Коммерческий банк как основное звено банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение коммерческого банка как основного звена банковской системы посредством изучения теоретического материала, нормативно-правовых и законодательных актов, действующих на территории Республики Беларусь.

Оглавление

1.КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
1.1 Сущность коммерческого банка как субъекта хозяйствования
1.2 Функции и принципы деятельности коммерческого банка
2. ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
2.1 Активные операции коммерческого банка
2.2 Пассивные операции коммерческого банка
3.ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности функционирования коммерческих банков в Республике Беларусь
3.2 Основные проблемы и перспективы развития деятельности коммерческих банков Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 160.81 Кб (Скачать)

- Анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка [2].

Рассмотрение документов на регистрацию банка не может  превышать двух месяцев со дня  подачи заявления и учредительных  документов в Национальный банк. До принятия решения о регистрации  Национальный банк согласовывает регистрацию  банков, филиалов иностранных банков на правах юридического лица, представительств с соответствующими областными исполнительными  комитетами. Решение о регистрации  банка и выдаче лицензии на совершение банковских операций принимает Правление  Национального банка. В случае принятия решения о государственной регистрации  банка Национальный банк Республики Беларусь уведомляет об этом в трехдневный  срок его учредителей. Зарегистрированному  банку выдается свидетельство о  государственной регистрации. Деятельность незарегистрированного банка на территории Республики Беларусь запрещена. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного  банка, взыскиваются через суд и  направляются в республиканский  бюджет.

Национальный банк Республики Беларусь при принятии решения об отказе в государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменном форме в пятидневный срок его учредителей с указанием причин отказа. Решение Национального банка об отказе в регистрации и выдаче лицензии может быть обжаловано учредителями (участниками) банка в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Если государственная регистрация банка не произведена в установленный срок либо в ней отказано по мотивам, которые учредители банка считают необоснованными, то они могут обратиться в суд. Национальный банк Республики Беларусь, принявший неправомерное решение об отказе в регистрации банка либо не принявший решение в установленные сроки, несет ответственность за последствия таких действий в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При замене высших руководителей банка либо главного бухгалтера новые должностные лица могут приступить к исполнению своих обязанностей только после подтверждения их профессиональной пригодности специальной аттестационной комиссией Национального банка Республики Беларусь.

Лицензирование банковской деятельности имеет ряд особенностей по сравнению с порядком выдачи лицензий на иные виды предпринимательской деятельности. Выдача общей лицензии на осуществление  банковских операций происходит одновременно с государственной регистрацией банка. Кроме того, во время государственной  регистрации банку на основании  заявления может быть выдана внутренняя лицензия на осуществление банковских операций. В то же время лицензирование иных видов деятельности возможно лишь после проведения государственной  регистрации субъектов хозяйствования, желающих осуществлять лицензируемый  вид деятельности [13, c. 36-38].

Прекращение деятельности коммерческого банка может осуществляться путем его реорганизации или ликвидации. Реорганизация банков может происходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Ликвидация влечет за собой прекращение деятельности банка без правопреемства принадлежавших ему прав и обязанностей [2].

Банк может быть ликвидирован по решению его учредителей, хозяйственного суда и Национального банка в  случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. При ликвидации банка по инициативе его учредителей  в Национальный банк представляются заявление, а также решение учредителей  банка о его ликвидации. Решение  о ликвидации банка может быть принято только после того, как  банк исполнит все имеющиеся обязательства  перед вкладчиками и кредиторами  банка. Ликвидация банка по инициативе его учредителей производится с  письменного согласия Национального  банка. Порядок получения согласия устанавливается Национальным Банком Беларуси. В случае отказа в даче согласия на ликвидацию банка Национальный банк обязан аргументировать свое решение  и представить общему собранию учредителей  банка план действий по устранению причин, вызвавших принятие решения  о ликвидации. Орган, принявший решение  о ликвидации банка, в десятидневный  срок после получения согласия Национального  банка создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя, а также  устанавливает в соответствии с  законодательством Республики Беларусь порядок и сроки ликвидации банка. Национальный банк вносит в Единый государственный регистр юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что банк находится  в процессе ликвидации [2].

Несмотря на всю сложность процедуры регистрации коммерческих банков в банковской системе страны, в нашей стране созданы благоприятные условия для их развития. Так на 1 января 2012 г. банковский сектор Республики Беларусь включает 31 банк (приложение 1), из которых 26 банков являются банками с участием иностранного капитала. При этом в 23 банках доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50 процентов, в том числе 9 банков - со 100-процентным иностранным капиталом, 14 банков - доля иностранного капитала от 50 до 100 процентов, из них у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь.

На территории Республики Беларусь находятся 9 представительств иностранных банков России, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного  банка (приложение 2).

Совокупный уставный фонд банков на 1 января 2012 г. сложился на уровне 13 трлн. рублей, увеличившись в январе-ноябре 2011 г. на 8,1 процента (на 975,5 млрд. рублей). В его структуре на 1 января 2012 г. основная доля принадлежит государству.

На 1 января 2012 г. отношение уставного фонда к ВВП в годовом исчислении составило 4,6 процента, снизившись с начала 2011 г. на 1,4 процентного пункта.

Объем нормативного капитала банков за январь-декабрь 2011 г. увеличился на 23,4 процента, или на 4,13 трлн. рублей, и на 1 января 2012 г. сложился на уровне 21,76 трлн. рублей.

Основным направлением размещения средств банков являются кредиты  юридическим лицам-резидентам. На 1 января 2012 г. доля требований к юридическим лицам в структуре активов банков составила 50,6 процента, снизившись относительно начала 2011 г. на 4,3 процентного пункта.

