Классические теории международной торговли, Международный Валютный фонд

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Теоретические взгляды ученых, исследующих развитие миро¬вого хозяйства, с одной стороны, всегда отражали те качествен¬ные, существенные изменения, которые в ходе этого развития происходили. С другой стороны, некоторым из них удавалось да¬вать достаточно определенные и точные прогнозы тех тенден¬ций и направлений в развитии мирового хозяйства, которые ре¬ализовались в будущем. Поэтому одновременно с развитием мирового хозяйства изменялась и экономическая теория, анали¬зирующая это развитие и дающая свои прогнозные оценки раз¬вития в будущем.

Оглавление

Классические теории международной торговли…………………….3
Международный Валютный фонд…………………………………..10

Файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_kontrolnaya(1).docx

— 50.80 Кб (Скачать)

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет  Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под  управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается  на пять лет и может быть переизбран на последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких  стандартов профессионализма и технической  компетентности, и отражает интернациональность  организации. Приблизительно 125 наций  представлены среди 2,300 сотрудников  организации.

Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов  стран-членов.

Каждый член МВФ имеет  свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна участию страны-члена  в МВФ. Квота, которая была придумана  для отражения отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Квота также определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

Развитие формул квот.

Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую, согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными  переменными этой формулы были такие  показатели как годовые импорт и  экспорт, золотые запасы и долларовые балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квот до 60-х годов.

В 1963 г. Бреттон-Вудской формула  была пересмотрена, а также были добавлены новые формулы.

Взятые вместе, они использовались как помощники в определении  начальных квот новых членов и  увеличении квот старых участников. Эти  формулы объединяют экономические  показатели, описанные выше, а также  текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные  с экспортом и импортом.

В начале восьмидесятых МВФ  упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал экономические  данные, используемые в формулах.

Вступление в  МВФ.

Когда страна собирается стать  участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами  уже состоящих в Фонде стран  с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается  комитетом "Участников" (membership) Исполнительного  совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями  договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию  для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон  для подписания Статей Соглашения.

На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот порядка 145,3 млрд. СДР.

Кредитная деятельность МВФ.

В Уставе Фонда для идентификации  его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его  ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических  услуг за счет заемных средств. МВФ  осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными  фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса  и на поддержку структурной перестройки  экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в  иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в  обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое  зачисляется на счет МВФ в центральном  банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что  страны-члены будут предъявлять  равномерный спрос на валюты, а  поэтому их национальные валюты, поступающие  в Фонд, станут переходить от одной  страны к другой. Таким образом, эти  операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами  о предоставлении кредита главным  образом страны с неконвергируемыми  валютами. Вследствие этою МВФ. как  правило, предоставляет валютные кредиты  государствам-членам как бы “под залог” соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них  нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к  кредитным ресурсам МВФ ограничен  определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую  сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма  валюты данной страны в активах МВФ  не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого  срока, чем пять лет, которые нужны  были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц  разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая  базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана  произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных  валютах. Помимо того, страна-заемщик  обязана досрочно производить выкуп  своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса  и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом, то тем самым  погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной  валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского  соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она  определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда  запаса национальной валюты данной страны.

Средства в иностранной  валюте, которые могут быть приобретены  страной-членом сверх резервной  доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую  страна может приобрести у МВФ  в результате полного использования  резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства  страны-заем-щицы, предусматривающие  проведение ею соответствующих финансово-экономических  мероприятий, фиксируются в “письме  о намерениях”, направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит “в противоречии с целями Фонда” или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью  прекратить кредитование страны. Использование  первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при  которой страна получает всю испрашиваемую  сумму немедленно после одобрения  Фондом ее запроса, так и путем  заключения с МВФ соглашения о  резервном кредите.

Соглашения о резервном  кредите, или соглашения “стэнд-бай” (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену  гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен  на национальную в соответствии с  договоренностью в любое время  при соблюдении страной оговоренных  условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной  линии.

Главным назначением кредитов “стэнд-бай” является в настоящее  время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения  страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное  нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на протяжении года до 68 "и квоты страны-члена: кумулятивная, включающая задолженность страны но ранее полученным кредитам, предельная величина - 300"/о квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного соглашения).

Специальные фонды.

В целях расширения своих  кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они  различаются по целям, условиям и  стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного  и непредвиденного кредитования  предназначен для кредитования  стран-членов МВФ, у которых  дефицит платежного баланса обусловлен  внешними, не зависящими от них  факторами. В их числе: стихийные  бедствия, непредвиденное падение  мировых цен, промышленный спад  и введение протекционистских  ограничений в странах-импортерах. появление товаров-заменителей и  т. п. Этот фонд включает  три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты)  стран, особенно экспортеров сырья,  валютные поступления которых  сокращаются в результате падения  мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров  зерна, испытывающих трудности  в связи с ростом мировых  цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование  стран-импортеров нефти, нефтепродуктов  и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное  финансирование непредвиденных  потерь для помощи странам,  испытывающим влияние непредсказуемых  внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет  возможность обратиться к МВФ  с просьбой о выделении средств  в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса  вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных  кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных  одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный  лимит в размере 80% квоты. Общий  лимит доступа к кредитам Фонда  компенсационного и непредвиденного  кредитования с учетом всех его компонентов  составляет 9 5 "/о квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан  Фонд кредитования буферных (резервных)  запасов для оказания помощи  странам, участвующим в создании  подобных запасов сырьевых товаров  в соответствии с международными  соглашениями, если это ухудшает  их платежный баланс. Лимит —  30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует  Фонд финансовой поддержки операций  по сокращению и обслуживанию  внешнего долга. Это объясняется  активной ролью МВФ в урегулировании  долгового кризиса развивающихся  стран в 80-х годах. При предоставлении  резервных или расширенных кредитов  странам-должникам часть суммы  этих кредитов (до 25%) может быть  зарезервирована в целях сокращения  основного долга. Кроме того, в  целях частичной компенсации  процентных платежей либо дополнительного  обеспечения основного долга  при обмене по паритетной стоимости  долговых обязательств на облигации  с более низкой процентной  ставкой МВФ может выделять  дополнительные средства сверх  резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с  ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с учетом “степени радикальности” программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ  учредил Фонд поддержки структурных  преобразований. Этот фонд ориентирован  на страны, осуществляющие переход  к рыночной экономике путем  радикальных экономических и  политических реформ. Поводом для  его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений  от экспорта вследствие перехода  к многосторонней, основанной на  рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение  стоимости импорта из-за мировых  цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих  этих явлений. Предоставление  кредитов в данном случае обусловливается  выполнением страной-заемщицей набора  более “мягких” макроэкономических  обязательств, чем те, с которыми  связано получение стандартных  полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства  в рамках “промежуточного”, или  “переходного”, кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются  двумя равными долями по 50% каждая  с интервалом в полгода. Практически  этот фонд образован главным  образом для стран бывшего  СССР, переживающих огромные трудности  в условиях перехода к рыночной  экономике и не способных пока  выполнять обычные жесткие требования  МВФ.

Получение странами членами  МВФ средств из специальных фондов - это дополнение к их кредитным  долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может увеличивать  находящийся в распоряжении МВФ  запас ее национальной валюты сверх  кумулятивных пределов, установленных  для получения кредитных долей.

Информация о работе Классические теории международной торговли, Международный Валютный фонд