Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:02, реферат
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые - отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель
Введение …………………………………………………………………………………..3
1 Благо и потребительский выбор
1.1 Благо и его классификация...........................................................................................6
1.2 Потребительское поведение……………………………………………………….…9
1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского
выбора.................................................................................................................................12
1.4 Методика оценки характера поведения потребителей………………………........15
1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................... 16
2 Кардиналистская теория потребительского выбора……………………….19
2.1 Кардиналистский подход к анализу полезности и спроса…………………….….20
Заключение……………………………………………………………………………....25
Список используемой литературы……………………………………………………..26
Содержание
Введение ………………………………………………………
1 Благо и потребительский выбор
1.1 Благо и его классификация.....
1.2 Потребительское поведение……………
1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского
выбора........................
1.4 Методика оценки характера
поведения потребителей………………………........
1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................... 16
2 Кардиналистская теория
потребительского выбора…………………
2.1 Кардиналистский подход
к анализу полезности и спроса…
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение
Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли- продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок – это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые - отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель
и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга, Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -
совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя
соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Спрос – это обобщенная характеристика готовности покупателей приобрести товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем спроса
(количество товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене в течение определенного периода времени) зависит от цены данного товара и прочих факторов, включающих цены других товаров, а также доходов покупателей и их вкусов. Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию. Закон спроса – это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом спроса на этот товар, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость.
Действие закона спроса объясняется двумя причинами. Во-первых, способностью покупателей регулировать объем личного потребления (“эффект дохода”). Если цена товара растет, то при неизменном уровне дохода покупатель вынужден уменьшать объем личного потребления и обходиться меньшим количеством подорожавшего товара. Если цена товара падает, то покупатель может позволить себе увеличить объем личного потребления данного товара. Во-вторых, действие закона спроса можно объяснить способностью покупателей регулировать структуру личного потребления (“эффект замещения”). Если цена данного товара растет, то при неизменном уровне цен на все остальные товары покупатель может найти среди них для себя товары-заменители, и таким образом, уменьшить объемы
потребления данного товара. Если же цена данного товара падает, то покупатель
может использовать его в качестве заменителя какому-то другому товару, и
таким образом, увеличить объемы потребления данного товара.
Товары, спрос на которые изменяется в зависимости от изменения цен на другие
товары, называются “взаимосвязанными товарами”. Два взаимосвязанных товара,
спрос на один из которых изменяется в прямой зависимости от изменения цены
другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема
спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимозаменяемыми”
(субститутами). Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых
изменяется в обратной зависимости от изменения цены другого товара
(увеличение цены одного
из них влечет за собой
другой при каждом значении цены) являются “взаимодополняемыми”
(комплементарными). Примеры взаимозаменяемых товаров: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки железнодорожным транспортом; рост цен на мясо может увеличить спрос на рыбу и т.п. Примеры взаимодополняемых товаров: снижение цен на видеомагнитофоны увеличивает спрос на видеокассеты; повышение цен на бензин приводит к уменьшению спроса на автомобили в связи с ростом эксплуатационных расходов; повышение цены кофе снижает спрос на кофеварки и т.п.
Предложение - это обобщенная характеристика готовности производителей
продавать товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем
предложения (количество товара, которое производители готовы и в
состоянии продать по некоторой цене в течение определенного
периода времени) зависит от цены данного товара и других факторов, прежде
всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении
продавцов производственных технологий. Закон предложения - это принцип,
согласно которому на рынке между ценой товара и объемом этого товара, при
прочих равных условиях, существует прямая зависимость.
Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают
возможность покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое
количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и
есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное
ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.
Бюджетная линия показывает все возможные комбинации пары товаров или услуг,
которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары
или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.
Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде
кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских
пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых
бесполезен для потребителя.
Точка пересечения линии ограничения по бюджету и кривой безразличия
называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень
удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.
Глава 1. Блага и потребительский выбор
1.1 Блага и их классификация.
