Электроэнергетика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Введение
В данной работе рассматриваются современные системы электроэнергетики ее цели и задачи. Об актуальности этой темы свидетельствует следующее:
Электроэнергетика - одна из наиболее фондоемких отраслей промышленности, выполняющая системообразующую роль в народном хозяйстве любой промышленно-развитой страны. Основная особенность электроэнергетики - это непрерывность и практическое совпадение во времени процессов производства, распределения и потребления электроэнергии. Отсюда возникают главные технические и организационные проблемы отрасли, поскольку в ней полностью отсутствует прямая возможность складировать готовую продукцию энергетического потока, в то время как режим работы региональных энергосистем и единой энергосистемы страны, должны быть направлены на покрытие переменной части суточных, недельных, сезонных и годовых графиков электрических нагрузок.
В этой связи при планировании электроэнергетического хозяйства нельзя ориентироваться только на показатели средней мощности электроснабжения. Здесь обязательно учитывается вероятность возникновения крайне неравномерного режима электропотребления, что в корне отличает электроэнергетические предприятия от подавляющего большинства других производственно-коммерческих структур, где основной задачей обычно является нацеленность на ритмичный режим работы, а не на оперативное, с высочайшей надежностью выполнение электроэнергетических заказов потребителей. Иначе и быть не может, ибо даже при кратковременном нарушении работы энергосистемы или ее перегрузке потребители рискуют недополучить электроэнергию, а то и вовсе оказаться отключенными от энергосистемы с вытекающими отсюда последствиями. Чтобы до предела снизить вероятность появления такой ситуации необходимо постоянно сохранять баланс между генерированием и потреблением электроэнергии. Обеспечить данный баланс при переменной электрической нагрузке и аварийных ситуациях можно двумя путями: созданием определенных резервных мощностей региональных энергосистем и созданием мощных межсистемных электрических сетей для перетока электроэнергии в случае необходимости из одной региональной энергосистемой в другую.
Во всех промышленно развитых странах с рыночной экономикой государство в значительной степени влияет на функционирование и развитие энергетики. Несмотря на то, что рыночные механизмы, по мнению безусловного большинства экспертов в области электроэнергетики, являются основополагающим фактором для определения объемов производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, экспортно-импортных операций с ними и, наконец, формирования структуры энергобаланса, стратегическая важность энергетики для обеспечения нормальной жизнедеятельности экономики и ее потенциальная опасность для окружающей среды составляют главные причины вмешательства государства в дела энергетического сектора. Особенно это относится к электроэнергетике, которая является частью единого энергетического комплекса страны, охватывающего добычу и транспорт энергетических ресурсов, их непосредственное использование энергопреобразующими установками, а также транспорт, распределение вторичной энергии (электроэнергии и тепла) и ее применение у потребителей. Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об актуальности рассматриваемой темы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Таким образом, можно резюмировать, что в России в результате непродуманного акционирования электроэнергетики в 1992-93 гг. «выпустили джинна из бутылки с наклейкой «Министерство энергетики», и он превратился в многоголовую гидру. Каждая голова гидры присосалась к своему региону и требует персонального тарифного подношения. Так что бывшая естественная монополия выродилась во множество обычных монополий на местах с произвольным установлением для них тарифов, разнящихся по стране в 3-4 раза. «Реформа» электроэнергетики позволит директивно, простым делением, увеличить в каждом регионе число голов гидры. Причем декларируемой конкуренции между ними не возникнет как из-за отсутствия в большинстве регионов избыточных мощностей, так и вследствие различия технологических возможностей электростанций, включая различную скорость регулирования их мощности и ограничение по экономическим соображениям дальности передачи электроэнергии» .

Привлечение инвестиций. По мнению авторов реформы конкуренция и рынок электроэнергии необходимы для привлечения инвестиций в отрасль. Однако, несомненно, что организационное расчленение Единой энергетической системы ведет к потере ее прежних системных свойств и качеств, и, как следствие, к существенному снижению инвестиционной привлекательности постреформенных компаний, которые будут принадлежать разным собственникам. При этом инвестиционная привлекательность таких вновь образованных из РАО «ЕЭС России» компаний окажется ниже их нынешней в составе данного холдинга еще по одной причине. В результате реформирования были упразднены региональные АО-энерго, в связи с чем, повсеместно исчезли «классические» ответственные поставщики электроэнергии, что увеличивает риски для инвесторов. Полноценно ответственным, то есть гарантирующим, поставщиком объективно может быть только лицо, владеющее всем комплексом средств электроснабжения, обеспечивающих производство, передачу и распределение электроэнергии, то есть конечный результат. Очевидно, что сбытовые компании или региональные сетевые компании, которые должны выполнять функции гарантирующих поставщиков по замыслу реформы, полноценно этим критериям не соответствуют.

Отрадно отметить, что исследователи, критически оценивающие проводимую реформу электроэнергетики, излагают не только свои оценки происходящим процессам, но и говорят об альтернативе, во всяком случае, до тех пор, пока это не становится бесполезным. Итак, несомненно, что проводимая реформа позволит избавиться от нынешнего, во многом фиктивного государственного регулирования тарифов, и актуализировать для потребителей существенно более высокие рыночные цены на электроэнергию. Возможно, что дальнейшее подорожание электроэнергии будет провоцироваться созданием ее дефицита за счет закрытия наименее эффективных электростанций без замены на новые, так как ни один новый собственник не станет держать убыточные активы. Вероятно также, что с подорожанием электроэнергии малорентабельные потребители начнут сворачивать производство или закрываться. Вследствие этого выручка оптовых и территориальных генерирующих компаний будет падать, что может привести к деградации уже их собственных активов и бизнеса, сворачиванию производства электроэнергии, ее новому подорожанию и т.д. Процесс этот может стать  саморазвивающимся, и, в конце концов, многие энергокомпании – генерирующие, сбытовые, сервисные и их потребители вместе окажутся в условиях кризиса.

По мнению оппонентов нынешней реформы электроэнергетики, альтернатива проводимым преобразованиям определяется самой историей и идеологией Единой энергетической системы [4, 5]. Как известно, ЕЭС создавалась как единый промышленный комплекс, все характеристики и свойства которого сохранялись лишь при его целостности и соблюдении предписанных правил его эксплуатации. Отказ от ЕЭС и разделение ее на хозяйственно самостоятельные функциональные части с окончательным упразднением их былого организационного единства и управления могут привести к прекращению практики надежного электроснабжения страны. Чтобы восстановить прежнюю эффективную работу ЕЭС, необходимо привести ее структуру хозяйствования и управления в соответствие с ее бассейновой технологической структурой. Для этого в хозяйствующих субъектов - акционерные общества - следует превратить объединенные энергосистемы («объединенные АО-энерго»), образующие шесть сообщающихся бассейнов. Они должны стать основными производителями электроэнергии и единственными ее поставщиками соответствующим потребителям. Такая реорганизация необходима для максимального увеличения загрузки крупных, более эффективных станций, восстановления оптимальных перетоков электроэнергии и, тем самым, снижения тарифов. Для этого тарифы надо устанавливать не по регионам (областям), а в границах каждого объединенного АО-энерго как средневзвешенные при смешивании электроэнергии различной стоимости соответствующих станций на этих территориях. Чтобы это произошло, все тепловые станции, включая региональные ТЭЦ на территории каждого бассейна, должны стать собственностью соответствующего объединенного АО-энерго. Для того, чтобы невыгодно было летом обогревать атмосферу эксплуатацией ТЭЦ, как это происходит в наши дни, тарифы целесообразно устанавливать сезонными – более высокие зимние и, более низкие, летние. При этом они должны рассчитываться исходя также из максимально возможной первоочередной загрузки атомных электростанций, действующих в данном бассейне. Тогда, чтобы сводить годовые балансы продаж электроэнергии и получаемой за нее выручки, объединенные АО-энерго вынуждены будут, как и прежде, добиваться максимального снижения себестоимости киловатт-часа и его транспортировки, в том числе за счет более рациональных перетоков внутри своих бассейнов и питающихся от них соответствующих региональных.

