса  интересов заинтересованных в стандартах субъектов хозяйствования;

трансформация общей идеи интеграции национальной экономики  с европейской и мировой экономиками  в практические мероприятия по обеспечению  присоединения Республики Беларусь к ВТО;

создание условий для  продвижения отечественной продукции  на зарубежные рынки;

сохранение в рамках СНГ  приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства;

опережающий характер развития науки и технологии по отношению  к торгово-экономическому сотрудничеству.

Реальные условия функционирования экономики, а также обеспечение  выполнения требований по присоединению  Республики Беларусь к ВТО требуют  акцентированного внимания к практической реализации общепринятых в международной  практике функций стандартизации.

Международная практика в  области стандартизации определена в Соглашениях ВТО по техническим  барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и документах международных организаций по стандартизации. Выполнение условий Кодекса установившейся практики по разработке, принятию и  применению стандартов Соглашения по ТБТ предусматривает:

изменение статуса стандартов;

гармонизацию государственных  стандартов и законодательных актов  с международными стандартами;

обеспечение информационного  взаимодействия с государствами-членами  ВТО;

переход к механизму оценки и подтверждения соответствия.

Наиболее существенным различием  между отечественной и международной  практикой стандартизации является статус стандартов. Необходим поэтапный  переход от регламентации обязательных требований в стандартах к установлению обязательности их применения и соблюдения через механизм законодательных  и иных норм государственного уровня, что требует установления четких и однозначных процедур. В этой связи требуется совершенствование  системы стандартизации, создание системы  технического нормирования путем формирования необходимого технического законодательства, обеспечивающего выполнение Соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов "Нового подхода" к технической  регламентации в Европейском  Союзе (ЕС). Приоритет в работах  по стандартизации должен быть отдан  применению международных стандартов с целью устранения технических  барьеров в торговле и обеспечения  конкурентоспособности выпускаемой  продукции.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ  СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

Цели развития стандартизации определены исходя из изложенной выше стратегии и заключаются в следующем:

содействие ликвидации технических  барьеров в торговле;

гармонизация методов  и практики стандартизации с принятыми в мировом сообществе;

реализация скоординированной  со странами СНГ политики по обеспечению  разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов.

переход на единые с Российской Федерацией стандарты;

обеспечение безопасности для  жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды;

создание условий для  рационального использования всех видов ресурсов, соответствия объектов стандартизации своему назначению.

Основной задачей при  этом, является создание системы технического нормирования и стандартизации, базирующейся на Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ):

совершенствование организационной  структуры стандартизации на государственном  уровне;

совершенствование планирования разработки государственных стандартов;

установление порядка  взаимодействия центральных органов  управления, разрабатывающих технические  регламенты, с Республиканским органом  по стандартизации (Госстандартом);

внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;

сокращение сроков разработки государственных стандартов;

активизация деятельности в  работе международных организаций  по стандартизации (ИСО, МЭК), Европейской  Экономической Комиссии ООН и других организациях по стандартизации;

максимальное применение международных и региональных стандартов.

 

3. ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

Основные принципы стандартизации

Основные принципы стандартизации, обеспечивающие достижение установленных  целей и задач ее развития в  республике, определены с учетом принципов, провозглашенных международными и  региональными организациями по стандартизации, а также национальными  органами по стандартизации промышленно  развитых стран и заключаются  в следующем:

гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами;

открытость процессов  разработки стандартов;

обеспечение права участия  всех заинтересованных в разработке стандартов;

доступность стандартов и  информации о них для пользователей;

общее согласие (консенсус) при принятии стандартов;

целесообразность разработки стандарта;

однозначность понимания  требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами  и пользователями стандартов;

Информация о работе Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь