Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:00, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать классический и современный взгляд капитала через человеческий .
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
- проанализировать инвестиции в человеческий капитал;
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Капитал как экономическая категория…………………………5
1.1 Виды капитала……………………………………………………9
Глава 2. Сущность и подходы к изучению капитала……………………12
2.1 Классический подход к изучению человеческого капитала…..12
2.2 Современные подходы к изучению человеческого капитала…16
Глава 3. Процент и Капитал ………………………………………………18
3.1 Теории процента………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………...30
Образование и здравоохранение
- это факторы долговременного
действия. Продуктом процесса
Западные экономисты признают, что
создание человеческого
Но, отличаясь по своему
Что же тогда означает
Помимо А Смита и В. Петти, другие известные экономисты - Э. Денисон, Дж.Р. Маккуллох, Н. Сениор, Генри Д. Маклеод, Ирвин Фишер, рассматривающие человеческий капитал на микро- и макроуровнях, утверждали, что люди должны быть включены в категорию капитала. Они аргументировали свою точку зрения следующим: продукт труда работников увеличивает национальное богатство; расходы на человека, которые увеличивают этот продукт, будут увеличивать национальное богатство; затраты на воспитание и образование людей являются реальными затратами.
В статье «Создание капитала образованием» [6] Т.Шульц представил оценки стоимости рабочей силы, включающие расходы на образование и стоимость труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость игнорировалась экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена ими спорной. Однако его концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что капиталовложения в человеческий капитал являются решающим фактором. По сути дела, Т.Шульц приобрел славу отца революции вложений в человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкое содержание: к ним он относил вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки.
2.2 Современные подходы к изучению человеческого капитала
А.И. Добрынин понимает под
человеческим капиталом
Виды человеческого капитала
экономисты классифицируют по
элементам затрат и инвестиций
в репродукционный процесс.
Специалисты научных
С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, способность человека к трудовой деятельности, его знания [12]. По их мнению, он складывается из природных способностей человека. Авторы считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Известный ученый-экономист Гальперин дает другое определение человеческому капиталу: его величина есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда (это - экономическая оценка человеческого капитала, его способностей) [13]. Из этих трех компонентов понятие «духовный капитал» является на сегодняшний день наименее разработанным и описываются такими человеческими характеристиками, как совесть, порядочность, критическое отношение и мышление, здравый смысл, альтруизм, взаимопомощь, способность и желание к восприятию нового, наличие интеллектуальных интересов, запросов и идеалов и т.д. В этой связи целесообразным представляется введение в научный оборот понятия «духовно-демографическая детерминация».
Выделяя позитивную и
Витальный капитал - это аккумулированная
в человеке свободная энергия
в ее информационной форме.
Она соотносится с работой,
произведенной природой по «
В процессе жизнедеятельности
каждый человек совершает
Величина социального компонента определяет качество индивида как работника. Она увеличивается с ростом удельных социальных расходов государства, а величина духовного характеризует его как носителя нравственности. Она зависит от ценностных установок индивида и его работы по их реализации -- процесса его самосовершенствования. В свою очередь, индивидуальные ценности людей во многом определяются национальным менталитетом и политикой государства в социальной сфере.
Не имея возможности дать
Влияние социальной и духовной
составляющих человеческого
ГЛАВА 3 . ПРОЦЕНТ И КАПИТАЛ
3.1 Теории процента
В теории процента Бём-Баверка фундаментальную роль играет различие между первичными и произведенными факторами производства.
В отличие от земли и труда — "исходных", или первичных, факторов
производства, предложение которых либо фиксировано, либо определяется неэкономическими решениями, капитал представляет собой — "произведенный", или промежуточный, фактор, предложение которого зависит от количества земли и труда, затраченного в прошлом на его производство.
Процент, по Бем-Баверку, возникает из отказа от текущего дохода в пользу будущего дохода: в обществе всегда есть люди, готовые заплатить за удовольствие иметь деньги сегодня и распоряжаться ими по своему усмотрению в обозримом будущем. Вопрос о том, почему норма процента есть величина положительная, на языке Бём-Баверка можно сформулировать так: почему люди охотно расстаются с некоторым количеством благ сегодня, если они уверены, что в будущем получат за это большее количество тех же благ того же качества?[14]
На это Бём-Баверк отвечает, что есть три независимые "причины", или
"основания", почему люди, как правило, предпочитают сегодняшние блага благам завтрашним, дисконтируя будущее, т.е. выражая готовность платить за обладание этими благами сегодня.
Первые две "причины" создают в экономике избыточный спрос на потребительские займы: (1) "различные условия для удовлетворения желаний" в настоящем и будущем и (2) "недооценка будущего". Третья "причина" порождает избыточный спрос на производственный кредит: (3) "техническое превосходство настоящих благ по сравнению с будущими".
Все три причины, выдвинутые Бём-Баверком, обеспечивают исчерпывающее объяснение существования процента в статичной, равно как и в динамичной, экономике. В статичном случае наличие второй причины является необходимым, но не достаточным условием существования положительной нормы процента, поскольку наличие третьей причины может породить такой прирост выпуска, который удовлетворит спрос на наличные блага. Точно так же третья причина не является ни необходимым, ни достаточным условием положительной нормы процента.
В динамичной же экономике первая причина не является необходимым, но является достаточным условием для существования положительной нормы процента.
Можно сказать также, что норма процента может быть нулевой, только если (1) доход постоянен во времени, (2) предпочтения настоящего не существует и (3) чистый продукт невозможно увеличить, откладывая потребление ради будущего производства.
Норма процента распределяет ограниченное количество наличных благ по отраслям в соответствии с общественной оценкой относительной ценности настоящих и будущих благ.
Для высоко "капитализированной" экономики характерны значительная
обеспеченность потребительскими благами и низкая норма прироста продукции при дальнейшем увеличении среднего периода производства, а следовательно и низки норма процента. Этим объясняет Бём-Баверк тенденцию нормы процента к снижению по мере изменения соотношения между затратами капитала и труда в пользу капитала.
В последнем разделе своей работы "Позитивная теория капитала" (1889) Бём- Бамрк выходит за рамки вопроса о том, почему норма процента положительна и задается вопросом о том, что на самом деле определяет норму процента.
Бем-Баверк вводит допущение, что в экономике действуют только капиталисты и рабочие. Капиталисты — это активные предприниматели, являющиеся собственниками капитала. Спрос на фонды предъявляется исключительно со стороны капиталистов, а предложение фондов создается в первую очередь за счет нераспределенной прибыли. Кроме того, весь действующий в экономике капитал состоит из средств существования, авансируемых рабочим.
Информация о работе Капитал в классической и современной экономической мысли