Проведенное
курсовое исследование позволяет утверждать,
что финансовое оздоровление банковского
сектора должно проводится по двум
направлениям:
- реструктуризация
задолженности предприятий реального
сектора экономики перед банками;
- рекапитализация
самих банков через привлечение дополнительных
финансовых средств в банковскую систему.
Реструктуризация
сомнительной к погашению задолженности
предприятий банкам может проводиться
двумя способами: путем осуществления
согласительных процедур и принудительным
путем.
В
случае отказа предприятия от заключения
мирового соглашения, банк имеет право
инициировать начало процедуры банкротства
независимо от формы собственности
предприятия согласно действующему
законодательству (Закону о банкротстве).
Рекапитализация
самих банков в период общего оздоровления
экономики может включать в себя
следующие мероприятия.
- В целях оперативной
безопасности привлеченных средств во
всех коммерческих банках предпринять
чрезвычайные временные меры по восстановлению
общей ликвидности банковской системы.
- Существенно
повысить суммарный собственный капитал
белорусских банков в течение первых двух
лет после перехода к радикальным реформам.
- Расширить
спектр кредитно-финансовых учреждений
за счет создания специализированных
небанковских кредитно-финансовых учреждений
(инвестиционных, ипотечных, лизинговых
компаний, создания обществ взаимного
кредитования и т.п.), предполагая переход
в это качество банков, не имеющих возможности
нарастить собственный капитал.
- Стимулировать
первоочередное признание группы ведущих
белорусских банков на международных
финансовых рынках, в том числе путем присвоения
им соответствующих кредитных рейтингов.
- Обеспечить
переход белорусских банков на международные
правила бухгалтерского учета и предоставление
основной статистики по коммерческим
банкам независимым аналитическим центрам
для систематической разработки и публикации
внутреннего банковского рейтинга.
- Ограничить
операции по активным счетам банков, не
создавших резервов по сомнительным кредитам.
- Предложить
всем банкам, просроченная задолженность
которых по выданным кредитам превышает
5% от суммы всех выданных кредитов, предоставить
план собственного оздоровления, включая
график заключения предполагаемых мировых
соглашений с заемщиками и инициирования
процедур банкротства [24].
Помимо
этого, принять комплекс мер по побуждению
банков к собственному финансовому
оздоровлению:
- в течение
2-3 лет перейти к сохранению генеральных
лицензий только у банков, имеющих международный
рейтинг;
- разработать
механизм принудительной продажи контрольного
пакета банков, регулярно не соблюдающих
пруденциальные нормативы и ставящих
под угрозу безопасность всей банковской
системы, закрепив это право за органом
надзора за банковской деятельностью
(либо Агентством по реструктуризации
банков);
- установить
предельный удельный вес акций предприятий
в активах банков с целью побуждения их
к скорейшему восстановлению денежной
ликвидности.
Кроме
того, государству в лице Правительства
и Нацбанка следует осуществить
определенные действия по сокращению
государственного вмешательства в
банковскую деятельность. В частности
следует провести следующие мероприятия:
- Вывод средств
государства и Национального банка из
уставных капиталов коммерческих банков,
в первую очередь - Беларусбанка, Белагропромбанка,
с последующей продажей их на свободных
аукционах. Это необходимо, во-первых,
для создания равных условий для всех
банков, во-вторых, для исключения возможности
нерыночного давления органов власти
и Национального банка на денежный рынок
через зависимые от него банки.
- Восстановление
специализированного Сберегательного
банка, работающего исключительно с населением
и на денежном рынке. Это даст возможность
повысить степень сохранности сбережений
населения и укрепить рынок долгосрочных
денежных ресурсов. Кроме того, чрезмерная
концентрация вкладов населения в одном
банке — АСБ "Беларусбанк" – крайне
опасна. Малейшая паника среди его вкладчиков
может привести к системному банковскому
кризису.
- Реорганизация
Белагропромбанка путем его раздела на
шесть (по числу областей) местных земельных
банков, передав контрольные пакеты акций
местным органам власти. Это позволит
сформировать в будущем вокруг местных
земельных банков региональные финансовые
рынки.
- Создание
третьего уровня кредитно-финансовых
учреждений - специализированных небанковских
кредитно-финансовых учреждений с ограниченными
лицензионными полномочиями и без права
ведения расчетных счетов юридических
и физических лиц (инвестиционные, трастовые,
ипотечные и т.д. компании, общества взаимного
кредита, кредитные союзы и т.п.). В результате
произойдет привлечение дополнительных
средств на денежный рынок, в том числе
из "серой" экономики, специализация
и повышение качества предоставляемых
кредитно-финансовых услуг.
- Учреждение
специального негосударственного фонда
страхования вкладов физических лиц и
срочных депозитов юридических лиц в форме
акционерного общества, пополняемого
за счет пропорциональных безвозвратных
отчислений банков и небанковских кредитно-финансовых
учреждений и предназначенный для возмещения
указанных выше вкладов в случае банкротства
кредитных учреждений - членов фонда. Это
повысит степень доверия к банкам и тем
самым позволит увеличить их ресурсную
базу.
- Ограничение
операций по активным счетам банков, не
создавших резервов по сомнительным кредитам
[22].
- Разработка
механизма ускоренного судебного разбирательства
с предприятиями-заемщиками, не способными
погасить полученный банковский кредит,
их банкротство и передача имущества во
временное управление по рекомендации
банков-кредиторов.
- Разработка
и принятие механизма принудительной
продажи контрольных пакетов акций банков,
не обеспечивающих соблюдение пруденциальных
нормативов и создающих угрозу ликвидности
всей банковской системы. Это позволит
ускорить процедуры смены собственника
у неэффективных банков без их банкротства
и социальных потрясений, привлечение
более профессионального менеджмента
и снижение доли проблемных банков в банковской
системе.
- Инициирование
создания союза коммерческих банков, который
примет на себя солидарную ответственность
за финансовое состояние банков-членов
данного союза, вплоть до учреждения специальной
негосударственной компании, страхующей
депозитные риски вкладчиков и кредиторов
"банков-союзников", с одной стороны,
и предоставления рекомендации органу,
осуществляющему надзор за банками, о
принудительной продаже контрольного
пакета акций банков, испытывающих финансовые
проблемы, с другой стороны. Это должно
предотвратить неожиданные банкротства
банков.
- Переход
к расчету всех пруденциальных нормативов,
исходя из собственного капитала банков,
а не их уставных капиталов, что позволит
отказаться от искусственного привлечения
новых акционеров и повысить капитализацию
уже выпущенных акций и их рыночную стоимость.
- Привлечение
на территорию страны филиалов надежных
иностранных банков, поощрение их участия
в капитале уже действующих белорусских
банков, в том числе через выпуск американских
и европейских депозитарных расписок.
Это позволит привлечь дополнительные
средства в банковскую систему и повысить
конкуренцию между коммерческими банками.
- Переход
к международным стандартам финансовой
отчетности (МСФО) для белорусских банков
с целью их скорейшей адаптации к мировым
финансовым рынкам и получения соответствующих
банковских рейтингов.
- Обеспечение
необходимого алгоритма действий для
получения Беларусью кредитного рейтинга,
а коммерческими банками - соответствующего
банковского рейтинга. У банков, не имеющих
соответствующего общепризнанного международного
рейтинга, будут ограничены валютные лицензии.
Кроме того, у банков, не имеющих внутреннего
национального рейтинга, будет ограничена
внутренняя лицензия по работе с населением.
- Пересмотр
всего действующего банковского законодательства
страны в направлении:
- четкого разграничения
правомочий субъектов денежно-кредитных
отношений;
- конкуренции
субъектов денежно-кредитных отношений;
- главенства
закона о регулировании денежно-кредитных
отношений;
- рассмотрения
спорных вопросов в судебном порядке;
- материальной,
административной и иной ответственности
любого субъекта, в том числе органов государственной
власти и управления, за ущерб, причиненный
неправомерными действиями;
- прозрачности
взаимоотношений субъектов;
- информирования
общественности о политике Банка Беларуси
и состоянии кредитных учреждений.