Для прямого или косвенного удовлетворения потребностей человеку необходимы жизненные блага. Некоторые из них, так называемые неэкономические, существуют в природе «свободно» в достаточном количестве. Примером тому может служить воздух, имеющийся в изобилии, но без которого немыслима жизнь.
Благо – это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами». Свойство какого- либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.
Благо в теории потребления – любой объект потребления, приносящий
определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, т.е.
повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по
отдельности, а в определенных наборах (корзинах). Набор благ – совокупность
данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период
времени.
Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим
разнообразием.
Блага можно подразделить на следующие разделы:
1. Долговременные блага
– обладающие способностью
2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага
3. Взаимозаменяемые
4. Взаимодополняемые (
5. Настоящие – находящиеся
в непосредственном
субъекта.
6. Будущие
7. Прямые – непосредственно
удовлетворяющие некоторую
8. Косвенные или
как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.)
Основные виды классификации экономических благ (товаров):
1. В зависимости от
доставляемой потребителям
подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и
предметы роскоши. Под предметами первой жизненной необходимости понимаются
средства удовлетворения самых насущных человеческих потребностей
«биологического» характера – пища, одежда, жилье. Они не могут быть заменены
никакими иными благами. Товары и услуги массового потребления, не будучи
столь необходимыми, как одежда, пища и жилье, составляют ставший привычным
для многих людей потребительский набор. К ним можно отнести, например,
телевизоры, холодильники, магнитофоны, другую бытовую технику. В развитых
странах к ним относятся автомобили, персональные компьютеры и т.п. Под
предметами роскоши понимаются блага и услуги, доступные лишь наиболее
состоятельным категориям потребителей. Обладание ими зачастую является
средством демонстрации окружающим высокого уровня доходов и социального
статуса (яхты, личные самолеты, драгоценности и т.д.). То, что еще недавно
являлось предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом
нерпой необходимости для другого.
2. По степени присущей им долговечности товары можно разделить на следующие
три группы пользования:
- длительного (холодильники, радио-, телеаппаратура);
- кратковременного (материальные изделия, полностью потребляемые
за один или несколько циклов использования, - мыло, соль)..
3. Блага могут быть
также взаимозаменяемыми (
взаимодополняемыми (так называемые комплементарные блага, товары сопряженного
спроса). Первые из них могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той
же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как
стройматериалы и т.п. Комплементарные блага – это такие блага, которые могут
удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются
совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему, автомобиль и бензин и т.п.
Отношения взаимозаменяемости
или взаимодополняемости
интересных закономерностей, о которых речь пойдет ниже. Все товары и услуги
подпадают одновременно под различные классифицирующие категории. Так,
например, чай можно отнести к предметам первой необходимости, он является
прямым благом, товаром-субститутом (по отношению к кофе) и комплементарным
благом (по отношению к лимону).
4. Блага, подразделяемые на прямые (товары широкого потребления) и косвенные
(товары производственного назначения). Первые непосредственно удовлетворяют
некоторую потребность человека, их не нужно преобразовывать, это пища,
одежда, бытовые предметы. Вторые удовлетворяют потребность как средства
производства. К ним относятся строения, производственное оборудование,
машины, сырье, источники энергии.
1.2 Потребительское поведение
Действия, непосредственно связанные с обретением, потреблением и избавлением от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующих этим и следующим за ними действиями, характеризуют поведение потребителя. Потребность, возникающая из необходимости или желания потреблять различные богатства (как материальные, так и духовные), считается экономическим мотивом человека. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей, т. е. от их субъективного восприятия товара или потребительских предпочтений.
В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, т. е. он хочет получить определенную полезность от них. Следовательно, полезность есть удовольствие или удовлетворение, которые потребители получают от покупаемых товаров и услуг.
Все люди способны сравнивать
удовлетворения, получаемые от различных
видов деятельности и продуктов,
и предпочитать одни виды другим. Данные
предпочтения являются «чистыми», так
как не зависят от доходов и
цен. «Чистые» предпочтения не представляют
еще действительного