Нынешние же региональные генерирующие компании реорганизуются в дочерние компании соответствующих объединенных АО-энерго. Учитывая неделимость процесса электроэнергоснабжения, эти дочерние компании будут ответственными за его конечный результат перед всеми потребителями своего региона. Для этого объединенным АО-энерго целесообразно передать все распределительные сети внутри регионов, принадлежащие сейчас региональным сетевым компаниям, включая так называемые коммунальные на самые низкие напряжения. Магистральные сети высокого напряжения возможно сохранить обособленными в рамках их нынешнего собственника – Федеральной сетевой компании.  С появлением в регионе одного лица, ответственного за его энергоснабжение, и исчезновением каких-либо недобросовестных посредников-спекулянтов, что тоже скажется на снижении тарифов, станет единой и прозрачной система расчетов с потребителями и производителями электроэнергии, а также выплата налогов в бюджет.

Учитывая, что Системный оператор осуществляет единоличное управление технологическими режимами работы Единой энергетической системы России и уполномочен на выдачу обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления команд, то материнская компания РАО «ЕЭС России» действительно может прекратить свою деятельность, как это и планируется авторами реформы. Остается добавить, что элементы государственного регулирования в электроэнергетике должны реализовываться не только посредством индексирования тарифов, с чем уже не первый год справляется Минэкономразвития и подведомственная ему Федеральная служба по тарифам, но и, в первую очередь, посредством планирования развития ЕЭС с точки зрения экономики, экологии и безопасности. Этим, например, много лет занимаются государственные регуляторы в США [2].

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности стратегий энергетических компаний

 

3.1. Стратегия ОАО «Ленэнерго»

Модернизация технической базы и повышение инвестиционной привлекательности компании на фоне положительной динамики ее капитализации. Максимально эффективная система управления и высокий профессионализм сотрудников ОАО «Ленэнерго» направлены на достижение общих целей развития компании и государства в целом.

Стратегия ОАО «СУЭК» (Сибирская угольная энергетическая компания).

Мы обеспечиваем максимальную надежность поставок энергоресурсов для наших клиентов.

Мы ведем непрерывную оптимизацию операционной деятельности и затрат, понимаем и эффективно используем ключевые драйверы стоимости компании.

Мы создаем и внедряем инновационные технологии в производстве, обогащении угля, углехимии, а также в производстве электроэнергии.

Мы осуществляем трансфер наиболее современных зарубежных технологий, управленческих практик и принципов делового поведения в российскую бизнес-среду.

Мы активно участвуем в развитии таких значимых регионов России как Сибирь и Дальний Восток, включая развитие угольных месторождений, строительство новых энерго и тепломощностей, создание инфраструктуры, рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет.

Совместно с государством и промышленным сообществом мы воплощаем перспективные замыслы, а также делимся нашим экспертным мнением в дискуссиях, направленных на формирование рыночной среды в угле и электроэнергетике.

Мы постоянно производим идентификацию и мониторинг значимых тенденций и рисков в мировой энергетике и экономике, стараемся адекватно отвечать вызовам мирового экономического кризиса.

Мы следим за качеством нашей продукции и постоянно повышаем наши стандарты качества.

Разработка нашей стратегии является не разовым мероприятием, а постоянным процессом поиска, оценки и утверждения адекватных текущей реальности эффективных бизнес-решений.

Мы надеемся, что реализация принятой стратегии позволит СУЭК в течение ближайшего десятилетия еще больше укрепить свои позиции среди ведущих мировых энергетических компаний, вызывающих стабильный интерес и уважение профессионального и инвестиционного сообщества.

 

3.2. Стратегия ОАО «Газпром»

Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок. В электроэнергетике определены следующие стратегические цели: диверсификация рисков тарифного регулирования, оптимизация топливного баланса и достижение синергетического эффекта от совмещения газового и электроэнергетического видов бизнеса. Основное внимание планируется уделять увеличению доли угольной генерации нового поколения и повышению КПД в газовой генерации, что позволит обеспечить эффективное использование газа при растущих энергетических потребностях российской экономики.

Реформа электроэнергетики России предоставила «Газпрому» возможность приобретения электрогенерирующих мощностей. Группа «Газпром» уже консолидировала контрольный пакет акций ОАО «Мосэнерго» и планирует получить контроль над ОАО «ТГК-1», ОАО «ОГК-2», и ОАО «ОГК-6», а также меньшие доли участия в капитале ряда других генерирующих компаний.

