Как сделать Россию промышленно развитой страной

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:20, доклад

Краткое описание

Решение острых социальных проблем страны – значительное повышение уровня жизни большинства населения, качества и доступности здравоохранения, образования, науки и культуры – одновременно с укреплением государственности (включая обороноспособность страны) невозможно без кардинального улучшения ситуации в экономике и ускорения темпов ее развития. Решающей сферой для подъема экономики в целом является промышленность, и именно на ее росте должны быть сосредоточены усилия всех ветвей власти и основных экономических структур.

Файлы: 1 файл

2Как сделать Россию промышленно развитой страной.docx

— 34.35 Кб (Скачать)

     Решение острых социальных проблем страны – значительное  повышение уровня жизни большинства населения, качества и доступности здравоохранения, образования, науки и культуры – одновременно с укреплением государственности (включая обороноспособность страны) невозможно без кардинального улучшения ситуации в экономике и ускорения темпов ее развития. Решающей сферой для подъема экономики в целом является промышленность, и именно на ее росте должны быть сосредоточены усилия всех ветвей власти и основных экономических структур.

     В  промышленности создается основной объем валового внутреннего продукта, кроме того, промышленность определяет  технический уровень других отраслей хозяйства и социальной сферы, и следовательно, ее положительная динамика предопределяет все общественное развитие.

     Промышленность  России отличалась существенной технологической  отсталостью еще в период до начала рыночных преобразований 90-х годов. Большинство предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, за исключением отдельных отраслей оборонного комплекса, располагало устаревающей производственной базой и практически не осуществляло модернизации производственного аппарата. Положение несколько корректировалось довольно значительным объемом ввода новых мощностей, создававшихся на более современной технической базе и в основном за счет импортного оборудования. Однако в целом нарастал технологический отрыв отечественной  промышленности  от  мирового  уровня.  В  начале 90-х  годов ситуация резко ухудшилась в силу общего промышленного спада, нарастания неплатежей, финансовой разрухи подавляющего большинства предприятий. В этот период первоочередными стали острейшие проблемы выживания, и ни о какой модернизации за счет средств предприятий не могло быть и речи (повсеместной практикой на протяжении ряда лет было использование амортизационных фондов на цели потребления).

     Неблагополучное положение в производстве вызвано в значительной (если не в решающей) мере оторванностью от него финансово-кредитной сферы. В стране сложилась уникальная по экономической несостоятельности ситуация, когда банковская система выступает чистым заемщиком по отношению к реальному сектору экономики, т.е. «выкачивает» из него и без того скудные ресурсы вместо аккумуляции их в других секторах и перелива в производство, и чистым кредитором по отношению к нерезидентам (ресурсы отечественной  промышленности  переправляются отечественными банками в зарубежную экономику).

     Необходимость безотлагательного ускорения экономического роста диктуется также исключительно сложной социальной обстановкой. Примерно половина населения (в том числе значительная часть работающих) живет в бедности или в нищете. Неблагополучна обстановка с занятостью, особенно в депрессивных районах. Обостряются демографические проблемы из-за резкого снижения рождаемости в силу общей неопределенности жизненных перспектив. Состояние материальной базы социальной сферы – здравоохранения, образования, культуры и спорта, и следовательно качество их услуг, – полностью зависит от уровня развития промышленности и поставок в эти сферы качественного оборудования.

     Состояние и динамика отечественной промышленности в решающей степени определяют перспективы обороноспособности страны. Развитие промышленности обусловливает научно-технический прогресс страны, обеспечивает материальную базу научных учреждений; внедрение научно-технических разработок в свою очередь стимулирует направления дальнейшего развития науки и ее прикладных применений. Становится все более очевидным, что без кардинального обновления материальной базы науки, без многократного повышения оплаты труда научно-конструкторских работников (что невозможно без ускорения экономического и, прежде всего, промышленного роста), возврата и закрепления научных кадров, особенно молодых, останутся нереализованными все попытки поиска прорывных направлений научно-технического прогресса, которые позволили бы стране занять достойное место в мировом технологическом движении.

