Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг разработана "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь". В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития.

Файлы: 1 файл

Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь.docx

— 46.38 Кб (Скачать)

прогрессивность и оптимальность  требований, включаемых в стандарты;

комплексность.

Гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами 

Международные стандарты  широко применяются на региональном и национальном уровне, используются изготовителями, торговыми организациями, страховыми компаниями, покупателями и потребителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и другими  заинтересованными сторонами. Поскольку  международные стандарты обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и государственных  органов, и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, то они  являются одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в  торговле. Соответствие государственных  стандартов международным, европейским стандартам и национальным стандартам промышленно развитых стран позволит обеспечить взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

Открытость процессов  разработки стандартов

Открытость процессов  разработки стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования до принятия. Это достигается:

публикацией плана государственной  стандартизации и проектов всех стандартов;

единством и непротиворечивостью  правил и процедур разработки и принятия стандартов с обязательностью научно-технической  экспертизы всех проектов стандартов.

Обеспечение права участия  всех заинтересованных в разработке стандартов

Разработка стандартов должна выполняться, как правило, техническими комитетами по стандартизации, объединяющими  на добровольной основе всех юридических  и/или физических лиц, заинтересованных в стандартизации того или иного  объекта.

Доступность стандартов и  информации о них для пользователей 

Официальная информация о  разрабатываемых и принятых стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей.

Общее согласие (консенсус) при принятии стандартов

Стандарты должны приниматься  при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у большинства  заинтересованных сторон, т.е. при общем  согласии (консенсусе). Это достигается  в результате процедуры, при которой  учитываются мнения всех сторон и  сближаются несовпадающие точки  зрения. При этом принимаются во внимание все критические замечания; участвующие стороны равноправны.

Целесообразность разработки стандарта 

Целесообразность разработки стандарта определяется его социальной, экономической и технической  необходимостью и приемлемостью  при применении. При этом, до принятия решения о разработке государственного стандарта должна быть оценена возможность непосредственного введения в республике действующих международных, региональных стандартов, распространяющихся на соответствующий объект стандартизации. Практически разработка оригинальных государственных стандартов должна осуществляться в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие международные или региональные стандарты или их требования противоречат законодательству республики. В стандартах должны устанавливаться только необходимые требования, ориентированные на общую выгоду, так как стандартизация - не самоцель.

Однозначность понимания  требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами  и пользователями стандартов Изложение  стандартов должно быть четким и ясным  с целью обеспечения однозначного понимания их требований. Содержание разрабатываемых стандартов не должно повторять и противоречить требованиям  взаимосвязанных с ними действующих  стандартов. Принимаемые стандарты должны быть пригодны для оценки соответствия, в том числе для сертификации. Признать наиболее приоритетным метод ссылки с твердой идентификацией в технических регламентах и стандартах. Данный метод обеспечивает выполнение требований технических регламентов и других нормативных документов путем соблюдения конкретных стандартов.

Прогрессивность и оптимальность  требований, включаемых в стандарты 

Требования стандартов должны устанавливаться на основе использования  современных достижений науки, технологии и практического опыта, на основе последних редакций международных  стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность  в определенной области, не сдерживая  инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции.

Комплексность

Целенаправленное и планомерное  установление и применение системы  взаимоувязанных требований как  к самому объекту стандартизации в целом и его составным  частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, путем согласования их показателей, норм и требований.

 

4. УРОВНИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 

 

Развитие работ предусматривается  на следующих уровнях стандартизации:

а) международном (в рамках Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), членами которых является Республика Беларусь); б) региональном (в рамках Евро-Азиатского совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Всемирного форума по согласованию правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН); в) национальном: 1) государственном; 2) отраслевом; 3) предприятия.

Развитие работ на перечисленных  уровнях стандартизации позволит наиболее полно удовлетворить запросы  пользователей и способствовать эффективному расходованию средств, выделяемых на стандартизацию. Государственное  регулирование будет сконцентрировано на государственной и региональной (со странами СНГ) стандартизации. На международном  уровне субъектами хозяйствования республики проводятся работы по разработке проектов международных стандартов, анализу  их научно-технического уровня, определению  позиции Республики Беларусь при  голосовании по принимаемым стандартам. На региональном уровне ведется разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и изменений к  Правилам ЕЭК ООН, присоединение  к новым Правилам. На государственном  уровне стандартизации осуществляется:

обеспечение реализации государственной  политики в области стандартизации;

разработка предложений  по совершенствованию деятельности в области стандартизации;

принятие решений по созданию и прекращению деятельности технических  комитетов по стандартизации; координация  их деятельности, определение полномочий и порядка функционирования;

формирование плана государственной  стандартизации, координация его  реализации, организация разработки государственных стандартов;

рассмотрение и утверждение  программ развития работ по государственной  стандартизации конкретных видов (групп) продукции, подготовленных отраслевыми  организациями;

установление порядка  разработки, утверждения, издания, пересмотра, внесения изменений и отмены государственных  стандартов, требований к их обозначению, правила классификации и регистрации;

проведение работ по гармонизации разрабатываемых государственных  стандартов с международными (региональными) стандартами;

рассмотрение предложений  по принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных  стандартов;

разработка, экспертиза, утверждение, пересмотр, внесение изменений и  отмена государственных стандартов и общегосударственных классификаторов;

издание, распространение  государственных стандартов и обеспечение  пользователей информацией о  них;

формирование и ведение  Национального фонда стандартов;

предоставление информационных услуг в области стандартизации.

На отраслевом уровне осуществляется:

разработка и представление  в Республиканский орган по стандартизации предложений по созданию технических  комитетов по стандартизации, разработке государственных стандартов или  принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных  стандартов;

разработка проектов программ стандартизации конкретных видов (групп) продукции;

разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена руководящих  документов по стандартизации отраслей, установление особенностей их разработки;

издание, распространение  руководящих документов по стандартизации отраслей и обеспечение пользователей  информацией о них;

формирование и ведение  информационных фондов нормативных  документов.

На уровне предприятий  осуществляется:

подготовка предложений  по разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных  стандартов;

разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена стандартов предприятий, технических условий, установление особенностей их разработки;

организация применения, с  учетом установленных сроков введения, государственных стандартов, распространяющихся на соответствующие объекты стандартизации.

проведение работ по унификации и сокращению (симплификации) применяемых материалов, комплектующих изделий;

формирование и ведение  информационных фондов нормативных  документов.

Совершенствование проводимых на различных уровнях работ по стандартизации должно быть направлено на:

приведение Государственной  системы стандартизации в соответствие с новыми редакциями международных  документов;

активизацию участия предприятий  и организаций в работе международных  организаций по стандартизации и  технических комитетов по стандартизации ИСО и МЭК, региональных организаций  по стандартизации;

упрощение процедур принятия государственных стандартов, идентичных международным и европейским  стандартам;

оптимизацию состава руководящих  документов по стандартизации отраслей с целью исключения из него документов технического характера, противоречащих действующему законодательству по стандартизации;

усиление роли стандартизации на уровне предприятий для преодоления  сложившейся тенденции развала  служб стандартизации в субъектах  хозяйствования;

придание стандарту предприятия  статуса ссылочного документа в  технической документации предприятия.

 

5. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ  НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 

 

С целью создания системы  технического нормирования предусматривается  упорядочение определенных Государственной  системой стандартизации категорий  нормативных документов.

К нормативным документам, устанавливающим правила, общие  принципы или характеристики различных  видов деятельности или их результатов, предлагается отнести:

технические регламенты;

нормативные документы по стандартизации;

общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Технические регламенты представляют собой обязательные для выполнения нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления и содержащие требования к продукции (услуге) или связанным с ней  процессами и способам производства.

Разработка технических  регламентов осуществляется республиканскими органами управления в рамках их полномочий. При разработке технических регламентов  приоритет должен быть отдан применению соответствующих международных  стандартов за исключением случаев, когда они непригодны или неэффективны для решения задач:

национальной безопасности, включая экономическую и технологическую  безопасность;

защиты жизни и здоровья граждан;

охраны животного и  растительного мира;

охраны окружающей среды  и рационального использования  природных ресурсов;

энергосбережения;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей товаров и услуг относительно их назначения, качества и/или безопасности.

К категории технических  регламентов будут относиться нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательные требования к продукции (процессам, услугам), такие как государственные  строительные нормы и правила, санитарные нормы и правила, нормы пожарной безопасности и др., а также государственные  стандарты в части устанавливаемых  в них обязательных требований.

К нормативным документам по стандартизации в зависимости  от уровня стандартизации относятся  документы следующих категорий:

на государственном уровне - государственные стандарты;

на отраслевом уровне - руководящие  документы отраслей;

на уровне предприятий - технические  условия, стандарты предприятий.

На государственном уровне получит дальнейшее развитие такая  разновидность стандартов как предстандарт, который разрабатывается в целях ускоренного внедрения и доведения до широкого круга потребителей результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также накопления в процессе его применения необходимых данных, на которых должен базироваться стандарт. Предстандарт принимается на ограниченный промежуток времени по упрощенной процедуре.

Виды стандартов должны быть гармонизированы с международной  практикой:

основополагающие стандарты;

терминологические стандарты;

стандарты на продукцию (процесс, услугу);

стандарты на совместимость;

стандарты на методы испытаний (контроля, измерений, анализа).

Планируется введение такого нового вида стандартов (технических  регламентов) на продукцию, как свод правил. Данный документ устанавливает  технические правила, процедуры  проектирования, изготовления, монтажа, эксплуатации и утилизации изделий.

Информация о работе Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь