Классические теории международной торговли, Международный Валютный фонд

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Теоретические взгляды ученых, исследующих развитие миро¬вого хозяйства, с одной стороны, всегда отражали те качествен¬ные, существенные изменения, которые в ходе этого развития происходили. С другой стороны, некоторым из них удавалось да¬вать достаточно определенные и точные прогнозы тех тенден¬ций и направлений в развитии мирового хозяйства, которые ре¬ализовались в будущем. Поэтому одновременно с развитием мирового хозяйства изменялась и экономическая теория, анали¬зирующая это развитие и дающая свои прогнозные оценки раз¬вития в будущем.

Оглавление

Классические теории международной торговли…………………….3
Международный Валютный фонд…………………………………..10

Файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_kontrolnaya(1).docx

— 50.80 Кб (Скачать)

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ  периодически создает временные  кредитные фонды в целях решения  острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних  официальных источников. К временным  специальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976 гг.). предоставлял кредиты странам-членам  МВФ для покрытия дополнительных  расходов, вызванных увеличением  стоимости импорта нефти и  нефтепродуктов. Необходимые для  этого ресурсы ссудили преимущественно  страны—экспортеры нефти. Развивающиеся  страны количественно преобладали  среди получателей кредитов, но  их доля была невелика (1/3) по  сравнению с развитыми государствами.  Условия предоставления кредитов  из нефтяного фонда были жесткие:  сравнительно высокие процентные  ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное  выполнение рекомендаций МВФ  при проведении национальной  энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся  стран к ресурсам нефтяного  фонда был ограничен: за счет  его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на  импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд  — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-- -1981 гг.); создан в  основном за счет прибыли от  продажи на аукционах части  золотого запаса МВФ. Получателями  кредитов из этого фонда являлись  наименее развитые страны. Условия  данных кредитов были сравнительно  льготные: страны-заемщики не вносили  в МВФ эквивалент получаемых  средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая  0,5%, срок кредита 10 лет. Эти  условия в наибольшей степени  отвечали требованиям развивающихся  стран. 55 стран получили из доверительного  фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть  была передана развивающимся  государствам пропорционально их  квотам:

3) Фонд дополнительного  кредитования или фонд Виттевеена-по  имени директора-распорядителя МВФ;  время действия 19791984 гг. Цель этого  фонда — предоставлять за счет  заемных средств дополнительные  кредиты странам, испытывающим  особенно резкие и затяжные  кризисы платежных балансов и  исчерпавшим лимиты обычных кредитов  МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран:

4) Фонд расширенного доступа  к ресурсам МВФ; преемник фонда  дополнительного кредитования, функционировал  в 19811992 гг. Цель фонда предоставлять  дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий  платежных балансов непомерно  велики по сравнению с размерами  их квот. Этот фонд использовался  в тех случаях, когда страна  нуждалась в средствах в больших  размерах, чем она могла получить  в МВФ в рамках четырех кредитных  долей и системы расширенного  кредитования, и на более продолжительный  срок для осуществления корректирующих  экономических мер при большем  периоде погашения кредита. Источником  ресурсов фонда являлись собственные  средства МВФ, привлеченные в  форме подписки, и заимствования  у других стран. В связи с  увеличением квот стран-членов  МВФ указанный фонд прекратил  свою деятельность в ноябре 1992 г.;

5) Фонд структурной перестройки  (с марта 1986 г.): предоставляет  льготные кредиты беднейшим развивающимся  странам, испытывающим хронический  кризис платежного баланса в  целях осуществления среднесрочных  программ макроэкономической и  структурной перестройки. По состоянию  на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили  эти льготные кредиты в сумме  1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых:  погашение в течение 10 лет;  т рационный период до 5'/2 лет.  Лимит кредитов — до 50% квоты.  Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) —  погашение кредитов, предоставленных  доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной  перестройки; с декабря 1987 г.  предоставляет кредиты за счет  как неиспользованных ресурсов  фонда структурной перестройки,  так и специальных займов и  пожертвований (6 млрд. СДР). По своим  целям и механизму функционирования  этот фонд является преемником  фонда структурной перестройки.  Помимо 61 страны право получения  кредитов от этого фонда в  апреле 1992 г. было предоставлено  еще 11 странам, включая Албанию  и Монголию. 29 стран использовали  это право к сентябрю 1993 г. на  сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет возможность  получать эти кредиты сроком  на 3 года до 190% квоты, иногда при  исключительных обстоятельствах  до 255% квоты. Первоначально срок  для заключения соглашений о  займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно  продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

В конце 1993 г. образован новый  расширенный фонд структурной перестройки  — правопреемник предыдущего. Объем  нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К  маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать  в формировании этого фонда. В  программах структурной перестройки  экономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет  уделяться больше внимания социальной защите населения и совершенствованию  структуры государственных расходов. Срок действия нового расширенного фонда  структурной перестройки — до конца 1996 г., а средства по заключенным  соглашениям будут предоставляться  странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ  путем заимствования ресурсов у  других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы межгосударственного  кредитования и валютного регулирования  к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при  перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность  в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую  политику стран-заемщиц. он выступает  в качестве гаранта возвращения  этих средств.

 

Роль МВФ в  регулировании международных валютно-кредитных  отношений.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой  валютной системы.

За время своего существования  МВФ превратился в подлинно универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования международных  валютно-кредитных отношений, авторитетного  центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных  потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений  “семерки” ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся  системы регулирования мировой  экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно  функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и  полезный опыт.


Информация о работе Классические теории международной торговли, Международный Валютный фонд