     К настоящему времени в стране еще  не утрачены базовые предпосылки, позволяющие переломить ситуацию в экономике, перейти к активной политике поддержки промышленного роста. Сохраняются большие природные ресурсы, прежде всего минерально-сырьевые (хотя и быстро сокращающиеся из-за ускоренной разработки месторождений для наращивания экспорта и в силу практически полного развала геолого-разведочных работ по поиску новых провинций природных богатств), и производственная инфраструктура, не потеряны возможности восстановления кадрового потенциала промышленности. При всех издержках в основном неудачных рыночных реформ главные экономические субъекты – предприятия и активная часть населения – в определенной мере прошли школу адаптации к рыночным условиям, изменилась их мотивация к труду. Появилось достаточно большое число современных менеджеров и эффективно действующих собственников, сформировались, хотя и со значительными затратами ресурсов, системы трансакционного обслуживания экономики. Задача современного периода состоит в том, чтобы эффективно соединить эти компоненты промышленного прорыва путем целенаправленного воздействия на них со стороны государственных и деловых структур, создания необходимых условий для предпринимательской  активности всех субъектов экономики. Очень важно без промедления разработать программу перехода к активной промышленной политике и приступить к ее осуществлению.

     Под активной промышленной политикой следует подразумевать комплекс  целевых воздействий на хозяйственные процессы в промышленной сфере для достижения необходимых результатов, прежде всего, увеличения темпов роста, модернизации технологической базы, повышения качества и конкурентоспособности продукции и освоения рынков. Это позволит расширить ресурсные возможности для дальнейшего технологического развития и обновления этой отрасли. 

     Цель промышленной политики – создание технологически современной, конкурентоспособной  промышленности на основе широкой модернизации производственных фондов в основных отраслях. При этом в качестве исходного условия следует принять ориентацию на создание в конечном счете благоприятных условий для развития промышленности в целом, активизацию деятельности большинства отраслей, и прежде всего крупных предприятий. Подобная широкомасштабная модернизация позволит решить те задачи оздоровления экономической и социальной обстановки в стране, о которых говорилось выше (в сущности речь идет о создании благоприятного экономического фона за счет агрессивной политики промышленного роста). Это не противоречит условию концентрированного использования неизбежно ограниченных ресурсов на отдельных направлениях – важно, чтобы эти направления оказывали мультипликативный эффект на сопряженные отрасли и промышленность в целом. Естественно, речь не может идти об отказе от преимуществ международного разделения труда, интеграции и кооперации в рамках различного рода экономических союзов и сообществ. Однако важно учитывать  исторические характеристики существующей промышленности как многоотраслевого, самодостаточного, единого народного хозяйства, о целостном воссоздании которого и должна идти речь. При разработке программ следует  также уделить первостепенное внимание многогранным региональным аспектам функционирования промышленных структур в условиях многонациональной страны как особо важным для успеха всей программы реконструкции промышленности и на этой основе решения экономических и социальных проблем регионов.

     Одно  из главных ограничений, которое  должно быть принято из-за напряженности бюджета, – отказ от финансирования промышленного развития за счет дополнительной нагрузки на бюджет. Принципиально исходным положением должно быть условие, при котором ресурсы вовлекаются в экономику на рыночной, коммерческой, возвратной, т. е. кредитной, основе. Строго единичные исключения должны находиться под жестким государственным и общественным контролем.

     Важнейшим условием промышленной политики является предотвращение развертывания инфляционных процессов. Это потребует филигранной работы органов, регулирующих экономику, прежде всего денежных властей, по безинфляционному включению в экономику этих дополнительных ресурсов.

     Определяющее  условие успеха (или неудачи) промышленной политики – эффективность (или неэффективность) усилий по восстановлению кадрового потенциала промышленности. Очевидно, для этого необходима разработка специальной программы, принятие комплекса мер по резкому улучшению оплаты труда в производственной сфере и повышению его престижности, создание  преференций, например в ипотечном кредитовании, привлечение квалифицированных инженерных и рабочих кадров из соседних и развивающихся стран, воссоздание на современной основе профессионально-технического образования и др.

