Классификация доходов и расходов Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:27, доклад

Краткое описание

Бюджетная система, доходы и расходы

Оглавление

ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргызской Республики
1.1 Бюджетная система: состав и принципы построения
1.2 Сущность и особенности государственного бюджета
ГЛАВА 2. Классификация доходов и расходов бюджета КР
2.1 Доходы государственного бюджета
2.2 Расходы государственного бюджета

Файлы: 1 файл

Классификация доходов и расходов КР.docx

— 29.88 Кб (Скачать)

Тема доклада: Классификация доходов и расходов Кыргызской Республики

 

ГЛАВА 1. Бюджетная система  Кыргызской Республики

1.1 Бюджетная система:  состав и принципы построения

1.2 Сущность и особенности  государственного бюджета

ГЛАВА 2. Классификация доходов  и расходов бюджета КР

2.1 Доходы государственного  бюджета

2.2 Расходы государственного  бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Бюджетная  система Кыргызской Республики

1.1 Бюджетная система:  состав и принципы построения

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней  государственной власти, порядок  их разработки, методы формирования доходной части, порядок формирования расходной  части.

Бюджетная система любого государства определяется государственным  и административно-территориальным  устройством страны. В унитарных  государствах бюджетная система  включает 2 звена: центральный бюджет и местные бюджеты, а в федеративных государствах - 3 звена: центральный  бюджет, бюджеты членов федерации  и местные бюджеты.

В соответствии с законодательством, Кыргызстан является суверенным, унитарным, демократическим государством, построенным  на началах правового светского  государства, и имеет двухуровневую  структуру бюджетной системы.

К принципам построения бюджетной  системы относится принципы единства, разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, системы самостоятельности бюджетов и гласности. Основополагающие принципы бюджетного устройства закрепляются Конституцией Кыргызской Республики и специальным законодательством.

-Принцип единства бюджетной системы Кыргызстана обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, формами бюджетной документации, едиными бюджетными классификациями, а также согласованными принципами бюджетного процесса.

Разграничение доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти и органами местного самоуправления.

-Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов бюджетов каждого уровня и правом определять направление и их использование, и расходование в соответствии с законодательством КР.

-Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов итогов их исполнения.

Бюджетная система КР состоит  из 2-х звеньев: самостоятельных республиканского и местных бюджетов, включаемых в государственный бюджет республики.

Государственный бюджет КР представляет собой совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, и используются для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от общегосударственных налогов в местные бюджеты. Государственный бюджет утверждается законодательным органом власти.

Республиканский бюджет - составная и важнейшая часть государственного бюджета, где отражены доходы и расходы, которые осуществляет Правительство КР. Он служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Жогорку Кенешем и имеющим статус республиканского Закона.

Через республиканский бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые  перераспределяются с целью государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории КР.

Местный бюджет является частью бюджетной системы КР. Он является финансовой основой деятельности местных органов управления. В условиях рыночной экономики местные бюджеты так же, как и республиканский бюджет, занимают важное место в экономическом и социальном развитии регионов. Местное управление в КР представлено местными администрациями на областных и районных уровнях и органами местного самоуправления. Местная государственная администрация обеспечивает в областях и районах согласованную деятельность, имея для этого местный бюджет. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами, т.е. население, и также располагает местными бюджетами.

 

1.2 Сущность и  особенности государственного бюджета

Понятие государственного бюджета  имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как  финансовый план государства. В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

Государственный бюджет - это  основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права  и обязанности участников бюджетных  отношений.

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны. В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория  бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих  в процессе образования, планового  распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств. Бюджетные  отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и  физическими лицами) при образовании  централизованного фонда с помощью  налогов, сборов, пошлин, а также  при использовании централизованного  бюджетного фонда; через экономические  отношения ежегодно мобилизуют в  государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций  и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций  государства, социально-культурных мероприятий. С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории.Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус - главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет - основной финансовый план страны, центральное  звено финансовой системы. Его главное  назначение - с помощью финансовых средств создать условия для  эффективного развития экономики, решения  общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны - основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Формирование и использование  государственного бюджета в КР имеет  ряд отличительных черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется  следующими чертами:

1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал инициативой местных органов  власти. Развитие местного самоуправления - экономическая основа реализации  принципа развития демократического  общества.

3. С помощью государственного  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями  народного хозяйства, субъектами  КР и иными сферами.

4. Отличительной чертой  государственного бюджета является  его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми  отраслями народного хозяйства.

Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

Понятие бюджета в современной  его трактовке - не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и  экономическая категория. Когда  речь идет о государственном бюджете  как о финансовом плане, подразумевают  сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального  дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения  национального дохода государство  получает в свое распоряжение часть  чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов  и др.). В результате перераспределения  в бюджет поступает часть прибыли  предприятий и хозяйственных  организаций различных форм собственности.

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях. Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи  две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода осуществляется в соответствии с  потребностями экономического и  социального развития регионов и  отраслей.

Непроизводственная сфера  не участвует в создании национального  дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и  др.)

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает  важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и  инвестиций, повышения эффективности  производства. Через бюджет оказывается  государственная поддержка отдельным  отраслям хозяйства - авиастроению, космическим  программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка  зачастую связана с реализацией  высокоэффективных и быстроокупаемых  проектов. Для регулирования экономики  используются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Информация о работе Классификация доходов и расходов Кыргызской Республики