В
заключение главы следует отметить,
что предложенные мероприятия направлены
на финансовое укрепление белорусской
банковской системы, придание ей динамичности,
прозрачности и выход на мировые
финансовые рынки в качестве полноправного
их участника. В отличие от монетарной
политики, их реализация не требует
комплексности и может быть осуществлена
в разные сроки по мере подготовки
соответствующих экономических
и политических условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключение проведенного курсового
исследования, необходимо сделать следующие
выводы.
Современная
кредитная система представлена
разнообразными кредитно-финансовыми
институтами, которые выполняют
аккумуляцию и мобилизацию доходов.
Банковская система является основным
звеном кредитной системы, играет исключительно
важную роль в рыночной экономике. Банки,
по существу, выступают в роли финансовых
посредников. Они аккумулируют вклады,
предоставляют полученные средства
в качестве ссуд юридическим и
физическим лицам, а так же выполняют
различные расчетные, гарантийные
и иные операции.
Банковская
реформа в нашей стране началась
в годы перестройки с реорганизации
Государственного Банка СССР, из состава
которого было выделено несколько государственных
специализированных банков. Несколько
позже возникли первые коммерческие
банки. На рубеже 80-х — 90-х годов
стала формироваться двухуровневая
структура банковской системы. характерная
для современной экономики. Эта
система предусматривает наличие
Центрального банка, наделенного эмиссионными
и нормативными функциями, и сети
коммерческих банков, выполняющих обслуживание
юридических и физических лиц. Несмотря
на бурное развитие коммерческих банков
за последние годы, их численность
еще далеко не достаточна. По плотности
банков Беларусь значительно уступает
развитым зарубежным странам. Кроме
того, в связи с острым экономическим
и финансовым кризисом в нашей
стране положение подавляющего большинства
коммерческих банков было и остается
крайне тяжелым.
За
непродолжительный период существования
системы коммерческих банков в Республике
Беларусь в ней возник ряд проблем.
В вопросах регулирования банковской
системой они заключаются в следующем:
банковская система играет исключительно
важную роль в обеспечении нормального
функционирования экономики. Поэтому
она должна управляться не специальным
ведомственным органов управления в лице
Национального банка, а структурой типа
независимого совета, представляющего
интересы крупнейших банков страны. Последние
два года в Беларуси происходит монополизация
банковской деятельности: мелкие и средние
банки объединяются с более крупными,
становясь их филиалами. Против реорганизации
банков не может быть никаких возражений.
Однако, централизация банковского капитала
и концентрация банковской деятельности
не должны приводить к ухудшению обслуживания
хозяйствующих субъектов и населения.
Поставленные
вопросы выходят за рамки чисто
банковской сферы и финансового
законодательства, однако, они имеют
важное значение для дальнейшего
развития банковской системы Республики
Беларусь.
Эволюция
стандартного набора банковских услуг
такова, что постепенно на рынке
происходит как рост их объема, так
и расширение их состава. Особенно это
заметно в работе коммерческих банков.
От
качественного и количественного
роста банковского сектора в
огромной степени зависит выход
нашей страны из экономического кризиса.
Несмотря на обремененность многочисленными
проблемами, современные банки уже
сложились в мощную экономическую
силу. Для повышения их роли в
экономике и способности перераспределять
финансовые ресурсы в интересах
всего народного хозяйства необходимо
укреплять финансовую базу банковского
сектора и существенно улучшить
законодательные условия в банковской
деятельности.
Сегодня,
в условиях развития товарного и
становлении финансового рынка, резко
меняется структура банковской системы.