     В сложившихся условиях центральный вопрос – выявление ключевых звеньев промышленной структуры, на которых должны быть сосредоточены дополнительно мобилизуемые потенциальные ресурсы. Представляется, что такими  ключевыми звеньями должны стать отрасли, замыкающие межотраслевые технологические цепочки. Их ускоренное развитие явится «локомотивом» для смежных отраслей, которые в свою очередь будут стимулировать развитие своих поставщиков и т.д. Другим, не менее важным приоритетом государственной политики должна быть поддержка отраслей высоких технологий. Она будет способствовать повышению научно-технического уровня производственной сферы и экономики в целом.

     Главным направлением поддержки промышленности следует считать политику и практику заказов. Именно через организацию заказов ограниченное количество социально значимых и высокотехнологичных отраслей получит решающую государственную поддержку, направленную на оздоровление общепромышленной (и всей экономической) конъюнктуры.

     Наиболее  адекватным отмеченным выше требованиям при выборе отраслей для приоритетной поддержки является гражданское авиастроение. Относящееся к наиболее высокотехнологичным выходным звеньям межотраслевых технологических цепочек оно обеспечивает загрузку мощностей сотен предприятий смежных отраслей, сохраняя при всех пессимистических оценках разного рода круглых столов и кампаний в СМИ свой производственно-конструкторский потенциал, включая основной кадровый состав.

     Другой ключевой отраслью, требующей государственной приоритетной поддержки, является сельскохозяйственное машиностроение, которое также может обеспечить повышение загрузки мощностей в смежных отраслях и укрепить материальную базу аграрной сферы, поставляя селу современную и относительно недорогую (в сравнении с импортной) технику. В ситуации, когда  импорт продовольствия по ряду позиций достигает половины потребления в стране и, следовательно, продовольственная независимость весьма условна, значение этого направления невозможно переоценить.

     Нефтяная, нефтеперерабатывающая, газовая промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность имеют крупные внутренние ресурсы для развития в силу значительных объемов экспортных поставок, устойчивого спроса на продукцию большинства из них, сравнительно неплохого финансового положения, в частности, за счет использования своих монопольно-технологических преимуществ. Кроме того, наращивание производства в отмеченных выше приоритетных отраслях будет способствовать росту спроса на продукцию этих базовых и сырьевых отраслей посредством технологических связей и тем самым формировать у них дополнительные ресурсы.

     Единственным  целесообразным исключением в пользу этих базовых отраслей может быть целевая поддержка их отдельных предприятий в депрессивных районах. Нельзя также не учитывать, что большинство из перечисленных базовых и сырьевых отраслей были и остаются одним из главных каналов вывоза капитала; известны также данные о масштабном сокрытии ими доходов через внутриотраслевое ценообразование и другими методами. Следовательно, государственное регулирование и поддержка этих отраслей может состоять, прежде всего, в налаживании квалифицированного менеджмента, становлении системы эффективных собственников, контроля за прозрачностью финансового хозяйства и на этой основе рациональном использовании обращающихся в этих отраслях громадных ресурсов. Отрасли тяжелого, энергетического, химического и нефтяного, а также транспортного машиностроения могут быть загружены заказами перечисленных сырьевых и базовых отраслей, а также получат определенную поддержку через отмеченные выше заказы инвестиционному машиностроению. Что касается легкой и пищевой отраслей промышленности, то их развитие будет определяться ростом потребительского спроса, неизбежно ускоряющегося при промышленном подъеме и оздоровлении экономической ситуации. Целевая поддержка заказов этим отраслям может быть оправдана в единичных случаях для депрессивных районов.

     Общим принципом промышленной политики развития всех отраслей должно  являться обеспечение максимальной загрузки мощностей и увеличения объемов производства. Это позволит основной массе предприятий восстановить полноценную экономическую деятельность, наладить финансовое хозяйство, рассчитаться с долгами, а самое главное – расширить инвестиционные возможности за счет как роста и целевого использования амортизационных отчислений, так и увеличения собственной прибыли для инвестирования и на этой основе – хотя бы частично модернизировать производственный аппарат и поддерживать его в работоспособном состоянии.

Информация о работе Как сделать Россию промышленно развитой страной