Группа «Газпром» изучает возможности инвестирования в европейские электроэнергетические активы. Расширяется сотрудничество с энергоснабжающими компаниями, обладающими клиентской базой и комплексом технологий, которые помогут увеличить присутствие Группы на международном рынке электроэнергии. «Газпром» стремится участвовать в проектах по разведке, добыче, транспортировке и сбыту углеводородов в третьих странах в рамках стратегии «глобального присутствия» компании на мировом рынке нефти и газа, используя при этом как участие в конкурсах и аукционах, так и операции обмена активами [10].

В марте 2007 г. подписано соглашение о разделе продукции с ливийской компанией National Oil Company, регулирующее участие «Газпрома» в разведке и разработке углеводородов блока №19, расположенного на шельфе Средиземного моря. По условиям договора на блоке планируется выполнение сейсморазведочных работ и бурение шести скважин. Инвестиции на период до 2012 г. составят 200 млн долл. Также в 2007 г. выигран тендер на разработку углеводородов в Ливии на сухопутном участке №64, расположенном в бассейне Гадамес. Группа планирует инвестировать около 100 млн долл. в проведение ГРР по проекту. Согласно предварительным оценкам, ресурсы нефти на участке №64 составляют 20 млн т. Кроме того, в декабре 2007 г. в рамках подписанного с БАСФ соглашения по обмену активами «Газпром» получил 49% в ливийских нефтяных концессиях С96 и С97.

ОАО «Газпром» на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) участвует в процессе восстановления добычи газа на месторождении «Шахпахты» (ежегодная добыча — около 500 млн куб. м). В 2007 году Группа переоформила лицензии с целью геологического изучения недр на семь инвестиционных блоков на право пользования недрами Устюртского региона Узбекистана. В соответствии с программой геолого-разведочных работ, одобренной правительством Узбекистана, Группа планирует в течение пяти лет инвестировать около 400 млн долл. в проведение ГРР в регионе.

ОАО «Газпром» участвует в проекте обустройства 2-й и 3-й очередей месторождения Южный Парс. Реализацией проекта занимается консорциум в составе: Total (Франция) — 40%, Petronas (Малайзия) — 30%, ОАО «Газпром» — 30 %. Официальная передача иранской стороне функций оператора над береговым газоперерабатывающим комплексом состоялась в июне 2004 года. В настоящее время проект находится в стадии возврата инвестиций, завершение которой ожидается во второй половине 2009 г.

В сентябре 2008 года ОАО «Газпром» и Нигерийская национальная нефтяная корпорация (NNPC) подписали меморандум о взаимопонимании. Документ предусматривает реализацию совместных проектов в сферах геологоразведки, добычи, транспортировки углеводородов, проектировки системы сбора и переработки попутного нефтяного газа, строительства объектов электроэнергетики в Нигерии. Для осуществления этих целей планируется создание российско-нигерийского совместного предприятия [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Электроэнергетика - важнейшая инфраструктурная часть экономики, обеспечивающая производство электроэнергии; крупнейший потребитель топливных ресурсов с набольшими возможностями их взаимозамещения, играющий ведущую роль в формировании топливно-энергетичсского баланса страны и регионов; сложнейшая техническая система с жесткими законами функционирования и высокой централизацией оперативно-диспетчерского управления процессами производства и передачи электроэнергии; а также - это большая экономическая система, объединяющая множество хозяйственных субъектов различных форм собственности. Любые просчеты в этой области имеют тяжелые, непоправимые последствия.

История российской Единой энергетической системы насчитывает более 50 лет, ее формирование и развитие осуществлялось в условиях  советского планового хозяйствования, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. По существу, реформа электроэнергетики в нашей стране проводится в отношении той отрасли, которая досталась современной России в наследство от Советского Союза, ибо все вводимые за последние 15 лет объекты и мощности проектировались и строились еще в Советском Союзе.  Из этого можно заключить, что, пожалуй, единственной актуальной формой функционирования ЕЭС России является форма естественной монополии.

Информация о работе Электроэнергетика России