В национальной валюте требования возросли на 34,4 процента (на 24,9 трлн. рублей) и сложились в объеме 97,26 трлн. рублей, в иностранной валюте - на 5,2 процента (на 356,5 млн. долларов США) и  составили 7,2 млрд. долларов США соответственно.

Средняя полная процентная ставка по новым кредитам банков в  белорусских рублях в декабре 2011 г. сложилась на уровне 45,1 процента годовых, увеличившись по сравнению с ноябрем 2011 г. и декабрем 2010 г. на 5,3 и 31,4 процентного пункта соответственно. При этом полная ставка по новым кредитам для юридических лиц за декабрь 2011 г. по сравнению с ноябрем 2011 г. увеличилась на 5,8 процентного пункта, по сравнению с декабрем 2010 г. - на 33,2 процентного пункта и сложилась на уровне 46,2 процента годовых. Вместе с тем, полная процентная ставка по новым кредитам для физических лиц составила 36,3 процента годовых.

Средняя полная процентная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам в СКВ26 в  ноябре 2011 г. по сравнению с декабрем 2010 г. возросла на 1,4 процентного пункта и составила 9,9 процента годовых [16].

3.2 Основные проблемы и перспективы развития деятельности коммерческих банков Республики Беларусь

Для большинства промышленно  развитых зарубежных стран характерна многоуровневая структура кредитной  системы. В нашей же республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход  от жестко централизованной кредитной  системы  к рыночной модели организации  кредитной системы. Важно то, что  этот переход должен идти параллельно  с движением к рыночной организации  всей экономики в целом. Но сегодня  экономика Беларуси остаётся в значительной мере государственной. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих  не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора. Вместе с тем, руководству страны вряд ли стоит рассчитывать на то, что банки взвалят на себя основную нагрузку по кредитованию сельского хозяйства, потому что, кредитуя сельскохозяйственные предприятия, банки вынуждены забывать не только про доходность, но и про возвратность. Банкиры считают, что государство должно гарантировать по крайний мере безубыточность этих вложений.

В основу экономической политики страны положен принцип концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов государства на ограниченном числе приоритетных направлений (точек  роста), определенных с учетом геополитического и географического положения  Республики Беларусь.

Всё это свидетельствует о том, что развитие кредитной системы  в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Основными проблемами банковской системы  Беларуси является ее общая финансовая слабость. Почти половина всех активов  банковской системы размещена в  форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собой низко рентабельные и убыточные предприятия государственного сектора. Банковская система Беларуси практически не имеет финансовых инструментов, позволяющих обеспечивать накопление денежных ресурсов в реальном исчислении.

Согласно «Стратегии развития банковского  сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы» основными направления  развития банковского сектора нашей  страны являются:

-повышение независимости принятия решений в рамках банковского надзора от иных функций государственного регулирования и контроля;

- дальнейшее внедрение рискориентированного надзора;

- повышение требований к допуску на рынок банковских услуг и обеспечение их соблюдения банками в процессе функционирования;

- совершенствование консолидированного надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов, трансграничного надзора [4, c. 9].

Особенностью белорусской банковской системы, является преобладание нескольких крупных банков, обслуживающих государственные программы и государственные предприятия: на 6 крупнейших системообразующих банков, которые вынуждены работать по государственным программам, связанным с кредитованием низкоэффективного АПК и жилищного строительства, приходится около 90% всего объема активных операций. Этот параметр близок к 90% на протяжении нескольких последних лет.

Проведенное курсовое исследование позволяет  утверждать, что финансовое оздоровление банковского сектора должно проводится по двум направлениям:

  • реструктуризация задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками;
  • рекапитализация самих банков через привлечение дополнительных финансовых средств в банковскую систему.

Реструктуризация сомнительной к  погашению задолженности предприятий  банкам может проводиться двумя  способами: путем осуществления  согласительных процедур и принудительным путем.

В случае отказа предприятия от заключения мирового соглашения, банк имеет право  инициировать начало процедуры банкротства  независимо от формы собственности  предприятия согласно действующему законодательству (Закону о банкротстве).

Рекапитализация самих банков в  период общего оздоровления экономики  может включать в себя следующие  мероприятия.

  1. В целях оперативной безопасности привлеченных средств во всех коммерческих банках предпринять чрезвычайные временные меры по восстановлению общей ликвидности банковской системы.
  2. Существенно повысить суммарный собственный капитал белорусских банков в течение первых двух лет после перехода к радикальным реформам.
  3. Расширить спектр кредитно-финансовых учреждений за счет создания специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений (инвестиционных, ипотечных, лизинговых компаний, создания обществ взаимного кредитования и т.п.), предполагая переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал.
  4. Стимулировать первоочередное признание группы ведущих белорусских банков на международных финансовых рынках, в том числе путем присвоения им соответствующих кредитных рейтингов.
  5. Обеспечить переход белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего банковского рейтинга.
  6. Ограничить операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам.
  7. Предложить всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает 5% от суммы всех выданных кредитов, предоставить план собственного оздоровления, включая график заключения предполагаемых мировых соглашений с заемщиками и инициирования процедур банкротства.

Реализация данной стратегии  потребует от Правительства, вероятнее  всего, дальнейшего сокращения темпов инфляции, повышения инвестиционной активности, обеспечения роста доходов  населения.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В заключение проведенного курсового  исследования, необходимо сделать следующие  выводы.

Современная кредитная система  представлена разнообразными кредитно-финансовыми  институтами, которые выполняют  аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно  важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и  физическим лицам, а так же выполняют  различные расчетные, гарантийные  и иные операции.

Информация о работе Коммерческий банк как основное звено банковской системы