Концентрация производства в отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:06, реферат

Краткое описание

Согласно энциклопедическому словарю, концентрация производства имеет несколько значений. Концентрация производства это [1]:
А. Сосредоточение производства однотипных видов продукции в крупных компаниях.
Б. Сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях в целях роста производства однородной продукции.
В. Преобладание на рынке товаров одного или ограниченного числа производителей.

Файлы: 1 файл

экономика предприятия.doc

— 241.00 Кб (Скачать)


5

 

Концентрация производства в отрасли

 

Согласно энциклопедическому словарю, концентрация производства имеет несколько значений. Концентрация производства это [1]:

А. Сосредоточение производства однотипных видов продукции в крупных компаниях. 

Б. Сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях в целях роста производства однородной продукции.

В. Преобладание на рынке товаров одного или ограниченного числа производителей.

В целом, все отмеченные аспекты описывают один и тот же процесс – при увеличении масштаба производства уменьшаются средние постоянные издержки, совершенствуется система управления, оптимизирующаяся под большие объемы однотипных операций, возникает кумулятивный эффект масштаба от использования возникающей инфраструктуры и т.д.

Данный эффект назван в экономической теории «эффектом масштаба», эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов ее производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.

Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространенными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции), повышение эффективности использования от использования производственных площадей и объектов основных средств – использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты (англ. Long Run Average Costs LRAC).

Отрицательный эффект масштаба, обратный положительному эффекту, возникает с некоторого уровня концентрации, когда средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается это с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. [4]

Говоря более простым языком, концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники в больших масштабах, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация), группирующихся в одном или нескольких местах.

Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах [5]:

      концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

      концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

      концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

Первая форма концентрации является характерной для машиностроения, вторая присуща всем отраслям добывающей промышленности, промышленности строительных материалов, некоторым отраслям пищевой промышленности (мукомольная, сахарная), а третья - для металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности (маслодельная, мясная, спиртовая и др.).

Специализированное крупное предприятие и комбинат - это две прогрессивные формы концентрации, обеспечивающие наиболее высокую эффективность производства.

С точки зрения основных направлений процесса укрупнения промышленности – концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост промышленности за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию и расширение действующих.

В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.

Агрегатная концентрация - это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большой мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции.

Агрегатная концентрация непосредственно отражает научно-технический прогресс, происходит практически во всех отраслях промышленности и развивается только интенсивным путем.

Технологическая концентрация выражает укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники (т.е. агрегатной концентрации), так и путем увеличения количества однотипного оборудования. Соответственно этому растет доля крупных производств в общем объеме данного вида продукции или работ. Технологическая концентрация требует больше ресурсов, чем агрегатная, ее уровень зависит как от интенсивных, так и от экстенсивных факторов.

Заводская концентрация, которая выражается в увеличении размеров предприятий, наиболее ресурсоемка. Укрупнение предприятий может осуществляться за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий или за счет простого объединения нескольких предприятий в одно без каких бы то ни было изменений в технике и организации производства. В последнем случае заводская концентрация принимает форму централизации и называется организационно-хозяйственной концентрацией.

Организационно-хозяйственная концентрация производства, которая выражается в создании производственных объединений и административном объединении мелких предприятий, - это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения. Подобная концентрация ведет к образованию холдинговых структур, крупных национальных и транснациональных корпораций и характерна для диверсифицированных крупных акционерных компаний.

Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

а) горизонтальная интеграция - слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;

б) вертикальная интеграция - комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;

в) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой в рамках концентрации капитала.

Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы, в зависимости от поставленных задач, как отдельные показатели, так и их система. [6]

Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:

а) объем производства продукции за год;

б) среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

в) среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

В отдельных случаях могут быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, и мощность основных агрегатов.

Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:

объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;

удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции, который с большей объективностью характеризует данную форму общественной организации производства.

Для числовой характеристики концентрации используются следующие статистические коэффициенты: CRn, коэффициенты Джинни и Герфиндаля, фондовые, децильные и квартильные коэффициенты дифференциации. Для графической интерпретации концентрации используют кривую Парето и кривую Лоренца по группе предприятий территории или отрасли.

Для примера описания концентрации возьмем несколько отраслей. Для отрасли пищевой промышленности характерна более дифференциация, чем концентрация. Примерно половина предприятий и выручки приходится на малый бизнес и локальные торговые группы, имеющие свои производства. Отрасль является территориально дифференцированной, концентрации по территориальной привязке нет. Оставшаяся часть предприятий отрасли также не являются крупными или интегрированными, но они входят в схемы холдинговой концентрации – централизации. Так, например, в г. Костроме некоторые предприятия входят в Федеральные или Международные корпорации, такие как «Вимм-Билль-Данн», «Данон» и т.д.

Другим примером является текстильная отрасль. В данной отрасли наблюдается территориальная концентрация с привязкой к источникам сырья: средней полосе, как ареалу возделывания льна, и южным территориям, как ареалу производства хлопка. Также во многих других промышленных отраслях, металлургии, химической и нефтехимической промышленности, происходит территориальная привязка, а следовательно и концентрация к источникам и месторождениям сырья.

 

Конкуренция и монополия в отрасли

 

Согласно энциклопедическому словарю, Конкуренция это — соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров. [1]

В экономической науке различают следующие виды конкуренции [4]:

                    Совершенная конкуренция

                    Несовершенная конкуренция

                    Недобросовестная конкуренция

                    Ценовая конкуренция

                    Неценовая конкуренция

                    Конкуренция покупателей

                    Конкуренция продавцов

                    Монополистическая конкуренция

Для экономических теоретических и модельных исследований чаще всего используется модель чистой конкуренции. Чистая конкуренция — экономическая модель, характеризующая идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий, при этом не имеется барьеров для входа на рынок.

В реальной практике чистая конкуренция встречается очень редко, чаще встречается несовершенная конкуренция или монополистическая конкуренция.

Согласно энциклопедическому словарю [2], монополия - исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что-либо. Монополией называют также крупную фирму, имеющую решающую роль в какой-либо сфере деятельности или сферах. Монополистическая структура рынка возникает, когда отдельный предприниматель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного продукта и услуг. Тип экономических отношений, при котором предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентами обществу, игнорируя их действительный потребности, называют монополизмом.[1]

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором: 
- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; 
- отсутствуют близкие заменители товара; 
- имеются высокие барьеры входа. [3]

В чистом виде монополия встречается редко. Примером монополий могут быть – Московское метро, ОАО «РЖД» и др.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Информация о работе Концентрация производства в отрасли