Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:56, курсовая работа
Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг разработана "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь". В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития.
прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты;
комплексность.
Гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами
Международные стандарты широко применяются на региональном и национальном уровне, используются изготовителями, торговыми организациями, страховыми компаниями, покупателями и потребителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и другими заинтересованными сторонами. Поскольку международные стандарты обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и государственных органов, и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, то они являются одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле. Соответствие государственных стандартов международным, европейским стандартам и национальным стандартам промышленно развитых стран позволит обеспечить взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
Открытость процессов разработки стандартов
Открытость процессов разработки стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования до принятия. Это достигается:
публикацией плана государственной стандартизации и проектов всех стандартов;
единством и непротиворечивостью
правил и процедур разработки и принятия
стандартов с обязательностью научно-
Обеспечение права участия всех заинтересованных в разработке стандартов
Разработка стандартов должна выполняться, как правило, техническими комитетами по стандартизации, объединяющими на добровольной основе всех юридических и/или физических лиц, заинтересованных в стандартизации того или иного объекта.
Доступность стандартов и информации о них для пользователей
Официальная информация о разрабатываемых и принятых стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей.
Общее согласие (консенсус) при принятии стандартов
Стандарты должны приниматься
при отсутствии серьезных возражений
по существенным вопросам у большинства
заинтересованных сторон, т.е. при общем
согласии (консенсусе). Это достигается
в результате процедуры, при которой
учитываются мнения всех сторон и
сближаются несовпадающие точки
зрения. При этом принимаются во
внимание все критические замечания;
участвующие стороны
Целесообразность разработки стандарта
Целесообразность разработки стандарта определяется его социальной, экономической и технической необходимостью и приемлемостью при применении. При этом, до принятия решения о разработке государственного стандарта должна быть оценена возможность непосредственного введения в республике действующих международных, региональных стандартов, распространяющихся на соответствующий объект стандартизации. Практически разработка оригинальных государственных стандартов должна осуществляться в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие международные или региональные стандарты или их требования противоречат законодательству республики. В стандартах должны устанавливаться только необходимые требования, ориентированные на общую выгоду, так как стандартизация - не самоцель.
Однозначность понимания
требований, излагаемых в стандартах,
всеми заинтересованными
Прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты
Требования стандартов должны
устанавливаться на основе использования
современных достижений науки, технологии
и практического опыта, на основе
последних редакций международных
стандартов или их проектов и обеспечивать
оптимальную степень
Комплексность
Целенаправленное и
4. УРОВНИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Развитие работ
а) международном (в рамках
Международной организации по стандартизации
(ИСО) и Международной
Развитие работ на перечисленных
уровнях стандартизации позволит наиболее
полно удовлетворить запросы
пользователей и способствовать
эффективному расходованию средств, выделяемых
на стандартизацию. Государственное
регулирование будет
обеспечение реализации государственной политики в области стандартизации;
разработка предложений по совершенствованию деятельности в области стандартизации;
принятие решений по созданию и прекращению деятельности технических комитетов по стандартизации; координация их деятельности, определение полномочий и порядка функционирования;
формирование плана
рассмотрение и утверждение программ развития работ по государственной стандартизации конкретных видов (групп) продукции, подготовленных отраслевыми организациями;
установление порядка
разработки, утверждения, издания, пересмотра,
внесения изменений и отмены государственных
стандартов, требований к их обозначению,
правила классификации и
проведение работ по гармонизации
разрабатываемых
рассмотрение предложений по принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;
разработка, экспертиза, утверждение,
пересмотр, внесение изменений и
отмена государственных стандартов
и общегосударственных
издание, распространение государственных стандартов и обеспечение пользователей информацией о них;
формирование и ведение
Национального фонда
предоставление информационных
услуг в области
На отраслевом уровне осуществляется:
разработка и представление в Республиканский орган по стандартизации предложений по созданию технических комитетов по стандартизации, разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;
разработка проектов программ стандартизации конкретных видов (групп) продукции;
разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена руководящих документов по стандартизации отраслей, установление особенностей их разработки;
издание, распространение руководящих документов по стандартизации отраслей и обеспечение пользователей информацией о них;
формирование и ведение информационных фондов нормативных документов.
На уровне предприятий осуществляется:
подготовка предложений по разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;
разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена стандартов предприятий, технических условий, установление особенностей их разработки;
организация применения, с
учетом установленных сроков введения,
государственных стандартов, распространяющихся
на соответствующие объекты
проведение работ по унификации и сокращению (симплификации) применяемых материалов, комплектующих изделий;
формирование и ведение информационных фондов нормативных документов.
Совершенствование проводимых на различных уровнях работ по стандартизации должно быть направлено на:
приведение Государственной системы стандартизации в соответствие с новыми редакциями международных документов;
активизацию участия предприятий и организаций в работе международных организаций по стандартизации и технических комитетов по стандартизации ИСО и МЭК, региональных организаций по стандартизации;
упрощение процедур принятия государственных стандартов, идентичных международным и европейским стандартам;
оптимизацию состава руководящих документов по стандартизации отраслей с целью исключения из него документов технического характера, противоречащих действующему законодательству по стандартизации;
усиление роли стандартизации на уровне предприятий для преодоления сложившейся тенденции развала служб стандартизации в субъектах хозяйствования;
придание стандарту
5. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
С целью создания системы технического нормирования предусматривается упорядочение определенных Государственной системой стандартизации категорий нормативных документов.
К нормативным документам, устанавливающим правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов, предлагается отнести:
технические регламенты;
нормативные документы по стандартизации;
общегосударственные классификаторы
технико-экономической и
Технические регламенты представляют собой обязательные для выполнения нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления и содержащие требования к продукции (услуге) или связанным с ней процессами и способам производства.
Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами управления в рамках их полномочий. При разработке технических регламентов приоритет должен быть отдан применению соответствующих международных стандартов за исключением случаев, когда они непригодны или неэффективны для решения задач:
национальной безопасности,
включая экономическую и
защиты жизни и здоровья граждан;
охраны животного и растительного мира;
охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
энергосбережения;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей товаров и услуг относительно их назначения, качества и/или безопасности.
К категории технических
регламентов будут относиться нормативно-правовые
акты, устанавливающие обязательные
требования к продукции (процессам,
услугам), такие как государственные
строительные нормы и правила, санитарные
нормы и правила, нормы пожарной
безопасности и др., а также государственные
стандарты в части
К нормативным документам по стандартизации в зависимости от уровня стандартизации относятся документы следующих категорий:
на государственном уровне - государственные стандарты;
на отраслевом уровне - руководящие документы отраслей;
на уровне предприятий - технические условия, стандарты предприятий.
На государственном уровне получит дальнейшее развитие такая разновидность стандартов как предстандарт, который разрабатывается в целях ускоренного внедрения и доведения до широкого круга потребителей результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также накопления в процессе его применения необходимых данных, на которых должен базироваться стандарт. Предстандарт принимается на ограниченный промежуток времени по упрощенной процедуре.
Виды стандартов должны быть
гармонизированы с
основополагающие стандарты;
терминологические стандарты;
стандарты на продукцию (процесс, услугу);
стандарты на совместимость;
стандарты на методы испытаний (контроля, измерений, анализа).
Планируется введение такого нового вида стандартов (технических регламентов) на продукцию, как свод правил. Данный документ устанавливает технические правила, процедуры проектирования, изготовления, монтажа, эксплуатации и утилизации изделий.
Информация о работе Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь