Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:06, реферат
Согласно энциклопедическому словарю, концентрация производства имеет несколько значений. Концентрация производства это [1]:
А. Сосредоточение производства однотипных видов продукции в крупных компаниях.
Б. Сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях в целях роста производства однородной продукции.
В. Преобладание на рынке товаров одного или ограниченного числа производителей.
Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сотовой связи и тому подобные отрасли.
Свойства монополистической конкуренции. [7]
Абстрактная модель монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий могут быть.
Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу, дизайну);
Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
Преимущественно неценовая конкуренция, при этом незначительно влияющая на общий уровень цен. Ставка на рекламу и таргетированный маркетинг.
Фирмы данного типа имеют отрицательный наклон кривой спроса. При монополистической конкуренции объем выпуска устанавливается на уровне максимизации прибыли (предельная выручка равна предельным издержкам: ). Однако, при принятии решения об установлении цены на продукцию или услугу, монополистический конкурент поступает подобно монополисту: цена за товар выставляется на максимально возможном уровне, то есть на уровне кривой спроса на продукцию.
Абстрактная модель монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
Так же, как и на рынке совершенной конкуренции, фирма монополистической конкуренции опирается на величину средних общих издержек (), решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе.
Другим типом несовершенной конкуренции является олигополия. Олигополия [6] (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%,то покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
В практике конкурентной борьбы предприятия могут прибегать к ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками.
Различают несколько видов ценовой дискриминации
1. Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д. - которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.
2. Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.
3. Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.
С точки зрения оценки «свобода конкуренции/монополия» различные отрасли занимают различное положение. Так производство продуктов питания – ближе к чистой конкуренции. Услуги общепита в конкретной территории – ближе модели монополистической конкуренции. Текстильная отрасль – олигополия, т.к. имеется небольшой набор крупных предприятий изготовителей ткани, покрывающих большую долю рынка. Добыча полезных ископаемых – олигополия или монополия и т.д.
Оценка отрасли по данной шкале также производится через показатели концентрации/дифференциации, приведенные выше.
Размещение производства
Размещение производства – это термин экономики и экономической географии, характеризующий распределение производственных отраслей и объектов хозяйствования по регионам и конкретным территориям.
Современное состояние научных исследований позволяет сформулировать общие закономерности размещения производства, как на уровне планов отдельных предприятий, так и с точки зрения оптимального развития регионов – сложных социально-экономических территориальных комплексов. [8]
К данным закономерностям относятся:
1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства.
2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов и всех субъектов Российской Федерации.
3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий.
4. Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.
Наиболее общей закономерностью развития является рациональное, наиболее эффективное размещение производства, что означает экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства вплоть до готового продукта. Природные ресурсы в разных регионах страны отличаются по величине запасов, содержанию полезных компонентов, горно-геологическим условиям залегания. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Также оказывает огромное влияние на размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. Поэтому одной из главных задач повышения эффективности, снижения стоимостных затрат является сокращение чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближение энергоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических – к источникам энергии.
Комплексное развитие хозяйства экономических районов – это сочетание отраслей специализации региона. Комплексность хозяйства региона предполагает укрепление экономических связей между отраслями специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс и сферой услуг. Т.е. принципом размещения является принадлежность к отраслям специализации, или сопутствующим им отраслям, формирующим территориальный отраслевой кластер.
Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики.
В развитии территориального разделения труда наблюдается следующая объективная закономерность. По мере повышения уровня развития производительных сил растет число экономических районов, производящих одноименную продукцию, и удельный вес старых районов в производстве этой продукции, как правило понижается при непрерывном росте его объема.
Наряду с перечисленными общими закономерностями размещения производительных сил, реализующимися на уровне макроэкономики, большое значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны.
Исходя из объективных закономерностей и общих задач размещения производства следует выделить общие принципы. [9]
1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления продукции.
2. Первоочередное и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов.
3. Эффективное размещение производительных сил на территории страны.
4. Реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил
Одним из принципов размещения производительных сил является тяготение, особенно промышленного производства, к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления. Этот принцип приобретает особое значение на стадии формирования рыночных отношений.
Когда речь идет о принципе приближения к источникам сырья, необходимо учитывать, что концентрация промышленности и увеличение размеров предприятий требуют наличия крупных источников сырья и топлива, чтобы обеспечить потребности этих предприятий на весь амортизационный период. При этом добыча сырья и топлива и доставка их потребителям должны быть эффективны (осуществлены с наименьшими издержками).
Немаловажную роль играет принцип первоочередного освоения и комплексного использования эффективных видов природных ресурсов за счет освоения новых территорий. Это вызвано усилением неравномерности территориального распределения природных ресурсов и усложнением горно-геологических и экономико-географических условий их разведки и эксплуатации в некоторых горнодобывающих центрах. Имеющиеся крупные и мелкие месторождения ископаемых во многих районах истощаются, поэтому в хозяйственный оборот все больше вовлекаются ресурсы Севера.
С точки зрения административного регулирования и создания стимулов или барьеров со стороны государственного управления, используются следующие принципы: принцип оздоровления экологической обстановки, принятия эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию, принцип регулирования роста больших городов, активизации развития малых и средних городов и т.д.
Закономерности и принципы размещения производительных сил конкретизируются за счет учета конкретных факторов размещения различных предприятий и развития различных регионов.
Факторы размещения – это совокупность производственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развития хозяйства региона.
Различают следующие группы факторов:
- природные ресурсы и условия;
- экономические (и социальные) условия.
Факторы размещения включают природные ресурсы и условия, трудовые ресурсы и капитал, правительственную политику, транспорт, а также агломерационную экономию. Последняя состоит из экономии от масштабов производства, локализационной экономии, а также урбанизационной и межотраслевой экономиии.
Экономия от масштабов производства означает повышение рентабельности, связанное с выбором оптимального для данного пункта размещения размера производства, за счет чего снижаются издержки производства на единицу продукции. Экономия от масштаба является внутренней экономией, поскольку весь ее эффект достается фирме. Внешняя экономия – это такая экономия, когда расширение производства продукции приносит выгоды, часть которых достается другим предприятиям.
Локализационной, или экономией, связанной с местом расположения, называется такая экономия, которая получается в результате концентрации предприятий одной отрасли в нескольких крупных городах, центрах, где имеется в достаточных количествах специализированная рабочая сила, рынок сбыта и разнообразные специализированные виды обслуживания производства.
Одним из главных факторов, обеспечивающих фирме локализационную экономию, является наличие в данном месте значительных ресурсов рабочей силы требуемой квалификации и наличия транспортных узлов, позволяющих осуществлять транспортировку сырья и продукции в достаточном количестве при приемлемом уровне издержек.
Межотраслевая и урбанизационная экономия возникают в результате концентрации в одном пункте предприятий нескольких отраслей промышленности. В этом случае появляются возможности взаимного обмена промышленными продуктами, использования услуг научно-исследовательских организаций. Понижается стоимость необходимых элементов экономической инфраструктуры, которая часто представляется слишком большой для предприятий одной отрасли. Экономическая инфраструктура, по сути дела, является одним из факторов размещения производства, позволяющего получить агломерационный эффект. Поскольку влияние этого фактора на размещение производства, развитие региона, его инвестиционную привлекательность очень велико, он заслуживает отдельного рассмотрения.