Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:20, доклад
Решение острых социальных проблем страны – значительное повышение уровня жизни большинства населения, качества и доступности здравоохранения, образования, науки и культуры – одновременно с укреплением государственности (включая обороноспособность страны) невозможно без кардинального улучшения ситуации в экономике и ускорения темпов ее развития. Решающей сферой для подъема экономики в целом является промышленность, и именно на ее росте должны быть сосредоточены усилия всех ветвей власти и основных экономических структур.
Как уже подчеркивалось, одной из центральных задач является выбор технологий рыночно-грамотного направления ресурсной поддержки промышленного восстановления, исключая безвозвратное субсидирование отраслей и предприятий, которые по своей экономиче ской природе обязаны быть самоокупаемыми. Представляется необходимым, чтобы ресурсы направлялись через структуры, коммерческий интерес (доходность и рентабельность) которых и их ликвидность, а следовательно само существование, всецело зависели бы от целевого и эффективного использования проходящих через них ресурсов. Оптимальной структурой для организации заказов выбранным приоритетным отраслям и продвижения средств для кредитования могут быть специализированные отраслевые лизинговые компании, работающие на коммерческих началах, но под эгидой правительства или его органов, ведающих вопросами промышленности, и в кооперации с государственно-коммерческими банками производственной сферы.
Ключевой проблемой организации программы заказов является ее обеспечение финансовыми ресурсами. В качестве исходной посылки следует принять жесткую минимизацию объема изыскиваемых средств, особенно на старте развертывания программы.
Весьма разнообразны и возможные источники формирования необходимых ресурсов, которые было бы целесообразно сконцентрировать в государственном ссудном фонде промышленности, находящемся в распоряжении государственно-коммерческих банков. Его средства могли бы использоваться исключительно на цели кратко- и долгосрочной кредитной поддержки промышленного развития; некоторые из перечисляемых ниже источников могли бы иметь своего рода депозитный характер и частично изыматься с возникновением неотложных нужд у первичного владельца соответствующего ресурса.
Приобретает общегосударственное значение задача организации экономически эффективной системы использования накапливаемых в перспективе значительных страховых и пенсионных фондов. В любом случае этот ресурс должен рассматриваться как один из масштабных и долговременных пассивов ссудного фонда промышленности, естественно, на коммерческих основах в качестве долгосрочных депозитов в банках.
Если организовать движение вовлекаемых в экономику средств по технологическим цепочкам смежных отраслей, то результатом такого движения эмитированных средств станет наращивание произведенных товарных масс, адекватных дополнительно выпущенным в обращение денежным средствам, и возникновение сколько-нибудь значительных инфляционных последствий будет исключено.
Одна из задач активной промышленной по литики – необходимость действенных усилий властей по использованию возможностей фондового рынка в интересах развития производственной, и прежде всего промышленной, сферы.
В
настоящее время сложились
Важнейшее преимущество рынка корпоративных облигаций – возможность привлечения средств многочисленных мелких инвесторов, в том числе средств населения, что весьма актуально, если учесть недоверие населения к банковской системе после ряда банковских кризисов. Этот канал мобилизации средств для развития промышленности может стать также каналом для частичного возврата вывезенного капитала.
Немаловажно также, что рынок корпоративных облигаций промышленных компаний неизбежно в процессе конкуренции за средства инвесторов как источники пассивов будет ориентировать банки на промышленное кредитование (и приобретение облигаций). Не менее важен и потенциальный рынок акций, на котором сегодня оборачиваются акции только нескольких десятков промышленных компаний.
Известна огромная недооцененность российских компаний, а подавляющая часть вполне благополучных российских промышленных структур даже не представлена на этом рынке. Целенаправленные действия государственных органов на расширение участия промышленности на рынке акций и самое главное – агрессивная политика промышленного роста, оживление общеэкономической конъюнктуры, на этой основе повышение доверия отечественных и зарубежных инвесторов – уже в ближайшие годы также могут привлечь через рынок акций многие десятки миллиардов долларов.
Ускорению модернизации промышленности страны и достижению высоких темпов роста объемов производства продукции и повышения ее качества и конкурентоспособности способствовало бы также решение следующих проблем:
– экономической ответственности предприятий за целевое использование амортизационных отчислений. Учитывая низкую эффективность запретительных мер, можно было бы установить налоговые санкции. Вместе с тем было бы правильно восстановить льготный режим налогообложения прибыли предприятий промышленности, направляемой на инвестиционные цели;
–
использования хотя бы незначительных
бюджетных средств для
– создания условий для формирования класса эффективных собственников и современных менеджеров, соблюдающих принципы деловой морали и приверженных целям развития высокоэффективного и цивилизованного бизнеса; как представляется, эта функция должна быть главной в работе промышленных министерств и ведомств;
–стимулирования прямых иностранных инвестиций в производственную сферу. В этой связи было бы целесообразно также проанализировать причины медленного продвижения соглашений о разделе продукции и принять необходимые решения по ускорению этих процессов.
Укрепление
банковского сектора –
Очевидно,
что создание благоприятного предпринимательского
и инвестиционного климата
Перед банковской системой, как и перед всей экономической сферой России, стоят исключительно сложные и весьма срочные задачи, поэтому необходимы мобилизация сил и ресурсов всех банков, хозяйства и властей для их реализации, осознание того, что только внутренние возможности совершенствования организации могут быть базой для поступательного движения страны и сохранения ее позиций в нынешнем динамичном мире.
Разумеется, изложенные направления активизации управления промышленным и в целом экономическим развитием не являются исчерпывающими. Очевидно, что необходимо срочное определение позиции страны в этих проблемах и энергичные адекватные действия. В противном случае страна может войти в застой на порядок худший, чем тот, который начался несколько десятилетий назад и, к сожалению, в сущности, продолжается.
Информация о работе Как сделать Россию промышленно развитой страной