Появляются новые виды финансовых учреждений,
новые кредитные инструменты и методы
обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных
форм устройства кредитной системы, эффективно
работающего механизма на рынке капиталов,
новых методов обслуживания коммерческих
структур. Создание устойчивой, гибкой
и эффективной банковской инфраструктуры
- одна из важнейших задач экономической
реформы в Беларуси. Задача усложняется
тем, что кроме чисто экономических трудностей
добавляются социальные: постоянно меняется
законодательная база; стремление большинства
банкиров получить сиюминутную прибыль
- как следствие - развитие только одного
направления деятельности, что ведет к
угрозам банкротства отдельных банков
и кризисам банковской системы в целом.
Понятно,
что недостаточно просто объявить о
создании новых кредитных институтов.
Коренным образом должна измениться
вся система отношений внутри
банковского сектора, принципы взаимоотношений
банков и их клиентов, необходимо изменить
психологию банкира, воспитать нового
банковского работника - хорошо образованного,
думающего, инициативного и готового идти
на обдуманный и взвешенный риск. На это
требуется время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция
Республики Беларусь от 15.03.1994г. №2875 //
Газета "Звязда". –1996. -№276. –С.1 (с
изменениями и дополнениями)
- Банковский
кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г.
№441-3 // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь. –2000. -№106. –Ст.2/219
- Об утверждении
Правил размещения банками Республики
Беларусь денежных средств в форме кредита:
Постановление Правления Национального
банка Республики Беларусь от 24.05.2001г.
№116 // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь. –2001. -№61. –Ст.8/6239
- Банкауская
сiстэма Беларусi: крок за крокам / пад рад.
Дашкевiч В. -Мн.: Агенцтва Ул. Грауцова,
1997.
- Банковский
портфель – 1. / под ред.: Коробов Ю.И., Рубин
Ю.Б., Солдаткин В.И. - М.: «СОМИНТЕК»,
1995.
- Банковское
дело / Под ред. И.О. Лаврушина. - М.: Банковский
и биржевой научно-консультационный центр,
1992.
- Банковское
дело: Учебник /. Под ред. проф. В.И. Колесникова,
Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика,
1995.
- Большой экономический
словарь. / Под ред. Ганаго Л.Л. -М.: Биржи
и банки, 1994.
- Власкин Ю.
Банки в экономике Беларуси // Экономика.
Финансы. Управление. –2001. -№10. –С.33-35
- Власкин
В. Роль банков в экономике Беларуси. //
Банковский вестник. –2001. -№34. –С.11-15
- Егоров С.Е.
Проблемы деятельности коммерческих банков
на современном этапе развития экономики
// Деньги и кредит. –1995. -№6. –С.45
- Ефимова
Л.Г. Банковское право: Учебник. - М.: Издательство
БЕК, 1994.
- Ковалев
М. Банковский рейтинг: итоги 2005 года //
Национальная экономическая газета. –
2005. – №89. –С.27-28.
- Коган М.Л.
Предприятие и банк: операции и сделки,
права и обязанности. - М.: ПТФ «Аркаюр»,
1993.
- Маркова
О.М., Сахарова М.С., Сидоров В.Н. Коммерческие
банк и их операции. - М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1995.
- Меломед
А Банковская гарантия — новый институт
в российском законодательстве // Российская
юстиция 1995. №7.
- Рид Э., Коттер
Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки.
/ Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ.
Ред. В. Лукашевича. - М.; 1983.
- Роде Э. Банки,
биржи, валюты современного капитализма.
/ Пер. с нем., Под ред и с предисл. В.Н. Шенаева.
- М.: Финансы и статистика, 1986.
- Теория
финансов: Учеб. пособие / Под ред. Н.Е. Заяц,
М.К. Фисенко, Т.Е.Бондарь и др. –2-е изд.,
стереотип. –Мн.: Выш. шк., 1998. –368с.
- Усоскин
В.М. Современный коммерческий банк. -М.:
Вазар-Ферро, 1994.
- Ханкевич
Л.А. Банковское право Республики Беларусь.
–Мн.: Молодёжное научное общество, 2000.
- http://www.nbrb.by.htm
- http://www.cbr.ru/system/Credorg.htm
- http://www.ucpb.org
- http://www.imf.org
- http://www.tamby.info/bank.htm