Капитал в классической и современной экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать классический и современный взгляд капитала через человеческий .
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
- проанализировать инвестиции в человеческий капитал;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Капитал как экономическая категория…………………………5
1.1 Виды капитала……………………………………………………9
Глава 2. Сущность и подходы к изучению капитала……………………12
2.1 Классический подход к изучению человеческого капитала…..12
2.2 Современные подходы к изучению человеческого капитала…16
Глава 3. Процент и Капитал ………………………………………………18
3.1 Теории процента………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_RF.docx

— 79.95 Кб (Скачать)

      Образование и здравоохранение  - это факторы долговременного  действия. Продуктом процесса образования  является качественно новая рабочая  сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей  сложности. Охрана здоровья делает  человека способным к более  интенсивному и продолжительному  труду. В отличие от них миграция  и поиск информации выступают  как факторы кратковременного  действия. Если образование и  охрана здоровья связаны с  действительным ростом стоимости  рабочей силы, то миграция и  поиск информации отражают колебания  цены рабочей силы вокруг стоимости.  Миграция и поиск информации - это процессы распределительного  порядка, тогда как образование  и здравоохранение представляют  собой отдельные моменты в  производстве рабочей силы.

      Западные экономисты признают, что  создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует  активных трудовых усилий от "инвестора": "Студенты учатся, что представляет собой работу…Студенты не наслаждаются досугом во время учебы, они не заняты целиком потребительской деятельностью" Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны [5].

      Но, отличаясь по своему политэкономическому  содержанию, формирование физического  капитала и формирование человеческого  капитала (рабочей силы) имеют определенное  технико-экономическое сходство: и  то, и другое требует отвлечения  значительных средств в ущерб  текущему потреблению, от обоих  зависит уровень развития экономики  в будущем, оба типа вложений  дают длительный по своему  характеру производительный эффект.

      Что же тогда означает выдвижение  понятия “человеческий капитал”? Не более чем осознание того  факта, что навыки и способности  людей могут быть запасом, то есть могут быть накапливаемы. Таким образом, западная политэкономия вновь открыла для себя то, что было известно еще Адаму Смиту и Давиду Рикардо и что отмечал Карл Маркс. "Воспроизводство рабочего класса, - писал он, - включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение". Более того, К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей "можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек".

      Помимо А Смита и В. Петти, другие известные экономисты - Э. Денисон, Дж.Р. Маккуллох, Н. Сениор, Генри Д. Маклеод, Ирвин Фишер, рассматривающие человеческий капитал на микро- и макроуровнях, утверждали, что люди должны быть включены в категорию капитала. Они аргументировали свою точку зрения следующим: продукт труда работников увеличивает национальное богатство; расходы на человека, которые увеличивают этот продукт, будут увеличивать национальное богатство; затраты на воспитание и образование людей являются реальными затратами.

      В статье «Создание капитала образованием» [6] Т.Шульц представил оценки стоимости рабочей силы, включающие расходы на образование и стоимость труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость игнорировалась экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена ими спорной. Однако его концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что капиталовложения в человеческий капитал являются решающим фактором. По сути дела, Т.Шульц приобрел славу отца революции вложений в человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкое содержание: к ним он относил вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Современные подходы к изучению человеческого капитала

 

      А.И. Добрынин понимает под  человеческим капиталом имеющийся  у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций,  которые содействуют росту его  производительности труда и влияют  на рост доходов (заработной платы) [6]. Вместе с С.А.Дятловым, Е.Д.Цыреновой он определяют человеческий капитал как часть совокупного капитала, представляющую собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы [11].

      Виды человеческого капитала  экономисты классифицируют по  элементам затрат и инвестиций  в репродукционный процесс. Так,  И.В. Ильинский [8] выделяет следующие  виды человеческого капитала: капитал  здоровья, капитал образования и  капитал культуры, акцентируя внимание  на первом из них. Капитал  здоровья (естественный - по наследству  и приобретенный) является несущей  конструкцией, основой для человеческого  капитала вообще. Инвестиции в  здоровье продлевают трудоспособную  жизнь человека, т.е. время функционирования  человеческого капитала. В течение  жизни человека происходит износ  человеческого капитал, а инвестиции  в здоровье способны замедлить  данный процесс. Вместе с тем  не всякие инвестиции в человека  могут быть признаны вложениями  в человеческий капитал, а лишь  те, которые общественно целесообразны  и экономически необходимы.

      Специалисты научных учреждений  Минздрава РФ предлагают выделять  три компонента человеческого  капитала: витальный (генный), социальный  и духовный. Витальный капитал  есть врожденная составляющая, то  «богатство», которое каждый человек  получает изначально. Социальный  капитал приобретается человеком  в течение всей его жизни  (расходы на образование, здравоохранение,  удовлетворение социальных потребностей  и т.п.). Накопление духовного капитала  происходит через внутреннюю  жизнь человека в процессе  его самосовершенствования. В  качестве интегрирующего показателя  предлагается использовать синтетический  индекс развития.

      С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, способность человека к трудовой деятельности, его знания [12]. По их мнению, он складывается из природных способностей человека. Авторы считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Известный ученый-экономист Гальперин дает другое определение человеческому капиталу: его величина есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда (это - экономическая оценка человеческого капитала, его способностей) [13]. Из этих трех компонентов понятие «духовный капитал» является на сегодняшний день наименее разработанным и описываются такими человеческими характеристиками, как совесть, порядочность, критическое отношение и мышление, здравый смысл, альтруизм, взаимопомощь, способность и желание к восприятию нового, наличие интеллектуальных интересов, запросов и идеалов и т.д. В этой связи целесообразным представляется введение в научный оборот понятия «духовно-демографическая детерминация».

      Выделяя позитивную и негативную  духовность, анализируется комплекс  факторов духовного неблагополучия, порождающих причины и тенденции  сверхсмертности в России. Последовательно рассматривая каждую из трех основных составляющих человеческого капитала, отметим, что в процессе жизни человек расходует свой изначальный запас устойчивости - витальный капитал. Та модель, следствия из которой наиболее соответствуют эмпирическим наблюдениям (из области медицины, социологии, психологии и т.п.), будет наиболее «правильной», «полезной». По мере накопления знаний о человеке его феноменологическая модель совершенствуется.

      Витальный капитал - это аккумулированная  в человеке свободная энергия  в ее информационной форме.  Она соотносится с работой,  произведенной природой по «конструированию»  индивида. В экономической трактовке  витальный капитал представляет  собой изначальную стоимость  человека - на момент его появления  на свет. И хотя эта величина  не известна в принципе, можно  условиться придать ей определенное  значение, опираясь на систему  приоритетов социума.

      В процессе жизнедеятельности  каждый человек совершает некую  «полезную» работу. При этом он, образно говоря, «извлекает» свободную  энергию из внешних энергопотоков (поступающей в его организм пищи). Процесс этот несамопроизвольный, сопряженный: он невозможен без затрат энергии, производства необходимых работ. Энергетическим источником здесь является витальный капитал индивида - аккумулированная в нем свободная энергия. Таким образом, с течением времени витальный капитал человека уменьшается - индивид физиологически стареет, а духовный и социальный капиталы со временем растут.

Величина  социального компонента определяет качество индивида как работника. Она  увеличивается с ростом удельных социальных расходов государства, а  величина духовного характеризует  его как носителя нравственности. Она зависит от ценностных установок  индивида и его работы по их реализации -- процесса его самосовершенствования. В свою очередь, индивидуальные ценности людей во многом определяются национальным менталитетом и политикой государства в социальной сфере.

      Не имея возможности дать сейчас  обобщенную оценку положительным  и отрицательным сторонам проводимых  реформ в здравоохранении и  медикопроизводственном комплексе страны в целом, отметим лишь следующее: переход России на либеральный путь развития стал причиной резкого уменьшения человеческого капитала, общего ухудшения санитарных и медико-демографических показателей.

      Влияние социальной и духовной  составляющих человеческого капитала  на продолжительность жизни имеет  место, если удельная скорость  расходования витального капитала  не постоянна (как полагалось), а зависит от них. В этом  случае между витальным капиталом,  с одной стороны, и социальным  и духовным, с другой стороны,  существует обратная связь.

 

ГЛАВА 3 . ПРОЦЕНТ И КАПИТАЛ

  
3.1 Теории процента

 

    1. Теория процента Е.Бем-Баверка     

              

В теории процента Бём-Баверка фундаментальную роль играет различие между первичными и произведенными факторами производства.

В отличие от земли и труда — "исходных", или первичных, факторов

производства, предложение которых либо фиксировано, либо определяется неэкономическими решениями, капитал представляет собой — "произведенный", или промежуточный, фактор, предложение которого зависит от количества земли и труда, затраченного в прошлом на его производство.

Процент, по Бем-Баверку, возникает из отказа от текущего дохода в пользу будущего дохода: в обществе всегда есть люди, готовые заплатить за удовольствие иметь деньги сегодня и распоряжаться ими по своему усмотрению в обозримом будущем. Вопрос о том, почему норма процента есть вели­чина положительная, на языке Бём-Баверка можно сформулировать так: почему люди охотно расстаются с некоторым количеством благ сегодня, если они уверены, что в будущем получат за это большее количество тех же благ того же качества?[14]

 

На  это Бём-Баверк отвечает, что есть три независимые "причины", или

"основания", почему люди, как правило, предпочитают сегодняшние блага благам завтрашним, дисконтируя будущее, т.е. выражая готовность платить за обладание этими благами сегодня.

Первые  две "причины" создают в экономике  избыточный спрос на потребительские займы: (1) "различные условия для удовлетворения желаний" в настоящем и будущем и (2) "недооценка будущего". Третья "причина" порождает избыточный спрос на производственный кредит: (3) "техническое превосходство настоящих благ по сравнению с будущими".

Все три причины, выдвинутые Бём-Баверком, обеспечивают исчерпывающее объяснение существования процента в статичной, равно как и в динамичной, экономике. В статичном случае наличие второй причины является необходимым, но не достаточным условием существования положительной нормы процента, поскольку наличие третьей причины может породить такой прирост выпуска, который удовлетворит спрос на наличные блага. Точно так же третья причина не является ни необходимым, ни достаточным условием положительной нормы процента.

 

В динамичной же экономике первая причина не является необходимым, но является достаточным условием для существования положительной нормы процента.

Можно сказать также, что норма процента может быть нулевой, только если (1) доход постоянен во времени, (2) предпочтения настоящего не существует и (3) чистый продукт невозможно увеличить, откладывая потребление ради будущего производства.

Норма процента распределяет ограниченное количество наличных благ по отраслям в соответствии с общественной оценкой относительной ценности настоящих и будущих благ.

Для высоко "капитализированной" экономики  характерны значительная

обеспеченность  потребительскими благами и низкая норма прироста продукции при дальнейшем увеличении среднего периода производства, а следовательно и низки норма процента. Этим объясняет Бём-Баверк тенденцию нормы процента к снижению по мере изменения соотношения между затратами капитала и труда в пользу капитала.

В последнем разделе своей работы "Позитивная теория капитала" (1889) Бём- Бамрк выходит за рамки вопроса о том, почему норма процента положительна и задается вопросом о том, что на самом деле определяет норму процента.

Бем-Баверк вводит допущение, что в экономике действуют только капиталисты и рабочие. Капиталисты — это активные предприниматели, являющиеся собственниками капитала. Спрос на фонды предъявляется исключительно со стороны капиталистов, а предложение фондов создается в первую очередь за счет нераспределенной прибыли. Кроме того, весь действующий в экономике капитал состоит из средств существования, авансируемых рабочим.

Информация о работе Капитал в классической и современной экономической мысли